Введение
Тема, выбранная мною, достаточно актуальна в моей работе, так как проблема психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Можно отметить значительный рост нервно-психических, соматических заболеваний, функциональных расстройств личности. Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития, это происходит под влиянием ряда факторов, таких, как неблагоприятные условия макро- и микро-среды, в которой воспитывается ребенок, наследственные факторы, усложнение школьной программы.
С 2016 года в нашей школе ежегодно открываются коррекционные классы, в которых обучаются дети с задержкой психического развития 7.1, в том числе, один ребенок с задержкой психического развития 7.1 и диагнозом ДЦП. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, в процессе работы необходимо ставить индивидуальные задачи для каждого ученика, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальное развитие. Также педагогу необходимо владеть некоторыми специальными знаниями и умениями, иметь определенные личностные качества, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным.
Если характеризовать детей с ЗПР как отдельную группу, то можно отметить, что это дети, у которых наблюдается:
- отставание в психическом развитии во всех видах психической деятельности к началу школьного возраста;
- замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов;
- ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем мире:
- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аргамматизмы, ограниченность словаря);
- отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность, преобладание игровых мотивов над другими, доминирование одного из фонов настроения).
Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституционные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания.
Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
1. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Можно выделить некоторые способы реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям с ЗПР в освоении предметных материалов:
- Подбор заданий, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности;
- Варьирование темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
- Индивидуальный подход;
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- Использование многократных упражнений;
- Проявление большого такта со стороны учителя;
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.
Ведение уроков в специальных коррекционных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
- задания контрольного характера и т.д.
В своей педагогической деятельности я использую рабочую программу, составленную на основе авторской программы для общеобразовательных учебных заведений Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, но при ее реализации ставлю перед собой следующие коррекционные задачи:
- формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности, формировать посильные способы этой деятельности;
- корректировать отклонения в интеллектуальном развитии; эмоционально-волевой, моторной сферах;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- корректировать нарушения звукопроизношения в речи;
- развивать способность к коллективной деятельности;
- создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
В процессе урока приходится рационально использовать время, часто менять виды деятельности, чтобы урок получился насыщенным и интересным, так как дети с задержкой психического развития быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание, воспринимать, запоминать учебный материал. Основной принцип моей работы – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Виды деятельности на уроках музыки
На уроках я использую все основные виды учебной деятельности, такие как:
- Слушание и восприятие музыки. В результате данной деятельности развивается произвольность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. Слушая музыку, дети знают, что музыка может не только изображать различные образы (образы природы, людей, животных, сказочные образы), но и выражать эмоции и чувства. Отвечая на вопросы: «Что ты увидел?», «Кого или что изобразил композитор?», «Почему ты представил именно этого героя?», дети расширяют границы своих знаний, представлений об окружающем мире. Но музыка не только изображает, но и выражает. «Опиши характер музыки», «Что ты почувствовал, слушая эту музыку?» «Какие эмоции и чувства хотел передать композитор?» В процессе ответов на эти вопросы расширяются представления детей о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
- Музыкально-пластические движения. Пластическое дирижирование и движения под музыку развивают эмоциональную сферу детей, их творческое воображение, помогают воплотить желание двигаться во время звучания музыки, так как это совершенно естественное желание, выразить себя индивидуально, почувствовать и показать выразительный и изобразительный характер музыкального произведения. Например, «Волшебные руки дирижера: тихо - громко» (Если музыка звучит тихо – движения мелкие, если громко – движения крупные).
- «Разные жанры – различные движения: песня, танец, марш» (Если звучит напевная мелодия – движения плавные, широкие. Танцевальные движения тоже различны: если звучит вальс, дети могут покружиться, если полька – двигаются с притопываниями, прихлопываниями и прыжками. Если марш – соответственно маршируют).
- «Игра на воображаемых музыкальных инструментах: скрипка, виолончель, балалайка, арфа, гусли». (Дети знают принципы звукоизвлечения у этих инструментах и с удовольствием их изображают).
Существуют музыкальные игры, в которых целесообразно разучивать движения, например, «Веселый зоопарк», «Ёлочки-пенечки». Они направлены на развитие координации движений, умения быстро переключать внимание, развитие быстроты двигательных реакций.
