Классика и современность. Людвиг ван Бетховен – популярный и… незнакомый

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Мастер-класс, Профессия — педагог

Ключевые слова: Людвиг ван Бетховен


Я вдруг понял, как легко человек понимает
уже открытое, найденное, названное
и как медленно открывает то, что движет вперед. 
Е.Шварц «Позвонки минувших дней» Москва.: Вагриус, 2008

Урок музыки в школе: "Героическая тема в искусстве на материале Пятой симфонии Людвига ван Бетховена"

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Цели и задачи урока музыки в школе.

Психологические особенности старших школьников – рост их познавательных сил, развитие самосознания и нравственных чувств, повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его мыслям, переживаниям – свидетельствуют о растущем значении общения старшеклассников с высокохудожественными музыкальными произведениями больших идей и чувств. Именно в старших классах учащихся можно подвести к осознанному восприятию, сопереживанию сложных произведений, созданных композиторами прошлого и современности. Понимание этих произведений будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, в развитии художественного вкуса.

Максимализму, браваде и юношескому цинизму необходимо противопоставить трезвый расчет и серьезный анализ – а это может показаться скучным и пресным, по сравнению с искрометными интернетовскими шутками. Возникает некоторое противоречие между замыслом преподавателя, темой урока и багажом учащегося, опираясь на который трудно добиться равноправного партнерства. В идеале урок должен стать импульсом для самостоятельной работы. Музыка (как и литература) требует внимания, усилий и необходимости пройти свою часть пути.

Несмотря на очевидную простоту и ясность этого посыла, добиться понимания в классе не так легко. Большинство настолько отгорожено ценностями подростковой субкультуры (которая так агрессивно внедряется с экранов телевизора), что просто не в состоянии принять правила и нормы, которые они относят к «другой жизни», им непонятной и неинтересной. Их можно понять – мир подростка – мир без обязанностей и забот, мир волшебной лампы Алладина (в роли которой выступают родители) – это сказка. Увы, она не может длиться всю жизнь. И одна из основных задач преподавателя, не только научить ученика, дать какую-то сумму знаний, но и объяснить необходимость этого обучения, найти доводы, затрагивающие систему ценностей ученика.

Сложнее всего знакомить учащихся на уроке музыки с произведениями крупных форм – сонаты, симфонии из-за необходимости охватить на уроке все произведение. Большой объем материала провоцирует на беглый и поверхностный взгляд. Если ограничиться рассмотрением формы и анализом основных тем симфонии – основной прием, принятый в музыкальных школах – возникает несколько формализованная картина, рассчитанная на ученика, знакомого с нотной грамотой. Большинству учащихся общеобразовательных школ сложно «зацепиться» за материал: нотной грамотой они не владеют, а формальное знание строения музыкального материала не окрашенное эмоцией – оставляет равнодушным.

Как один из вариантов приближения абстрактного и отвлеченного искусства музыки к миру подростка, не имеющего музыкального образования, хотелось бы предложить, из опыта работы в старших классах, материал, в основу которого положен принцип программности. «Сюжетная линия» симфонии или концерта, с одной стороны, позволяет упорядочить и систематизировать музыкальный материал в более доступной для неподготовленного слушателя форме, с другой – поясняет и эмоционально окрашивает его.

Для опытного слушателя расшифровать, понять музыкальное произведение – сложная, но посильная задача, если у него есть достаточно опыта и знаний. Для неопытных слушателей, возможно, путь от сюжета-программы к изучению того, «как» она воплощается средствами музыкального языка – тоже вариант движения от простого к сложному.

Благодатный материал для урока музыки дает биография и творчество Людвига ван Бетховена. Правда, в литературе и современных обработках акцент делается на трудном детстве, глухоте, сложном пути к признанию, борьбе и преодолению - "через тернии к звездам", что делает образ Бетховена несколько упрощенным*.

