Компетентностный подход к преподаванию информатики

Разделы: Информатика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новое содержание программ
потребовало поиска и новых
методов учебной работы…
Д.Б. Эльконин

Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетентность ученика - интегрированная характеристика качеств личности, готовой осуществлять деятельность в определенных областях. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые обнаруживают себя в различных сферах деятельности.

Компетенции – способности, основанные на знаниях, умениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательной деятельности и определяют мобильность личности.

Применительно к школьному курсу информатики в качестве основных компетенций выделены:

  • компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности;
  • в сфере познавательной деятельности;
  • в сфере коммуникативной деятельности;
  • технологическая компетенция;
  • в области техникознания (техническая компетентность);
  • в сфере социальной деятельности;
  • преемственности поколений.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике. При объяснении нового материала формируется поликультурная, информационная, познавательная, самообразовательная и социальная компетентности. При проверке домашнего задания формируются познавательная и самообразовательная компетентности.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал.

Деятельностный подход к обучению обеспечивает:

  • повышение учебной мотивации;
  • рост познавательной активности;
  • развитие способности к самостоятельному обучению;
  • выработка навыков работы в коллективе;
  • корректировка самооценки учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных навыков.

В своей работе я уделяю внимание формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, а информационные технологии позволят наиболее эффективно это реализовать.

Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они способствовали развитию у обучающихся логики мышления, интереса к изучению наук; прививаю им навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера, организую индивидуальные занятия с учащимися.

Также на уроках создаю условия, в которых учащиеся самостоятельно планируют и анализируют собственные действия, находят выход из предложенной ситуации, учатся реально оценивать свои возможности, а также пути их совершенствования через групповую, индивидуальную и парную работу.

В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

Включение в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Все темы информатики в начальной школе поддерживаются цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) в виде презентаций, схем, рисунков, мультфильмов, которые успешно реализуются на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Понятия компетентности/компетенции тесно связаны с интеграцией.

Интеграция (в обучении) – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является настоятельной необходимостью.

Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Безусловно, учитель должен работать по определенной системе, когда каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого.

Стержнем этой системы считается развитие мышления.

Индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения в основном носят интерактивный характер, способствуют интенсификации работы учащихся на уроках и развитию самостоятельности обучающихся и способности к самоорганизации.

Через рефлексию определяется отношение ученика к собственным действиям и обеспечивается должная коррекция этих действий.

Здоровье – главное богатство человека и гражданский долг каждого учителя – привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – формирование компетентного отношения к своему здоровью: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе.

С целью уменьшения зрительного утомления детей в середине урока проводится комплекс упражнений для глаз, которые выполняются в игровой форме с использованием презентации «Упражнения для глаз».

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н.Толстой.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя,
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли,
Может, ты станешь железо ковать.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь.
(«Тропинка» Саматова Л.С.)