Целевая аудитория: обучающиеся 4–6-х классов.
Длительность занятия: 40 минут.
Цель занятия: развитие креативного мышления обучающихся.
Задачи:
- Развитие семантической и образной адаптивной гибкости мышления.
- Развитие творческого потенциала.
- Развитие стремления к интеллектуальной новизне.
План:
- Приветствие (2 минуты)
- Вводная часть (3 минуты)
- Гимнастика для мозга (3 минуты)
- «Изобретатель» (5 минут)
- «Путешествие Гулливера» (5 минут)
- «Стоп кадр» (5 минут)
- «Активные буквы» (10 минут)
- Полезные советы (5 минут)
- Рефлексия (2 минуты)
Необходимые материалы:
- Презентация.
- Листы бумаги.
- Ручка/простой карандаш.
- Цветные карандаши/фломастеры.
Ход занятия
1. Приветствие (2 минуты)
Приветственное слово педагога, обсуждение правил работы.
2. Вводная часть (3 минуты)
Сегодня наше занятие будет посвящено развитию креативного мышления. Кто-то когда-нибудь слышал такое понятие? Как вы думаете, что такое креативность?
Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.
Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.
3. Гимнастика для мозга «Ухо-нос» (3 минуты)
Инструкция: Для того чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам сделать небольшую разминку для мозга.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук (правая рука – кончик носа, левая рука – правое ухо). Повторите упражнение 5 раз.
4. Игра «Изобретатель» (5 минуты)
Инструкция: Выберите один из предметов, приведенных на слайде, и придумайте как можно больше вариантов того, что можно сделать с помощью этого предмета.
Пример: спичечный коробок.
- можно зажечь спичку;
- можно хранить мелкие предметы;
- можно устроить маленький террариум;
- можно сделать мебель для куклы и т.д.
5. Игра «Путешествие Гулливера» (5 минут)
Инструкция: Вы - Гулливер, совершающий путешествие.
- Если ваша фамилия начинается на букву от «А» до «К», вы попадаете в Страну великанов (то есть вы маленький по сравнению с великанами и их сооружениями).
- Если ваша фамилия начинается на букву от «Л» до «Я», вы окажетесь в Стране лилипутов (то есть вы великан по сравнению с лилипутами и их сооружениями).
- Придумайте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в этих странах в качестве инвентаря для различных видов спорта.
Пример: Страна великанов – использовать иголку в качестве шпаги.
Страна лилипутов – использовать дома в качестве инвентаря в беге с препятствиями.
6. Игра «Стоп-кадр» (5 минут)
Инструкция: По сигналу (хлопок в ладоши) вы демонстрируете с помощью мимики и пантомимики (позы, жесты, движения тела) то слово, которое называет ведущий.
«Стоп-кадр» продолжается 15-20 секунд.
Примеры слов: победа, дружба, счастье, семья.
7. Игра «Активные буквы» (10 минут)
Инструкция: Возьмите лист бумаги, карандаши.
- Выберите какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву и изобразите её в виде человечка.
- Вспомните как можно больше начинающихся на выбранную букву слов, обозначающих разнообразные действия, занятия (например, виды спорта).
- Нарисуйте букву-человечка (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий.
Пример: буква «К» - красить, караулить (нести караул), кормить и т.д.
8. Полезные советы (5 минут)
- Регулярно выполняйте разминку для мозга.
- Занимайтесь спортом.
- Мечтайте.
- Посещайте больше музеев, театров, выставок – ищите вдохновение.
- Решайте головоломки, друдлы.
- Фантазируйте над обычными вещами.
- Творите: рисуйте, лепите, сочиняйте истории и стихи.
- Задавайте больше вопросов.
- Попробуйте рассматривать предметы с разных точек зрения.
Какие способы развития креативного мышления вы используете в своей жизни?
9. Обратная связь (2 минуты)
Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:
- хлопки в ладоши — понравилось, было полезно и интересно;
- волна горизонтальной ладонью — средне, так себе;
- кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, было неинтересно.
Ответы на вопросы.