Научно-методическая статья по теме «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС»

Разделы: История и обществознание


В «Концепции развития образования» сказано: «Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе».

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Современное преподавание истории и обществознания должно быть нацелено на формирование у выпускника таких способностей и умений, которые помогут ему в любой ситуации личной или профессиональной жизни достичь положительных результатов. То есть – ключевых компетенций.

Итак, цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Это возможно при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнер. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом:

  • Ценностно-смысловая компетенция.
  • Общекультурная компетенция.
  • Учебно-познавательная компетенция.
  • Информационная компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Социально-трудовая компетенция.
  • Компетенция личностного самоусовершенствования.

Формирование ключевых компетентностей становится основным результатом образовательной деятельности. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Таким образом, основной целью школьного образования является: научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

Самым удачным методом, на мой взгляд, является  исследовательский метод обучения.

Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо:

  • научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция);
  • работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);
  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция);
  • кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);
  • учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);
  • ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Урок обществознания в 10 классе по теме «Политический лидер». Учащиеся готовили групповой проект, в котором должны были создать модель политического лидера, описать его политические взгляды, умение заслужить авторитет партийцев, получить поддержку населения), то есть составить некую модель лидера.

Используя на уроках истории и обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся. В таких образовательных условиях изменяется и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, модератора групповой дискуссии учащихся, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

Для формирования основных компетенций у учащихся на своих уроках истории и обществознания я стремлюсь применять и моделировать следующие ситуации:

  • Проведение опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений людей по спорным вопросам, представление результатов опросов в виде коллажей и диаграмм.

Современные образовательные технологии: проблемного обучения, интерактивные формы обучения, проектные методы, ИКТ, дебаты универсальны в применении на любом уроке по любому учебному предмету. Они формируют умение концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию, вести диалог, самоорганизации ученика.

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Например, по истории России при прохождении темы: “Правление Ивана Грозного” в 10-м классе можно дать задание: Опишите картину В.Сурикова “Покорение Сибири”. Оцените значение подвига Ермака.

Можно дать проблемные задания и вопросы: 10 класс. по всеобщей истории. Тема: “Великая французская революция” Проблемный вопрос: “Являлась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов-просветителей?”

Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям, как истории, обществознания так и основ наук в целом.

Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала. В 10-м классе по всеобщей истории можно провести семинарское занятие: “Ренессанс. Реформация. В поисках новой личности” Задание: Какую обратную сторону индивидуализма раскрывает знаменитый монолог Гамлета У.Шекспира?

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания, Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

По содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, обществознанию, географии, литературе, искусству, информатики.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

В нашей школе формированию ключевых компетенций отводится большое внимание. Помимо работы на уроках, проводится большая внеклассная работа.

Важной частью внеклассной работы по истории и обществознанию являются подготовка учащихся к участию в олимпиадах разного уровня по предмету, организация и проведение олимпиад внутри ОУ. Они позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных на изучение истории, права и обществознания детей, служат популяризации исторических и правовых знаний, социализации личности, профессиональному самоопределению

Большое значение в формировании компетенций и правового сознания школьников имеет факультативный курс “Обществознание от А до Я”. Факультативный курс разработан с целью помочь учащимся в освоении программы по обществознанию за 9-й класс, дополнить и углубить их знания по предмету; подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации и к поступлению в профильный класс гуманитарного направления.

В ходе занятий учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, учатся проводить структурно-функциональный анализ учебного и юридического материала, решают и сами составляют упражнения и познавательные задания на формирование обществоведческих знаний; упражнения и задания на формирование понятий; упражнения и задания на формирование причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития; упражнения и задания на формулирование теоретических выводов; изучают приемы и способы работы со статистическими сведениями; осваивают приемы работы с юридическими документами, и осуществляют самостоятельный разбор документа.

Таким образом, образовательные технологии востребованы современным обществом, а о прочных знаниях мечтает каждый человек, но добиться их только заучиванием практически невозможно, их нужно «пропустить» через осознание их ценности и значимости.