Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Тип урока: урок-исследование.
УМК: «Школа России».
Цель |
организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?». |
Задачи |
|
Формируемые УУД |
Личностные: научить:
Регулятивные: учить:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные:
|
Ресурсы: |
|
Организация пространства |
Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы. |
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). 1 мин.
Презентация. Слайд 1.
- Здравствуйте, уважаемые гости. Садитесь, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Помним о правильной посадке за партой во время работы.
Урок мы с вами начинаем, ещё одну тайну сегодня узнаем.
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.
Не отвлекайся, внимателен будь, за новыми знаниями отправимся в путь!
Пожелаем друг другу удачи и новых открытий!
II этап. Постановка учебной задачи (актуализация знаний и формулирование темы урока). 3 мин.
- Ребята, отгадайте загадку.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …(зима). Слайд 2.
На доске рисунок девушки-зимы.
- А какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль). Слайд 3. Какой сейчас зимний месяц? Какой он по счёту у зимы?
- Давайте произнесём шёпотом слово зима. Слайд 4. Скажите, какие слова или словосочетания вы вспоминаете, когда вы слышите слово «зима»? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы подобрали много «зимних» слов и словосочетаний. Попробуем сформулировать тему нашего урока. Слайд 5 (чёрный экран). Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте в своих группах составить те «зимние» слова, о которых мы сегодня будем говорить. Начинаем. Кто будет готов, поднимайте руку.
- Какие слова у вас получились? (снег, лед)
- Так что мы будем изучать на уроке сегодня? (Снег и лед). На доске вывешиваются 2 слова – таблички СНЕГ, ЛЁД. Один человек убирает буквы обратно в конверт.
Тему нашего урока прочитайте в учебнике («Откуда берутся снег и лёд»).
III. Постановка проблемы (ситуация противоречия между известным и неизвестным). 4 мин.
Проблемная ситуация
У нас сегодня на уроке две гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
Снежинка.
В небе зародилась я в облаке большом
Звездочкой резною сияю серебром.
Хрусталиком искристым с неба прилечу
Сяду и растаю, если захочу.
Льдинка.
Я когда - то капелькой воды была
А когда замерзла, словно замерла
Тоже я искристая, ростом невеличка
Льдинка я лучистая – я твоя сестричка.
Снежинка.
А вот и нет! Я из солнца, серебра
Ты же – мутная вода! Просто замарашка.
Разве мы близняшки?
Льдинка.
Может, мы, конечно, не очень похожи,
Но я из воды, из воды и ты тоже.
- Льдинка, Снежинка, не ссорьтесь. Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав? Выскажите предположения - снег и лёд – что это такое? Откуда они берутся в природе? (ответы – предположения детей, снег и лёд замерзшая вода). Если снег и лед – замёрзшая вода, то они должны быть одинаковые? Может быть, это одно и то же? (ответы - предположения детей, это разные природные явления). Вот видите, у нас с вами возникли разногласия. Все наши предположения или как их ещё называют гипотезы - надо доказать. А что значит доказать? (проверить, подтвердить или не подтвердить фактами). Девочки, вы хотите поработать вместе с нами? Присоединяйтесь к ребятам. Дети, а как мы можем что-то проверить, узнать новое? (спросить у взрослых, прочитать в книгах, учебнике, посмотреть в интернете или по телевизору, самим попробовать исследовать).
- Итак, ребята, мы, как настоящие ученые, будем заниматься исследовательской работой, будем проводить опыты и делать маленькие открытия. Наша задача – Слайд 6. изучить какими свойствами обладает снег и лед. Слайд 7. И узнать, откуда берутся снег и лед. Изучать эти свойства мы будем в наших маленьких лабораториях. Мы с вами разделились на группы исследователей по изучению свойств льда и снега. Слайд 8 (чёрный экран).
IV. Открытие нового знания.
1) Исследовательская работа. 15 мин.
- Помним, что для успешной работы нужно уметь договариваться в своей группе и быть очень внимательными.
- Давайте вспомним правила работы в группах. Памятки лежат у вас на столах.
- Работаем дружно. Важно мнение каждого. Распределяем обязанности. Объясняем свою точку зрения. Уважаем мнение всех членов группы. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.
