Высокое качество образования во многом зависит от наличия высокопрофессиональных педагогов. Обновление кадрового потенциала – актуальная задача, обозначенная Правительством Российской Федерации, предполагающая реализацию целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогических работников, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога.
Аттестация педагогических работников призвана решать задачи обеспечения системы образования квалифицированными кадрами, их оптимальное и целесообразное использование в соответствии с профессиональной подготовкой и личными возможностями, стимулирование постоянного роста профессионального мастерства.
Аттестация педагогического работника сегодня – это далеко не формальная процедура, это самооценка профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период. Аттестация - это процесс двусторонний, который предполагает, с одной стороны, внутренний самоанализ педагогической преподавателя, поставленных целей, результатов их реализации за определенный период, с другой стороны, внешний анализ эксперта этой деятельности.
Успех процедуры аттестации педагога во много зависит от методического сопровождения педагога старшим воспитателем или методистом в межаттестационный период.
В нашей дошкольной организации, как и во многих других, есть педагоги с более чем двадцатипятилетним стажем работы, есть педагоги, которые только-только закончили учебные заведения. Как правило, педагоги-стажисты прекрасные практики, полные сил, энергии и любви к детям. Молодые специалисты – обычно приходят в большинстве случаев с завышенной самооценкой, нездоровыми амбициями. Педагоги-стажисты стеснительны, несколько робки и зажаты, молодые педагоги, напротив, очень амбициозны, проявляют напор и желание «засветиться».
Подходит срок аттестации, и выходит, что ни первые ни вторые не могут показать результаты собственной педагогической деятельности. В этой связи, актуальность проблемы послужила основанием к разработке системы методического сопровождения педагогов в межаттестационный период.
В связи с тем, что аттестация педагога осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
В связи с этим методическое сопровождение педагога заключаем в следующие направления:
- стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда;
- развитие личной творческой инициативы педагога;
- отражение динамики качества образования воспитанников по результатам деятельности аттестуемого педагогического работника.
Таким образом, выделяется 3 вида деятельности в работе с каждым педагоги и специалистом ДОО:
- диагностическая;
- развивающая;
- коррекционная.
Остановимся на каждой более подробно.
Диагностическая деятельность своей целью имеет объективное и многостороннее и изучение личности и деятельности педагога. На данном этапе с помощью тестов и анкет, посещения занятий, наблюдений объективно оцениваются теоретические знания педагога, оценивается эффективность использования специальных умений и навыков педагогом, изучаются личностные особенности и профессионально значимые качества педагога. Составляется swot-анализ педагога, который отражает сильные и слабые стороны, риски и возможности. С данными анализа знакомим педагога в обязательном порядке.
Развивающая деятельность обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности. Здесь идет обеспечение повышения профессионального мастерства и психолого-педагогической компетенции педагога. Обязательно прохождение курсов повышения квалификации, всевозможных семинаров, мастер-классов, районных методических объединений, творческих лабораторий. Также развивающая деятельность предполагает создание условий, дающих педагогу возможности для проявления творчества и инициативности. Предлагаем педагогам выступить на конференциях, конкурсах профессионального мастерства, провести мастер-класс для педагогов ДОО по теме самообразования. Формируем навыки эффективного педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса – детьми, родителями и педагогами.
Коррекционная деятельность заключается в том, что педагогу оказывается помощь в преодолении возникающих профессиональных и личностных проблем. Здесь на помощь приходит психологическая служба ДОО, которая формирует у педагогов интереса к использованию знаний практической психологии, проводит тренинги саморегуляции и рефлексии, семинары-практикумы по преодолению страха публичного выступления, синдрома эмоционального выгорания.
Хочется отметить, что этапы развивающей и коррекционной деятельности неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.
Независимо от стажа работы, обязательно своевременно знакомим педагогических работников с приказами и информационными письмами разных уровней. Консультируем педагогов по проведению самоанализа профессиональной деятельности, подготовки к аттестации с целью соответствия занимаемой должности. Предоставляем педагогам и специалистам необходимый инструментарий для проведения самоанализа:
- информационную карту «Самоанализ профессиональных достижений педагога»
- памятки для самоанализа занятия
- опросники «Самооценка профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников»
Также предлагаем педагогам провести процедуру аттестации в ДОО, так сказать обыграть предстоящий сценарий собственного выступления. Сейчас не требуется представление на аттестующегося в обязательном порядке, но мы такое представление составляем, как стимул, как мотив к успеху, ведь в нем отражены личностные и профессиональные качества. Воспитатель, зачитав представление, приглашает педагога к представлению собственного опыта в межаттестационный период перед комиссией ДОО, коллегами. Представляет для оценки рабочую программу педагога, заявление, лист самооценки, задачи работы на следующий межаттестационный период, портфолио педагога, аналитический отчет за межаттестационный период. Начинает зачитывать защитное слово и демонстрирует презентацию. После выступления, члены комиссии задают вопросы педагогу, на которые он отвечает. Мы считаем, что подобное пробное выступление, очень хорошо подготавливает педагога к настоящей процедуре аттестации, есть возможность пережить свои собственные эмоции и страхи, есть возможность публично выступить, ответить на вопросы коллег по теме аттестации, возможность скорректировать свое собственное выступление.
Таким образом, в работе в межаттестационный период мы стараемся создать условия веры педагога в свои собственные силы, раскрытие своих скрытых возможностей, оказать всестороннюю помощь внутри ДОО.
Результатом только лишь совместных усилий педагога и методической службы, всего ДОО в целом, обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. Равномерное распределение усилий, направленных на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность, а все это вкупе будет означать успех на процедуре аттестации в целях установления квалификационной категории.
Список литературы
1. Петухов С.Ю. Повышение качества образования через методическое сопровождение педагога в межаттестационный период / С.Ю.Петухов, Г.В.Петухова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11652/ (дата обращения: 11.09.2020).