Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют немаловажную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.
Взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение – это та атмосфера, которая ведет к эмоциональному благополучию ребенка.
В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но, к сожалению, все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Перед нами, как педагогами группы стоит цель: создание в группе благоприятного позитивного микроклимата, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка.
Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы:
- снятию напряжения в детском коллективе;
- эмоциональному раскрытию каждого ребенка;
- развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
- умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;
- формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве;
- получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;
- сплочению группы.
Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей.
Празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников.
В нашей работе мы используем, например:
- Ритуал начала дня «Минутка вхождения в день» ежедневные беседы с детьми;
- «Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга;
- Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие;
- «Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Также проводятся психологические коррекционные игры и упражнения:
- «Волшебный мяч» - Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они называют доброе дело или с кем в группе дружат.
- Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному в «Уголке уединения».
- «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться и выплеснуть свои негативные эмоции.
- Использование в течение дня игр «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим», «Сундучок-чок-чок и молчок», «Млчаливый кот» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
- Копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно
- «Страна гномиков» -оформленный уголок в группе-портреты гномиков с разным выражением лица. В течение дня анализировать, какой именно гномик в данный момент соответствует настроению группы.
- С помощью такой нехитрой игры «Секрет» (автор Т.А.Репина). мы определяем какой микроклимат на данный момент времени в нашей группе . Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных» - удовлетворительный микроклимат в группе.
Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д.
В различных видах деятельности, особенно в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.
Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.
Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих).
Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу можно использовать различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.
Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы:
- «Все мы разные»,
- «Мы рядом»,
- «Научился сам — научи товарища»,
- «Что значит настоящий друг?»,
- «Учусь прощать» и т.д.
Совместно с детьми составить правила группы:
- «Что можно делать, а что нельзя»:
- Делись с товарищем;
- Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
- Помогай товарищу.
- Если умеешь что-то делать сам - научи и его;
- Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое.
- Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам.
- Играй дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
- Не завидуй - радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
- Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться.
- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
- В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
И в конце своего выступления, хотелось бы вам причитать небольшую притчу:
«Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»».