- Учебники наши открыты на с. 68, определите цель наших опытов (Изучить свойства снега и льда)
- Работать будем по плану (на маленькой магнитной доске столбиком записан алгоритм): называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем, то есть делаем вывод внутри своей группы, одна из команд озвучивает вывод, все остальные сигналами оценивают (синий цвет снежинки – согласны, красный – нет). К каждому опыту у нас в учебнике дан рисунок, а вывод записан под рисунком, его нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники даны на стр. 68. Прочтите слова – помощники. Итак, начинаем. Помогать нам будут ученицы 8 класса, они уже изучают предмет химию, работают в химической лаборатории и сегодня побудут нашими помощниками - лаборантами.
РАЗДАТЬ ЛОТКИ ДЛЯ ОПЫТОВ.
Опыт 1. Изучение плотности, рыхлости.
Назовём предметы оборудования. Лабораторная миска, стеклянная палочка, молоток.
- Выполняем опыт. Попробуйте палочкой сделать ямку в снеге.
- А теперь тоже самое, только в кусочке льда. Что скажете? Попробуем по кусочку льда стукнуть молоточком (выполняет сам учитель). Находим вывод в учебнике, формулируйте вывод, используя слова - подсказки. 1 команда – кто озвучит вывод? Снег рыхлый, лед хрупкий. Оцениваем, кто сделал такой же вывод из 1 опыта? Взяли сигналы оценивания. Если все согласны, фиксируем вывод.
На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки рыхлый, хрупкий.
Опыт 2. Изучение цвета льда и снега.
- Попробуем определить цвет снега и льда. Назовём предметы оборудования. Полоски цветной бумаги или картона. Выполняем опыт. Приложите к снегу по очереди цветные полоски, сравните цвет снега и каждой полоски.
- Можно ли сказать, что снег синий? Зеленый? Желтый? Красный? Белый?
- А можно ли сказать, что лед белый? Возьмите мисочку с кусочком льда.
Приложите ко льду: синюю полоску, желтую, зеленую, красную, белую.
- А теперь посмотрите на стеклянный предмет у меня в руках (учитель берет стеклянную пробирку). Сравните цвет льда и стекла.
Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 2 команда – кто озвучит вывод?
- Итак, цвет снега белый, цвет льда бесцветный. Оцениваем, такой же вывод вы сделали из 2 опыта? Взяли сигналы оценивания. И если все согласны, фиксируем вывод.
На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки белый, бесцветный.
Опыт 3. Изучение прозрачности.
Назовём предметы оборудования. Шпатель и лист цветной бумаги. Выполняем опыт. Наберите на шпатель снег и положите кучкой на лист цветной бумаги. Попробуйте через снег рассмотреть цвет.
- А теперь посмотрите через кусочек льда, взяв его шпателем и положив на тот же лист рядом со снегом.
- Как называются предметы, через которые все видно? (прозрачные)
Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 3 команда – кто озвучит вывод?
- Итак, снег непрозрачный, лед прозрачный.
Оцениваем, согласны ли вы с выводом 3 опыта? Взяли сигналы оценивания. Фиксируем результат.
На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки непрозрачный, прозрачный.
Опыт 4. Изучение состояния снега и льда в тепле.
Назовём предметы оборудования. Шпатель, пробирки с тёплой водой. Выполняем опыт. Возьмите шпателем снег и лёд и положите в разные пробирки с тёплой водой. Понаблюдайте. Делайте внутри групп вывод о цвете снега и льда. 4 команда – кто озвучит вывод?
- Итак, в тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Оцениваем, такой же вывод вы сделали из 4 опыта? Взяли сигналы оценивания. Фиксируем.
На доску под словами СНЕГ И ЛЁД вывешиваются признаки тают, вода.
УБРАТЬ ЛОТКИ ДЛЯ ОПЫТОВ.
2) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 46 № 2
- Выполним задание в рабочей тетради. В два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. Соединяйте стрелками, советуйтесь и помогайте друг другу в группах. Пятая группа будет озвучивать ответ. Проверяем. Кто согласен? Оцениваем ответ.
ФИЗМИНУТКА ПОДВИЖНАЯ, КОМПЬЮТЕРНАЯ «ЗИМНЯЯ МУЛЬТЗАРЯДКА».