_________________

* Сразу отметим, что проблема определения Бетховена-борца и Бетховена-философа больше касается преподавателя, а не учеников. Юношескому максимализму и обостренному чувству собственного достоинства позиция борца за справедливость ближе и понятнее. Свергать и бороться гораздо легче чем строить и созидать. И хотя в приведенных характеристиках соблюден баланс "революционного и философского", без продуманной подачи материала, запоминается именно поверхностный образ "неуживчивого борца". Поэтому так важна убежденность самого учителя - и последовательное проведение этой убежденности в подаче и объяснении материала.

Сразу отметим, что проблема определения Бетховена-борца и Бетховена-философа больше касается преподавателя, а не учеников. Юношескому максимализму и обостренному чувству собственного достоинства позиция борца за справедливость ближе и понятнее. Свергать и бороться гораздо легче чем строить и созидать. И хотя в приведенных характеристиках соблюден баланс "революционного и философского", без продуманной подачи материала, запоминается именно поверхностный образ "неуживчивого борца". Поэтому так важна убежденность самого учителя - и последовательное проведение этой убежденности в подаче и объяснении материала.

Вот несколько фрагментов из книг, посвященных Бетховену.

Книга Роберта Шермана и Филипа Селдона «Классическая музыка» открывается списком 20 лучших классических произведений. Из них – 6 произведений (30%) Людвига ван Бетховена. Кроме того, в списке Дворжак, Вивальди, Бородин, Моцарт, Рахманинов, Гендель, Верди, Малер, Чайковский, Брамс, Пуччини. Но в этом списке нет Баха – можно ли доверять ему?

Здесь же дается характеристика самого Бетховена, можно сказать, хрестоматийная: Людвиг ван Бетховен (1770-1827) был человеком трудным в общении. Его темперамент отличался непредсказуемостью и изменчивостью. Он отличался неряшливостью, грубостью. Он презирал правила так называемого «культурного общества». Бетховен жил и умер как непокорный человек. Основой его вызывающего поведения являлась его гениальность и стремление к независимости.

Стивен Иссерлис в книге «Всякие диковины про Баха и Бетховена», начинает свой рассказ о Бетховене с его описания: «одежда растрепанная, волосы растрепанные, шляпа растрепанная. Бетховен шел быстрым шагом, энергично жестикулируя и что-то бормоча себе под нос, время от времени разражался громким смехом… В его комнатах царил полный кавардак: повсюду ноты, большая часть струн у фортепиано порвана, а внутри оно все залито чернилами, старая рухлядь стоит как попало, кругом валяются объедки…» Многие думают, что музыка Бетховена тоже сердитая. Но несмотря на то, что она звучит необыкновенно мощно, бывает мрачной или даже демонической, она также может быть легкой, веселой и нежной. Кроме того, в ней много юмора – Бетховен любил шутку и в жизни, и в музыке.

Чем более прогрессировала глухота, тем прекраснее становилась музыка Бетховена. В безмолвии он создал совершенный мир звуков. В последние годы Бетховен написал самую волнующую музыку на свете.

Артем Варгафтик в книге «Партитуры тоже не горят», шутит, что есть известное имя, которое делит человечество пополам. И все люди делятся на тех, для кого Бетховен – смешная, добрая и находчивая собака из американского кино, и на тех, для кого это все-таки человек.

Там же Варгафтик сообщает: рассказы о популярности Бетховена, несколько преувеличены. Городской оркестр Франфуркта-на-Майне, в первый раз получив на руки ноты Пятой симфонии и начав на первой репетиции читать эти ноты с листа, сразу остановились. Собственно – после того, как был сыгран знаменитый унисон (этот самый «стук судьбы в дверь»), музыканты просто расхохотались, бросили играть и довольно долго смеялись, потому что такое начало симфонии казалось им нелепым, невозможным и они действительно иначе как шутку это воспринимать не могли. Впрочем, к этому «юмору» довольно быстро привыкли…

