Конспект урока по теме "Деление с остатком. Закрепление"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика, УМК «Перспектива», деление с остатком


Цели: Обобщить знания и умения выполнения алгоритма деления числа с остатком.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Проверить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • Формировать навыки умений решать логические задания

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти,
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
  •  наблюдательности и любознательности,
  •  развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

  • Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

ТИП УРОКА: Закрепление изученного.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Целеполагание и мотивация.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

6. Первичное закрепление.

7. Контроль и самопроверка.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети!

Начнем наш урок с традиционного диалога.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Поговорим. О разном и о главном.

- Ведь что-то знаем мы.

- А что-то мне известно. Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

- Дайте себе установку.

Хором – Я САМ!

Я  УМЕЮ УЧИТЬСЯ!

- Поднимите картинку, которая соответствует вашему настроению в начале урока.

2. Актуализация опорных знаний

Послушайте стихотворение.

Делим солнце! Чур на всех!
Делим дождик! чур на всех!
Иногда так получается, что не делится на всех
Разделим то. Что делится
А частичка пусть останется
Ведь ничего не сделаешь
Так в жизни получается!

- Скажите, можно разделить солнце или дождик? Нет

- Но на уроке математики вы умеете вычислять с помощью действия деления? Да

- Давайте вспомним, как называются компоненты при делении?

- Как найти неизвестное делимое?

+ Надо делитель умножить на частное.

- А как найти неизвестный делитель?

+ Надо делимое разделить на частное.

- Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?

+ Наверно эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.

Для чего мы вспомнили это? Значит пригодится!

Лото.

Итак, начнем наш урок с устного счета.

1. Задача на смекалку:

- Утка на 2 кг легче, чем гусь, но на 4 кг тяжелее, чем курица. На сколько кг курица легче, чем гусь?

2. Математическая цепочка.

3. Разделите выражения на группы.

- Что значит, нельзя разделить?

Задача. Можно ли разделить 13 яблок поровну между 4 ребятами?

- Девочка считает, что разделить нельзя, а как вы считаете? (можно разделить, разделится с остатком)

- Как решить? Решаем задачу.

3. Целеполагание и мотивация

Постановка проблемы.

- Скажите, какая тема нашего урока? (деление с остатком - на доске или в презентации)

Это новая тема? Нет а как называется такой урок? ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Какие цели поставим перед собой? (на доске)

  • ХОЧУ
  • НАДО
  • МОГУ  (хором – я хочу все знать

Мне надо научиться считать примеры и задачи на деление с остатком. Я могу получить эти знания)

4. Мозговой штурм. Работа в группах

- Вы сейчас будете проводить мини-исследование. Выберете свой способ решения и сделайте вывод. Потом мы заслушаем ваши выводы. На столе у каждой группы эталон.

1 группа: Проведите мини-исследование: «При решении примеров на деление с остатком каким должен быть остаток?».

(У каждой группы инструкция и лист для доказательства) например 13:4=

1) остаток должен быть равен делителю.

2) остаток должен быть больше делителя.

3) остаток должен быть меньше делителя.

Выбрать правильный ответ и доказать.

2 группа: Проведите мини-исследование:

«Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное равно 0, …..в каких случаях?» 7:8=

1) остаток равен делимому

2) остаток равен делителю

3) остаток меньше делимого

3 группа: Проведите мини-исследование и составьте алгоритм нахождения делимого: … : 8=7 (ост.3)

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

5. Мозговая гимнастика

а) Ленивые восьмерки (Упражнения активизируют структуру головного мозга, повышают устойчивость внимания).

б) Уронить голову, дышать глубоко. Расслабить плечи.

Голова медленно качается. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию

(Упражнения стимулируют мыслительные процессы)

6. Первичное усвоение новых знаний

Дети обосновывают свои выводы поочерёдно. Приводят доказательства.

На доске вывод 1 группы.

1. Остаток должен быть меньше делителя

Вывод 2 группы.

2. Если делимое меньше делителя, то частное =0, а остаток =делителю

Вывод 3 группы.

Алгоритм:

Вывешивается на доске:

7. Физминутка

- Ребята, я для вас приготовила примеры на листочках, но на перемене когда мы проветривали класс, подул  ветерок и все листочки разлетелись у вас под партами. Так что, попрошу вас, их найти.

Ищут листочки с заданием: под партой, под стулом и т.д.