Переключить с презентации на видеоплеер. После физминутки обратно. 2–3 мин.
3) Диалог с целью обобщения выводов и оценивания результатов опытов. 1 мин.
- Давайте подведём итоги нашей практической исследовательской работы. Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть наше предположение)
- Достигнута ли цель опытов? (Да, мы изучили свойства снега и льда). Я думаю, теперь мы можем нашим гостьям – Льдинке и Снежинке объяснить, сестрёнки они или нет? Что мы доказали, из чего состоят лёд и снег? (из воды). Льдинка Алина, а можно ли сказать, что снег и лед - это одно и то же? (нет) Снежинка Лиза, а одинаковые ли у них свойства? (разные свойства). Но что у них общего? (снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду)
V. Первичное закрепление, включение новых знаний в систему знаний. 7 мин.
- Итак, ребята, мы с вами теперь знаем, что снег и лёд получаются из воды. Но у нас с вами была ещё одна задача - узнать, откуда берутся снег и лёд, как они образуются.
Если вода замерзает, получается лёд. Кто знает, при какой температуре вода замерзает? (0 градусов и ниже нуля). А где и когда в природе вы видели лед? (на реке, в луже, сосульки, гололед, иней, узоры на окнах. Зимой.) А можно в домашних условиях воду превратить в лед? (показ формы для льда).
- А вот как образуются снежинки? Это мы с вами узнаем, посмотрев детский учебный фильм.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ОТКУДА БЕРЕТСЯ СНЕГ?» www.kids-corner.net
Переключить с презентации на видеоплеер. После просмотра фильма обратно. 2 мин.
- Ну, вот мы ответили и на главный вопрос нашего урока – откуда берутся снег и лёд. Давайте прочитаем в учебнике на стр. 69 вывод урока (читаем хором).
- Скажите, ребята, а для детей зима – это весёлое время года? Какие зимние забавы вы любите? (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов). Слайды 9 – 17. Слайд 18 (чёрный экран).
В рабочей тетради на 46 стр. найдите задание 4 – рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего сделана крепость? Рыбки? В нашей стране и в мире проводятся фестивали и чемпионаты по изготовлению снежных и ледяных фигур. Я знаю, что вы любите зиму, вы наблюдательные и к уроку нарисовали очень красивые снежинки, которые видели в природе.
2) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 46 № 3
Давайте выполним задание № 3 на 46 странице в рабочей тетради. Дорисуйте снежинки. О чём надо помнить? (у всех снежинок 6 лучей)
VI. Контроль и самопроверка знания. 2 мин.
А сейчас проверим, насколько вы были внимательны, проверим свои знания, игра «Вспоминай – ка». Приготовьте сигналы. Если вы согласны с утверждением, показываете (какой?) синий цвет. Если не согласны, то красный.
- Снег тает и превращается в воду (синий)
- Если вода замерзнет, она превратится в лед (синий)
- Снег бесцветный (красный)
- Лед непрозрачный (красный)
- У снежинки 5 лучей (красный)
- Лед хрупкий (синий)
- Снег образуется высоко в облаках (синий)
- Все снежинки одинаковые (красный)
- Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2 мин.
Подводим итог. Слайд 19. Давайте посмотрим, справились ли мы с задачами урока? Я узнал… Я исследовал …..Я удивился…
Понравилось ли вам быть исследователями? Трудно быть исследователем?
Закончим мы урок весёлым стихотворением. Зима пришла! Слайд 20.
ДЕТИ ПО СТРОЧКЕ ЧИТАЮТ
1.Наконец-то, снег! Ура! За работу, детвора!
2.Бабу снежную лепить
3.И снежком по цели бить,
4.На коньках по льду кататься
5.И с горы на санках мчаться!
6.Зимних игр пришла пора,
7. Здравствуй, Зимушка! Ура!
- Всем спасибо за урок.
РЕЗЕРВ УРОКА.
Я попросила учеников нашего класса дома найти необычные факты про снег и лед. Кто из вас нашёл интересный материал и хочет с нами поделиться?
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С КОРОТКИМИ СООБЩЕНИЯМИ «АРБУЗНЫЙ СНЕГ» И «ПОЧЕМУ СКРИПИТ СНЕГ?»