Самая популярная музыка Бетховена в 1813 году – не Лунная соната и не Пятая симфония. Это пятнадцатиминутная «патриотическая песнь» с громом битв и пушками «Победа Веллингтона или Битва при Виттории». В этом же концерте исполнялась и Седьмая симфония (по поводу которой были слышны, в основном, вялые похвалы). И только время расставило все по местам – «Веллингтонову победу» отодвинуло к малозначительным курьезам, а Седьмую вознесло к небесам. Но вот отзывы современников о Седьмой. Карл Мария фон Вебер: «Друзья! Наш дорогой Бетховен наконец-то созрел для сумасшедшего дома!»… и был встречен полным пониманием окружающих. А Фридрих Вик будто бы сказал, что такую музыку, как Седьмая симфония, мог написать только горький пьяница**.

_________________

** Артем Варгафтик «Партитуры тоже не горят» Москва, 2006, изд. Дом Классика XXI.

Можно смеяться над такой оценкой, но это мнения профессионалов. Не последних людей в музыкальном мире. Если и они не смогли разглядеть будущее этой музыки – стоит ли гордиться нашим знанием и нашими возможностями предвидения?

Характеристика творчества Бетховена – не так проста. На первом плане - общеизвестный образ Бетховена – борца, социально неустроенного и несчастного человека, обделенного судьбой, неуживчивого и упрямого, и в искусстве и в жизни не нашедшего покоя, понимания и сочувствия. Жизненные эпизоды: трудное детство, непонимание друзей, отказы возлюбленных, глухота, ссоры с покровителями. Цитаты из творчества – иллюстрирующие гордость и силу преодоления – обычно фрагменты: вступление к Патетической сонате, аккорды начала Пятой симфонии, пассажи Апассионаты… Это запоминается и помнится...

При знакомстве с самими произведениями, удивляет то, что общее впечатление от «бури и натиска» первых аккордов, постепенно сходит на нет – и перед нами серьезный и глубокий монолог, а не броский и яркий призыв-афоризм.

Поэтому попытка рассмотреть героизм Бетховена в рамках героя-поступка приводят нас в тупик.

Герой-философ – этот Бетховен, возможно, не так доступен и узнаваем, но зато его творчество с этих позиций – понятно и объяснимо. Отсюда – так неспешно и обстоятельно излагается мысль – логика и убедительность требуют других приемов изложения. Резкие повороты и яркие акценты, как правило, это внешнее, а не сам герой. Стройность, гармоничность, преобладание широты и закругленности – музыкальная речь часто звучит как диалог, который лучше всего иллюстрирует картина Николая Ге «Что есть истина?» Не громкий крик, не революционная патетика, не броские лозунги и митинговая эквилибристика, а трудный и сложный поиск. Герой Бетховена сомневается, вопрошает, ищет… находит – и… не призывает всех «построиться и следовать за ним», а радуется и воодушевляет! Если говорить, обращаясь к реалиям нашей жизни, то герой Бетховена не политик, а поэт. Его мучит не навязчивая идея «сделать всех счастливее», а поиск того, что придаст его жизни устойчивость и осмысленность, а его душе – спокойствие и умиротворение.

НЕИСТОВЫЙ И ЯРОСТНЫЙ БЕТХОВЕН в СОВРЕМЕННЫХ ОБРАБОТКАХ

Популярный, узнаваемый и широко известный образ Бетховена – «борьба и преодоление», «от тьмы к свету». Современные обработки музыки Бетховена, в основном, представляют самую широкую и популярную версию главной идеи его творчества: энергию, силу и мощь,  настойчивость, высокие цели и способность отдать жизнь за идею – но все это в ярком и театрализованном порыве. 

