Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Откуда берутся снег и лёд"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», снег


Предмет: окружающий мир.

Класс: 1.

Тип урока: урок-исследование.

УМК: «Школа России».

Цель

организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?».

Задачи

  • продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;
  • развивать мышление, внимание, память учащихся;
  • обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые УУД

Личностные: научить:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
  • стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: учить:

  • выполнять учебное действие в соответствии с заданием;
  • применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
    ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
  • организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Познавательные:

  • учить планировать, анализировать свою работу;
  • проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;
  • строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
    работать индивидуально;
  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
    формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Предметные:

  • получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

  • Компьютер, медиапроектор, экран.
  • Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»
  • Окружающий мир: Учебник для 1 класса нач. школы / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.
  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А.А.Плешаков, - М.: Просвещение, 2018.
  • Цветные карандаши.
  • Оборудование для опытов: лотки для оборудования, лабораторные стаканы и миски, снег и лёд в стаканчиках, лабораторные пробирки с водой с водой, стеклянные палочки, шпатели, цветной и белый картон, молоток (для учителя), стеклянная пробирка (для учителя), салфетки для рук, баночки для мусора.
  • Снежинки для каждого ребёнка из бумаги (согласие – несогласие с выводом)
  • Конверты для групп со словами (буквами) СНЕГ и ЛЁД.
  • Таблички на доску СНЕГ, ЛЁД, картинка девушки - зимы.
  • Костюмы для героев сценки ЛЬДИНКА и СНЕЖИНКА
  • Для каждой группы – Правила работы в группе.
  • Слова - помощники на доску. Хрупкий, рыхлый, белый, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, тают, вода.
  • Алгоритм практической работы на доску.

Организация пространства

Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). 1 мин.

Презентация. Слайд 1.

- Здравствуйте, уважаемые гости. Садитесь, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Помним о правильной посадке за партой во время работы.

Урок мы с вами начинаем, ещё одну тайну сегодня узнаем.
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Не отвлекайся, внимателен будь, за новыми знаниями отправимся в путь!

Пожелаем друг другу удачи и новых открытий!

II этап. Постановка учебной задачи (актуализация знаний и формулирование темы урока). 3 мин.

- Ребята, отгадайте загадку.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …(зима). Слайд 2.

На доске рисунок девушки-зимы.

- А какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль). Слайд 3. Какой сейчас зимний месяц? Какой он по счёту у зимы?

- Давайте произнесём шёпотом слово зима. Слайд 4. Скажите, какие слова или словосочетания вы вспоминаете, когда вы слышите слово «зима»? (ответы детей)

- Молодцы, ребята. Вы подобрали много «зимних» слов и словосочетаний. Попробуем сформулировать тему нашего урока. Слайд 5 (чёрный экран). Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте в своих группах составить те «зимние» слова, о которых мы сегодня будем говорить. Начинаем. Кто будет готов, поднимайте руку.

- Какие слова у вас получились? (снег, лед)

- Так что мы будем изучать на уроке сегодня? (Снег и лед). На доске вывешиваются 2 слова – таблички СНЕГ, ЛЁД. Один человек убирает буквы обратно в конверт.

Тему нашего урока прочитайте в учебнике («Откуда берутся снег и лёд»).

III. Постановка проблемы (ситуация противоречия между известным и неизвестным). 4 мин.

Проблемная ситуация

У нас сегодня на уроке две гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.

Снежинка.

В небе зародилась я в облаке большом
Звездочкой резною сияю серебром.
Хрусталиком искристым с неба прилечу
Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка.

Я когда - то капелькой воды была
А когда замерзла, словно замерла
Тоже я искристая, ростом невеличка
Льдинка я лучистая – я твоя сестричка.

Снежинка.

А вот и нет! Я из солнца, серебра
Ты же – мутная вода! Просто замарашка.
Разве мы близняшки?

Льдинка.

Может, мы, конечно, не очень похожи,
Но я из воды, из воды и ты тоже.

- Льдинка, Снежинка, не ссорьтесь. Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав? Выскажите предположения - снег и лёд – что это такое? Откуда они берутся в природе? (ответы – предположения детей, снег и лёд замерзшая вода). Если снег и лед – замёрзшая вода, то они должны быть одинаковые? Может быть, это одно и то же? (ответы - предположения детей, это разные природные явления). Вот видите, у нас с вами возникли разногласия. Все наши предположения или как их ещё называют гипотезы - надо доказать. А что значит доказать? (проверить, подтвердить или не подтвердить фактами). Девочки, вы хотите поработать вместе с нами? Присоединяйтесь к ребятам. Дети, а как мы можем что-то проверить, узнать новое? (спросить у взрослых, прочитать в книгах, учебнике, посмотреть в интернете или по телевизору, самим попробовать исследовать).