- Драматизация музыкальных произведений. На уроках музыки целесообразна элементарная драматизация. Музыкальные игры («Я – композитор», «Я – дирижер»), инсценировка песен («Дождик», «Почему медведь зимой спит», «Робот Бронеслав»), создание и показ музыкальных образов после прослушивания музыкальных произведений (Например, «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков») влияют на познание ребенком окружающего мира, который становится для них более ярким и разнообразным. В процессе перевоплощения дети учатся без стеснения выражать свои чувства в самостоятельно найденных мимике, жестах, движениях, в ребенке укрепляется уверенность в себе, развивается способность адаптироваться в тех или иных обстоятельствах.
- Пение. В процессе певческой деятельности у детей развивается речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция, нормализуется дыхание, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра, динамики звука. Также в процессе работы над песней осуществляются мыслительные процессы, связанные с осознанием содержания, развивается память при заучивании текста.
- Инструментальное музицирование. В процессе музицирования используются элементарные музыкальные инструменты ударной группы, которые не обладают определенной высотой тона и не требуют от играющих на них решения сложных технических задач. Но для наших детей – это довольно трудно ритмически, особенно для ребенка с патологией развития опорно-двигательного аппарата. Данная деятельность способствует развитию координации движений; развивает сосредоточенность, память, мышление, воображение; развивает волевые качества личности: усидчивость, выдержку, настойчивость, целеустремленность; игра в оркестре приучает ребенка работать в коллективе, быть ответственным за свою деятельность. А ещё доставляет детям огромное удовольствие.
3. Способы реализации принципов индивидуального подхода на примере фрагментов уроков
Рассмотрим фрагменты уроков музыки в 1 классе в рамках рабочей программы, разработанной на основе авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
1 класс
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Урок 14. «Разыграй песню» (фрагмент урока)
Тема урока на слайде: «Разыграй песню».
- А что значит «разыграть песню»? (Предположения детей. Им сложно объяснить это понятие, прозвучали ответы: «Играть на музыкальных инструментах», «Спеть»…
Детям, как элемент «сюрприза», показываются маски-шапочки (головные уборы с изображением персонажей). Дети догадываются, что «разыграть» - это значит инсценировать, показать, как в театре.
Далее предлагается иллюстрация к песне «Почему медведь зимой спит».
- Какое время года изображено на картинке?
- Кто изображен в зимнем лесу?
- А что медведь делает зимой?
- Как вы думаете, почему медведь зимой спит? (Ответы на эти вопросы не представляют затруднений).
- Послушайте песню, которая называется «Почему медведь зимой спит». Повторите, пожалуйста, правила слушания музыки. (Ответы детей). – Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Почему медведь спит по мнению авторов этой песни?» (Слушают песню, отвечают, что медведь спит, чтобы не наступать на хвосты).
- Скажите, это серьезная песня или шуточная, что вы почувствовали, слушая эту песню? (Шуточная, мы улыбнулись, когда лиса кричала, а медведь забрался на дерево, медведь смешной и т.д.)
- Послушайте песню еще раз и представьте себе движения, которые делают персонажи этой песни-сказки. (Слушают)
- Сколько главных героев в песне, назовите их? (три: медведь, лиса, дятел)
- Изобразите их движения. - Как шел медведь? (Медленно, вразвалочку) - показ движений. - Как шла лиса по лесу? (Красиво, виляла хвостом) – Как повела себя лиса, когда медведь наступил ей на хвост? (Кричала, лес зашумел) – показ движений.
- Какие движения делает дятел? Как поучал дятел медведя?
На данном этапе целесообразно делать движения всем вместе, возле парт, при затруднениях необходим показ учителя, либо ученика, у которого получается лучше остальных, затем каждый ребенок по отдельности показывает движения, можно попросить показать различные вариации («А как ещё?»).
- Вспомните, о чем поется в песне. На сколько частей можно разделить содержание? С чего начиналась песня? (Медведь шел по лесу.) Какая музыка прозвучала? (Спокойная, тихая)
- Что произошло дальше? (Медведь наступил лисе на хвост.) Если дети не помнят, необходимо найти нужную строчку аудио- или видеозаписи. Как повела себя лиса? Изменился ли характер музыки? Как можно охарактеризовать музыку? (Включить 2-ю часть песни). (Музыка крикливая, суетливая). Как медведь лез на дерево? Что он чувствовал? Как его чувства отразились на музыке?