Сразу же представляешь звон сабель, гром пушечных выстрелов, победные крики. И два-три фрагмента, услышанных на уроке с готовностью демонстрируют это: канонада начала 5-й симфонии – мощь и сила ударов аккордов, нервные вспышки пассажей Патетической сонаты, скорбь и величие Лунной. Все это легко укладывается в наше представление о Бетховене – певце революции, борьбы и протеста, фанатичном приверженце идеи «свободы, равенства и братства».

«Классика в стиле рок». Голландская рок-группа Ekseption, долгое время специализировавшаяся на рок-обработке шлягеров классической музыки. Впервые привлекла к себе внимание своей интерпретацией бетховенской Пятой симфонии, записанной в 1965-м году под названием “The 5 th”.  Пример 07.

Маршевые ритмы, восходящее движение мелодии, тембр духовых – активный и призывный - создают образ решительный и устремленный. Появляющееся начало «Лунной» сонаты звучит так же драматично и целеустремленно.

Вариант бельгийского оркестра ADYA CLASSIC: «Ода к радости» Пример 10  Ode To Jou: хоровое вступление – и радостная пульсация: «все в круг». Мир един – танец всех объединяет. Чередование цитаты из Оды и танца – создают это настроение общего подъема и единения. Средняя часть – мелодия отделяется от ритма, мелочей повседневной суеты и парит в небе… Затем – снова мы оказываемся на земле в праздничном хороводе.

В СД-сборнике The classical album 2011 – композиция “The 5th” (Featured on the Cadbury’s TV ad). Пример 001-12. Автор David Garret. Это – неистовый и яростный Бетховен. Обыденность и враждебность этого мира – выражена мерностью и тяжестью ударных. Мелодия героя устремлена вверх. Джазовая импровизация скрипки – олицетворяет отчаянный порыв его к свободе. В конце композиции сумрачный минор звучит просветленно и победно.    

Ансамбль ERA предлагает свою версию «Лунной» сонаты Бетховена. Пример 001-07. Это вариант лирической песни, основанный на ритмах сонаты. По сути, то же самое сделал Шарль Гуно с прелюдией И.С. Баха.

Можно долго спорить, имеет ли право инструментальный ансамбль обрабатывать в рок-стиле классические темы, но одно несомненно: миллионы любителей рока впервые услышат знаменитые произведения Баха, Моцарта или Альбинони.

Заключить хочется цитатой из статьи М.Л.Гаспарова «Прошлое для будущего» для журнала «Наше наследие»: Хорошо ли, если высокое искусство, проходя через массовую культуру, упрощается? Не хорошо и не плохо. Воспитательное значение искусство от этого не теряет. Можно взять дамский роман или эстрадную песню, и окажется, что в них те же моральные основы, что и в высокой классике: нужно делать хорошо и не делать плохо.

Когда прошлое борется с будущим, то всегда побеждает будущее, но при этом не отторгает прошлое, а вбирает его в себя. Поэтому плодотворнее было бы подумать, как ценимому нами прошлому выгоднее проникнуть в будущее и прорасти в нем. Если в борьбе за молодежь массовая культура – соперник школы, то соперника надо знать. Кто лучше поймет своего соперника, тот и выиграет спор.

Молодым (и инфантильным) не нравится весь мир взрослых, и его официальная культура в частности. Понять их можно: наш мир и вправду скверно устроен. А отвечать им приходится так: «Ты не век будешь молодым – в удобной роли иждивенца, брюзжащего на мир, который тебя содержит. Ты вырастешь, и тебе придется самому налаживать и переналаживать этот взрослый мир. Язык понятий и язык вкусов: пусть не родной тебе язык, но общий, не самоцель, а средство взаимопонимания Скажи «он – как Обломов», и все тебя поймут, очень сложная совокупность черт характера, мыслей и чувств выражена одним словом. Вот поэтому и полезно знать, кто такой Обломов и кто такой Аполлон Бельведерский...

И чем убедительнее это будет сказано, тем легче всем нам будет завтра.

См. продолжение статьи

Приложение 1

Приложение 2