- Итак, ребята, мы, как настоящие ученые, будем заниматься исследовательской работой, будем проводить опыты и делать маленькие открытия. Наша задача – Слайд 6. изучить какими свойствами обладает снег и лед. Слайд 7. И узнать, откуда берутся снег и лед. Изучать эти свойства мы будем в наших маленьких лабораториях. Мы с вами разделились на группы исследователей по изучению свойств льда и снега. Слайд 8 (чёрный экран).

IV. Открытие нового знания.

1) Исследовательская работа. 15 мин.

- Помним, что для успешной работы нужно уметь договариваться в своей группе и быть очень внимательными.

- Давайте вспомним правила работы в группах. Памятки лежат у вас на столах.
- Работаем дружно. Важно мнение каждого. Распределяем обязанности. Объясняем свою точку зрения. Уважаем мнение всех членов группы. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.

- Учебники наши открыты на с. 68, определите цель наших опытов (Изучить свойства снега и льда)

- Работать будем по плану (на маленькой магнитной доске столбиком записан алгоритм): называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем, то есть делаем вывод внутри своей группы, одна из команд озвучивает вывод, все остальные сигналами оценивают (синий цвет снежинки – согласны, красный – нет). К каждому опыту у нас в учебнике дан рисунок, а вывод записан под рисунком, его нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники даны на стр. 68. Прочтите слова – помощники. Итак, начинаем. Помогать нам будут ученицы 8 класса, они уже изучают предмет химию, работают в химической лаборатории и сегодня побудут нашими помощниками - лаборантами.

РАЗДАТЬ ЛОТКИ ДЛЯ ОПЫТОВ.

Опыт 1. Изучение плотности, рыхлости.

Назовём предметы оборудования. Лабораторная миска, стеклянная палочка, молоток.

- Выполняем опыт. Попробуйте палочкой сделать ямку в снеге.

- А теперь тоже самое, только в кусочке льда. Что скажете? Попробуем по кусочку льда стукнуть молоточком (выполняет сам учитель). Находим вывод в учебнике, формулируйте вывод, используя слова - подсказки. 1 команда – кто озвучит вывод? Снег рыхлый, лед хрупкий. Оцениваем, кто сделал такой же вывод из 1 опыта? Взяли сигналы оценивания. Если все согласны, фиксируем вывод.

На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки рыхлый, хрупкий.

Опыт 2. Изучение цвета льда и снега.

- Попробуем определить цвет снега и льда. Назовём предметы оборудования. Полоски цветной бумаги или картона. Выполняем опыт. Приложите к снегу по очереди цветные полоски, сравните цвет снега и каждой полоски.

- Можно ли сказать, что снег синий? Зеленый? Желтый? Красный? Белый?

- А можно ли сказать, что лед белый? Возьмите мисочку с кусочком льда.

Приложите ко льду: синюю полоску, желтую, зеленую, красную, белую.

- А теперь посмотрите на стеклянный предмет у меня в руках (учитель берет стеклянную пробирку). Сравните цвет льда и стекла.

Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 2 команда – кто озвучит вывод?

- Итак, цвет снега белый, цвет льда бесцветный. Оцениваем, такой же вывод вы сделали из 2 опыта? Взяли сигналы оценивания. И если все согласны, фиксируем вывод.

На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки белый, бесцветный.

Опыт 3. Изучение прозрачности.

Назовём предметы оборудования. Шпатель и лист цветной бумаги. Выполняем опыт. Наберите на шпатель снег и положите кучкой на лист цветной бумаги. Попробуйте через снег рассмотреть цвет.

- А теперь посмотрите через кусочек льда, взяв его шпателем и положив на тот же лист рядом со снегом.

- Как называются предметы, через которые все видно? (прозрачные)

Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 3 команда – кто озвучит вывод?

- Итак, снег непрозрачный, лед прозрачный.

Оцениваем, согласны ли вы с выводом 3 опыта? Взяли сигналы оценивания. Фиксируем результат.

На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки непрозрачный, прозрачный.

Опыт 4. Изучение состояния снега и льда в тепле.

Назовём предметы оборудования. Шпатель, пробирки с тёплой водой. Выполняем опыт. Возьмите шпателем снег и лёд и положите в разные пробирки с тёплой водой. Понаблюдайте. Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 4 команда – кто озвучит вывод?

- Итак, в тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Оцениваем, такой же вывод вы сделали из 4 опыта? Взяли сигналы оценивания. Фиксируем.

На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки тают, вода.

УБРАТЬ ЛОТКИ ДЛЯ ОПЫТОВ.

2) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 46 № 2

- Выполним задание в рабочей тетради. В два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. Соединяйте стрелками, советуйтесь и помогайте друг другу в группах. Пятая группа будет озвучивать ответ. Проверяем. Кто согласен? Оцениваем ответ.

ФИЗМИНУТКА ПОДВИЖНАЯ, КОМПЬЮТЕРНАЯ «ЗИМНЯЯ МУЛЬТЗАРЯДКА».

Переключить с презентации на видеоплеер. После физминутки обратно. 2–3 мин.

3) Диалог с целью обобщения выводов и оценивания результатов опытов. 1 мин.

- Давайте подведём итоги нашей практической исследовательской работы. Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть наше предположение)

- Достигнута ли цель опытов? (Да, мы изучили свойства снега и льда). Я думаю, теперь мы можем нашим гостьям – Льдинке и Снежинке объяснить, сестрёнки они или нет? Что мы доказали, из чего состоят лёд и снег? (из воды). Льдинка Алина, а можно ли сказать, что снег и лед - это одно и то же? (нет) Снежинка Лиза, а одинаковые ли у них свойства? (разные свойства). Но что у них общего? (снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду)

V. Первичное закрепление, включение новых знаний в систему знаний. 7 мин.

- Итак, ребята, мы с вами теперь знаем, что снег и лёд получаются из воды. Но у нас с вами была ещё одна задача - узнать, откуда берутся снег и лёд, как они образуются.

Если вода замерзает, получается лёд. Кто знает, при какой температуре вода замерзает? (0 градусов и ниже нуля). А где и когда в природе вы видели лед? (на реке, в луже, сосульки, гололед, иней, узоры на окнах. Зимой.) А можно в домашних условиях воду превратить в лед? (показ формы для льда).

- А вот как образуются снежинки? Это мы с вами узнаем, посмотрев детский учебный фильм.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ОТКУДА БЕРЕТСЯ СНЕГ?» www.kids-corner.net

Переключить с презентации на видеоплеер. После просмотра фильма обратно. 2 мин.

- Ну, вот мы ответили и на главный вопрос нашего урока – откуда берутся снег и лёд. Давайте прочитаем в учебнике на стр. 69 вывод урока (читаем хором).

- Скажите, ребята, а для детей зима – это весёлое время года? Какие зимние забавы вы любите? (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов). Слайды 9 – 17. Слайд 18 (чёрный экран).

В рабочей тетради на 46 стр. найдите задание 4 – рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего сделана крепость? Рыбки? В нашей стране и в мире проводятся фестивали и чемпионаты по изготовлению снежных и ледяных фигур. Я знаю, что вы любите зиму, вы наблюдательные и к уроку нарисовали очень красивые снежинки, которые видели в природе.

2) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 46 № 3

Давайте выполним задание № 3 на 46 странице в рабочей тетради. Дорисуйте снежинки. О чём надо помнить? (у всех снежинок 6 лучей)

VI. Контроль и самопроверка знания. 2 мин.

А сейчас проверим, насколько вы были внимательны, проверим свои знания, игра «Вспоминай – ка». Приготовьте сигналы. Если вы согласны с утверждением, показываете (какой?) синий цвет. Если не согласны, то красный.

- Снег тает и превращается в воду (синий)

- Если вода замерзнет, она превратится в лед (синий)

- Снег бесцветный (красный)

- Лед непрозрачный (красный)

- У снежинки 5 лучей (красный)

- Лед хрупкий (синий)

- Снег образуется высоко в облаках (синий)

- Все снежинки одинаковые (красный)

- Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2 мин.

Подводим итог. Слайд 19. Давайте посмотрим, справились ли мы с задачами урока? Я узнал… Я исследовал …..Я удивился…

Понравилось ли вам быть исследователями? Трудно быть исследователем?

Закончим мы урок весёлым стихотворением. Зима пришла! Слайд 20.

ДЕТИ ПО СТРОЧКЕ ЧИТАЮТ

1.Наконец-то, снег! Ура! За работу, детвора!
2.Бабу снежную лепить
3.И снежком по цели бить,
4.На коньках по льду кататься
5.И с горы на санках мчаться!
6.Зимних игр пришла пора,
7. Здравствуй, Зимушка! Ура!

- Всем спасибо за урок.

РЕЗЕРВ УРОКА.

Я попросила учеников нашего класса дома найти необычные факты про снег и лед. Кто из вас нашёл интересный материал и хочет с нами поделиться?

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С КОРОТКИМИ СООБЩЕНИЯМИ «АРБУЗНЫЙ СНЕГ» И «ПОЧЕМУ СКРИПИТ СНЕГ?»