А) Работа в парах самостоятельно.

- Все нашли?

- Молодцы. А теперь я вас попрошу объединиться в пары по цвету карточек и решить вместе свои примеры

(Дети объединяются в пары сильный - слабый ученик).

- Как пишем в тетради?

+ Красиво и аккуратно.

- Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Расположите тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались.

- При необходимости, обращаемся к алгоритму вычисления.

Проверка.

- Подойдите к демонстрационному столу, возьмите карточку с примером и готовым ответом и проверьте себя.

Решим задачу, откройте учебник.

Записывают в тетради и на доске частично.

8. Осознанное осмысление учебного материала

Работа в группах.

Слайд №8.

- Ребята, у меня есть карточки трёх цветов: это «красная», «голубая Ребята, у меня есть карточки трёх цветов: это «красная», «голубая» и «зелёная».

  • «Красная » - сложное задание;
  • «Голубая» -  средней сложности задание;
  • «Зеленая » – легкое задание.

- Выберите задание по силам. 1 карточка (зелёная)

Выполните деление с остатком.

9:6=               35:6=                     58:7=

23:9=             30:4= 

2 карточка (голубая)

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

44:6=              35:6=                     58:7=

87:9=              30:5=                      64:8=

3 карточка (розовая)

Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.

2 * : 3 = 7 ( ост. *)       4* : 7 = * (ост. 5)

*9 : 7 =*  (ост. 3)         *9 : 7 = 9 (ост. *)

7*:5=9 (ост*)

каждая группа выбирает

Дети самостоятельно работают в группах. Учитель координирует и организует работу группы.

Подведение итога.

Учитель комментирует оценки.

  • Молодцы 1-я группа, решили правильно все примеры. Вы получаете «5».
  • Хорошо справилась и 2 группа. Все примеры решили верно. И получают «4».
  • 3 группа решали по алгоритму и также неплохо справились с заданием и получают «..».

9. Первичное закрепление

Задания в группах. Перед вами оценочный лист. Выполнив 1 задание, вы оцениваете работу группы. Если вы уверены, то ставите зелёный кружок. Если нет - красный.

Закрепление у доски кол-но.

1) Творческое задание.

№ 1. Творческое задание. Какие задания можно дать к следующим записям?

37 :      =     (ост. 1)

52 :      = 7 (ост….)

Выполните задание.

№ 2. Проанализируйте и найдите ошибки. Обоснуйте.

29 : 4 = 7 (ост.1)

13 : 4 = 2 (ост.5)

26 : 5 = 5 (ост.1)

№ 3. Классификация
Реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
56 : 8 =                  45 : 8 =
39 : 5 =                  35 : 5=
65 : 7=                   9 : 4=
27 : 6 =                  48 : 7 =
15 : 3 =                   81 : 9 =

Оценочный лист. Группа № _____

Задания

№ 1

№ 2

№ 3

Итоговая оценка

 

 

 

 

10. Самостоятельная работа в тетрадях. Разноуровневое задание

Вариант А

Вариант Б

18 : 5= 

28 : 2=

29:7=

34: 10=

37 : 9=

47 :15=

23 : 3=

75 : 25=

56 : 9=

59 :28=

68 : 8=

100 : 45=

50 : 8=

90 : 35=

44 : 6=

78:12=

11. Контроль и самопроверка

Тест «Верно или неверно».

- Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный. Выполним тест.

- Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

- 23:3=6 (ост.5)

- При делении на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2.

- Проверьте тест по ключу. Оценочный  лист каждой группы

- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком.

  • Если всё правильно – улыбающееся
  • Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное
  • Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко.

- Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.

- А теперь, кто серьёзное солнышко.

- Молодцы.

12. Подведение итогов, рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.

- Как вы, считаете, мы, достигли цели?

+ Да.

Докажите.

+ Мы выяснили, как можно делить примеры с остатком.

- Какие правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком? (на доске все правила)

Рефлексия

1. Солнышки.

2. Методика пяти пальцев.

- Приготовьте свои ладошки.

Мизинчик – мыслительный процесс.

- Что мы узнали нового?

 -Что сегодня делали? 

Безымянный – близость цели.

- Добились ли желаемого результата?

Средний - состояние духа.

- Каким было настроение на уроке?

Указательный - помощь.

- Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь?

Большой – благодарность.

Поблагодарите друг друга за урок.