Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека?
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших
системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К.Д.Ушинский
Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников»
Цель - воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.
«Патриотизм» - не только чувство ответственности перед обществом, гордости за свой народ, а еще и чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, родной природе, уважительное отношение к обычаям и традициям своего народа.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. (ФГОС).
Задачи учителя начальной школы
- Формирование представлений о России – родной стране, столице России, о родном городе
- Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России
- Формирование чувства привязанности к своему дому, близким людям, школе
- Воспитание уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыкой, изобразительным искусством, художественной литературой
- Приобщение к традициям, в которых отражаются образ жизни народа, его труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
- Создание условий для развития и реализации способностей обучающихся (Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в классе).
Способы реализации поставленных задач:
- «Литературное чтение»
- «Окружающий мир»
- «Основы светской этики и православной культуры народов России»
- «Я - гражданин России»
- «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н.Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой).
Тематические разделы курса. 1-4 классы
- Старинный русский быт.
- Новый русский быт.
- Русские народные праздники
- Русские народные промыслы.
- Русские народные игры.
- Песни для детей
- Народные танцы
Программа рассчитана на 33 ч в 1-х классах (1 час в неделю), во 2-4 классах на 34 часа (1 час в неделю)
Сюжетно-ролевая игра – одно из эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры в современной педагогике.
Технология организации
- Определение тематики
- Выбор формы проведения
- Определение времени и места проведения
- Разработка плана подготовки и проведения
- Подбор материала
- Распределение заданий
- Проведение
- Анализ и оценка результативности
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. И здесь ребенок нуждается в помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков, научит понимать и удивляться нашим традициям, ремеслам, праздникам, тем самым создаст условия для развития и реализации способностей учащихся.
Такими помощниками учителя могут стать для своих учеников, используя разнообразные формы работы.
Формы, которые мы используем в работе конкретно со своими классами и в педагогическом сотрудничестве учителей между классами.
1. Прежде всего, это создание тематических выставок в классах, которые способствуют восприятию детьми знаний по определенным темам курса.
2. Важным этапом работы является изучение истории родного края. Здесь можно предложить детям создание проектных работ.
3. Посещение исторического городского музея помогает детям проникнуться духом старины и ближе познакомиться с бытом наших предков.
4,5. В своих классах можно создать собственные экспозиции, используя предметы старины, которые учащиеся с удовольствием приносят от бабушек и дедушек для всеобщего обозрения. Ученики с гордостью и радостью принимают гостей из других классов в своих мини музеях, сами рассказывают о экспонатах.
Им нравится попробовать себя в роли русских хозяек и хозяев.
- Экспонаты для классных экспозиций можно сделать и в классе на занятиях.
- Нельзя забывать и о создании работ, связанных с семьями учащихся и их историей.
- Знакомство с народными промыслами мы проводим, совершая выезды в ближайшие города Подмосковья. Это Гжель, Коломна.
- Используем возможности и образовательных учреждений города. Посещение музея лицея на каникулах.
- Совершаем мы и виртуальные экскурсии, используя интерактивные средства обучения.
- Знаковыми мероприятиями, конечно, становятся для детей праздники.
- При освещении тем, связанных с народным бытом важно не только рассказать, но и окунуться в атмосферу старины
- Игровые формы работы – не только неотъемлемая часть занятий, но и самая любимая детьми.
- Большой блок занятий посвящен народным праздникам.
Здесь можно предложить инсценирование знаковых моментов, создание коллективных творческих работ, участие в мероприятиях муниципального уровня, совместные чаепития, создание и взаимообмен подарками с учащимися другого класса.
Изготовление подарков для членов семьи, организация экскурсий.
Занятия, посвященные истории русской земли, ее праздникам, традициям, ремеслам дети посещают с удовольствием. Нам, учителям, важно не пропустить этот момент, момент зарождения любви к родине, интереса к новым знаниям, видам деятельности.
Создание условий для развития и реализации интеллектуальных, познавательных, творческих способностей способностей учащихся зависит от наших сил, желания и любви к детям
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию занятие «Русские посиделки. Храни меня, мой оберег» с элементами ролевой игры. Тема входит в цикл «Русский быт», связана непосредственно с деятельностью девушек, женщин на Руси, поэтому мы для воссоздания атмосферы посиделок привлекли сегодня только девочек.
Концепция занятия
Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи:
способствовать –
- воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
- бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
- расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
- развитию эстетического и художественного вкуса;
- развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности).
Целевая аудитория: учащиеся 1, 2, 3, 4 классов.
Ход мероприятия
«Только лелея прошлое можно создавать будущее»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной жизни наших предков, чтобы не быть «Иванами не помнящими родства своего».
Вступительное слово учителей
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты.
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим!
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
1. Встреча участников
- Мы предлагаем поиграть. На посиделки вас зовем, пирогов покушать, рассказов о старине послушать. Согласны ли вы?
- Все хотите побывать в русской светлице в роли гостей? Гостей бывалых, умных да веселых. А главное, таких, которые старину любят. Приглашаем вас на посиделки.
Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В.Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен».
- Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения.
- Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами и веселыми гостями!
- Давайте, девочки, представим, как проходили эти посиделки в старину и попробуем воссоздать эту атмосферу на нашем занятии.
- А как приглашали в гости?
Гостей зазывали подолгу, по одному - два раза. Сначала тот, кого приглашают, должен был отказаться. Считалось, что отказавшись от приглашения, он сделает хозяевам приятно. Чем больше раз откажется - тем приятнее.
На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.
Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.
2. Игровой момент. Приветствие
- Ну, что ж начнём наши посиделки. Есть у нас и хозяева и гости.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наш широкий двор.
- Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Добрый день, люди добрые.
- Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
- Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.
- Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
- Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
- Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
- Редкий гость никогда не в тягость. Проходите, пожалуйста.
- Гость на порог – хозяину радость.
- Кого почитают, того и величают.
- Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
- Сядем рядком, да поговорим ладком!
- Доброе начало, как говорится, половина дела.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
- Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
- В тесноте, да не в обиде!
Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.И потому принять извольте
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,
У зачина есть разминка, как бы нитка - паутинка,
Та, что вяжет разговор.
3. Посиделки
а) Вступительная беседа
- Разговор положено было начинать с неловкого молчания. После неловкого молчания гости начинали 'хвалить' дом хозяев, крепкое хозяйство,
- Как у вас здесь красиво да уютно! Знать хорошие вы ты мастерицы, знатные хозяйки. Видно, что в доме у вас лад да гармония.
- Да, на Руси любят дом украшать.
По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье.
Девочки приносили на посиделки свое рукоделие – кто шьёт, кто вяжет, кто пряжу прядёт. Любили петь народные песни, сказки слушать.
- Давайте и мы вспомним сказку про Василису Прекрасную
- Для чего мать подарила дочке куколку?
- Какую роль выполняла куколка?(помогала, оберегала девушку).
- Мы на наших посиделках тоже будем рукодельничать, будем работать с тканью. Когда в старину при работе с тканью не использовали ножницы, иголки и нитки? (когда изготавливали обереги)
Что такое оберег? Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей.