Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Введение в современное законодательство" для 9-го класса

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: внеурочная деятельность


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство» для 9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
  • Программа курса «Основы правовых знаний» для 7-9 классов. / С. И. Володина, В.В. Спасская и др. – М.: ВИТА-Пресс, 2010.

Программа ориентирована на учебник: Володина, С. И. Обществознание. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х ч. / С. И. Володина, В. В. Спасская и др. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование), программе внеурочной деятельности (основное общее образование) МБОУ «СОШ № 74» и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Курс внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классов в области углубления и систематизации правовых знаний, необходимых для успешной социализации, социальной коммуникации и взаимодействия.
Курс рассчитан на 34 часа.

Программа предусматривает проведение проблемных занятий, занятий-бесед, практикумов, занятий-игр, дискуссионных занятий; каждое занятие включает в себя практическую часть, занимающую 50-75% времени занятия. Предусмотрены возможности для самостоятельной работы учащихся с источниками и дополнительной информацией.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса с указанием базовых понятий и знаний, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, перечень материально-технического обеспечения учебного процесса.

Цели освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права;
  • расширение возможностей правовой социализации и содействие подготовке обучающихся к жизни и деятельности в правовом государстве.

Задачи освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»:

  • углубление и систематизация знаний о современном законодательстве, о принципах, нормах, институтах и отраслях современного права, необходимых для ориентации в российском и международном законодательстве;
  • формирование навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, потребителя, работника, работодателя, члена семьи); практических навыков составления отдельных видов юридических документов;
  • формирование и развитие умений применения знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, характеристики содержания текстов нормативных актов, самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правоотношений, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство»:

  • представление о предметном содержании современной правовой науки;
  • владение базовыми предметными понятиями: правовая норма, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, источник права, система права, структура права, отрасль права, публичное право, частное право, субъект права, содержание правоотношения, объект правоотношения, юридический факт, правосознание, правонарушение, юридическая ответственность, правотворчество, законодательный процесс, законодательная инициатива;
  • знание и понимание системы и структуры современного права, общих правил применения правовых норм, понятий и принципов правосудия, содержания прав и свобод человека и гражданина; содержания, особенностей, форм и процедур избирательного и законодательного процессов; порядка рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядка заключения и расторжения трудовых договоров;
  • способность объяснять взаимосвязь государства и права, различать нормы и источники права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; имущественные и неимущественные права и свободы, способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • использование приобретённых знаний, навыков и умений в практической деятельности для: поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; для анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; для изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; для обращений в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
  • расширение кругозора в нормативно-правовой сфере, активизация интереса к изучению современного законодательства и осуществлению исследовательской и проектной деятельности по правовой тематике.

Содержание курса внеурочной деятельности «Введение в современное законодательство» (34 часа)

Базовые понятия:

правовая норма, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, источник права, система права, структура права, отрасль права, публичное право, частное право, субъект права, содержание правоотношения, объект правоотношения, юридический факт, правосознание, правонарушение, юридическая ответственность, правотворчество, законодательный процесс, законодательная инициатива.

Базовые знания:

система и структура современного права; общие правила применения правовых норм, понятий и принципов правосудия; содержание прав и свобод человека и гражданина; обязанности гражданина, налогоплательщика, работника, работодателя, члена семьи, участника договорных отношений; имущественные и неимущественные права и свободы, способы их защиты; виды договорных отношений; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; отдельные виды гражданско-правовых договоров; содержание, особенности, формы и процедуры избирательного и законодательного процессов; характер взаимосвязи государства и права, нормы и источники права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок обращения в соответствующие правовые органы.

Личностные характеристики и установки:

– понимание объективности, социальной необходимости, исторической, моральной и прагматической обоснованности правовых норм;

– осознание необходимости знания действующих правовых норм и их соблюдения, повышения уровня собственного правосознания.