Сделать микро-вывод, что если настроение музыки и песенного содержания меняется, то это следующая часть.
- Чем заканчивается песня? Как звучит музыка? Поменялся ли характер? (Да, все успокоились, медведь решил зимой спать). Возвращается ли первоначальное настроение в песне? (Да). Делаем микро-вывод, что 1 и 3 части похожи, а 2 часть отличается.
Детям предлагается инсценировать песню под плюсовую фонограмму. Они сами, по желанию, выбирают себе роли. На них надеваются маски-шапочки. По ходу инсценировки дети не только вспоминают показанные ими движения, но и импровизируют, придумывают новые движения. Так как героев всего три, дети меняются ролями. Можно предложить остальным детям подпевать, при этом неоднократное повторение звукозаписи способствует непроизвольному запоминанию текста песни, а также им предлагается изобразить лес, который шумит, подняв руки над головой, имитировать движения ветвей деревьев.
Цель урока развивать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу детей путем игры-драматизации достигнута.
На следующем уроке необходимо обязательно закрепить достигнутый результат путем повторного выступления детей. Но этот этап происходит с постановкой новых задач для детей. Предлагается выучить песню «Почему медведь зимой спит» наизусть для того, чтобы задействовать в инсценировке весь класс. Предварительное неоднократное прослушивание песни на предыдущем уроке подготавливает необходимую почву для этого. Выучивание пени происходит поэтапно.
Подготовительный этап – дыхательная и артикуляционная гимнастика,
1 этап – чтение учителем текста. Текст выводится на экран. Если у детей есть навыки беглого чтения, он следят за чтением учителя, читают вслух.
2 этап – осмысление содержания.
3 этап - повторение детьми построчно сначала за учителем, затем самостоятельно.
4 этап – разучивание мелодии (дублирование мелодии на фортепиано), использование приема «пение по руке».
5 этап – пение под плюсовую фонограмму («подпевают аудиозаписи»).
6 этап – самостоятельное исполнение песни под минусовую фонограмму.
Необходимо отметить, что эта работа проводится постепенно, в зависимости от усвоения материала. Одним детям легко выучить всю песню сразу, а кто-то ограничивается только первым куплетом (или первой частью, как мы проговорили ранее). В таком случае работа по выучиванию песни продолжается на следующих уроках.
Повторная игра детей происходит уже на более осознанном уровне. Они уже хорошо ориентируются в содержании, знают, что в песне три части, разные по настроению, чувствуют себя более уверенно, движения становятся раскованными, пластичными. На этом этапе можно работать над эмоциональным состоянием, выражением лица, передачей своих чувств зрителям.
В конце выступления детей обязательно нужно учить кланяться зрителям, ведь поклон – это благодарность артиста зрителям за их внимание и прием.
Заключение
Таким образом, уроки музыки – это идеальная платформа для решения коррекционных задач, для развития эстетических и этических ценностей, для погружения в мир культуры, а также для развития всех познавательных процессов ребенка, таких как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, следовательно, развивают интеллект, а также эмоционально-волевой сферы. Иными словами, занятия музыкой полноценно и всесторонне развивают детей c ограниченными возможностями здоровья.
Используемые интернет-ресурсы
- https://books.google.ru/books?id=DE3aDwAAQBAJ&pg=PA126&lpg=PA126&dq
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/05/metodika-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoy
- https://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html
- http://psymedcare.ru/deti-zpr
- http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-korekcionye-zanjatija.html
- http://studbooks.net/1627401/psihologiya/vliyanie_muzyki_razvitie_detey_zaderzhkami_razvitii_soderzhanie_muzykalnogo_obrazovaniya_detey
- https://nsportal.ru/user/413633/page/uroki-muzyki-s-detmi-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya
- https://multiurok.ru/files/stat-ia-osobiennosti-vokal-no-khorovoi-raboty-s-obuchaiushchimisia-s-zpr-i-intielliektual-noi-niedostatochnost-iu-na-urokakh-muzyki.html
- http://referatwork.ru/category/muzyka/view/195482_metodika_muzykal_nogo_vospitaniya_detey_s_zp