Обучающийся научится (базовый уровень):

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи применительно к информации нормативно-правового характера;

– использовать логические методы анализа, оценки и интерпретации правовой информации различного содержания;

– представлять результаты анализа, оценки и интерпретации правовой информации в форме обоснованных выводов;

– самостоятельно определять цель, задачи и способы изложения и обоснования результатов своей проектной и исследовательской деятельности по правовой тематике;

– соотносить собственные действия с действующими правовыми нормами; осуществлять контроль и самоконтроль в различных формах деятельности, социального взаимодействия и коммуникации;

– самостоятельно оценивать уровень собственной правовой культуры, выбирать способы и планировать действия по повышению её уровня.

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
– правильно употреблять основные правовые понятия, определения, классификации;
– иметь целостное представление о системе современного права РФ и ориентироваться в его нормативном содержании, компонентах и отраслях;
– соотносить конкретные правовые отношения и отрасли права;
– различать виды правовых норм, источники права, виды судопроизводства, виды договорных отношений, отдельные виды гражданско-правовых договоров;
– осознанно связывать собственные права и свободы с обязанностями и ответственностью;
– решать правовые задачи на примере конкретных ситуаций;
– использовать приобретенные правовые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– осуществлять поиск и первичный анализ правовой информации;
– обращаться в соответствующие органы за квалифицированной юридической помощью.

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

– интерпретировать и использовать правовую информацию, анализировать и интерпретировать содержание законодательных актов и норм права применительно к конкретным условиям их реализации;

– формулировать и аргументированно излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

– анализировать содержание нормативных документов и договоров и оценивать их с позиций правовой корректности и соответствия нормам законодательства РФ;

– осознанно и ответственно выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обоснованно выбирать способы реализации прав и свобод, и защиты нарушенных прав.

Темы занятий:

  • Правовая норма, её признаки, структура и виды
  • Предмет и методы правового регулирования
  • Источники права, их виды
  • Правовые отношения, их содержание и виды
  • Субъекты права и участники правоотношений. Объекты правоотношений
  • Правосознание, его структура и виды. Правосознание в жизни общества
  • Правонарушение, его виды.
  • Юридическая ответственность, её виды и принципы
  • Правотворчество, его виды и принципы
  • Законодательная процедура
  • Система права, её компоненты
  • Отрасли права. Принципы выделения правовых отраслей
  • Отрасли материального и процессуального права
  • Отрасли публичного и частного права
  • Гражданское право
  • Семейное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Административное право
  • Налоговое право
  • Конституционное право
  • Итоговое занятие

 

Основная литература

  1. Володина, С. И. Обществознание. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х ч. / С. И. Володина, В. В. Спасская и др. – М.: Академкнига/Учебник, 2010;
  2. Административный кодекс РФ;
  3. Гражданский кодекс РФ;
  4. Конституция РФ. Редакция 2020 года;
  5. Семейный кодекс РФ;
  6. Трудовой кодекс РФ;
  7. Уголовный кодекс РФ.

 

Дополнительная литература

  1. Основы права для колледжей: учебник для СПО. / А. М. Волков, Е. А. Лютягина; под общ. ред. А. М. Волкова. – М.: Юрайт, 2019;
  2. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. – М.: Юрайт, 2016.
  3. Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г. Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001
  4. Юридический справочник на все случаи жизни. / Тимофеева К. В. – СПб: Питер, 2007.

 

Официальные интернет-ресурсы органов государственной власти

  • http://www.kremlin.ru – Президент Российской Федерации;
  1. http://www.gov.ru/main/ page 7.html – Федеральное Собрание РФ;
  2. http://www.duma.gov.ru/ – Государственная Дума ФС РФ;
  3. http://www.council.gov.ru – Совет Федерации;
  4. http://government.ru/ – Правительство Российской Федерации;
  5. http://www.ksrf.ru – Конституционный Суд Российской Федерации;
  6. http://www.vsrf.ru; http://www.supcourt – Верховный Суд Российской Федерации;
  7. http://www.cikrf.ru/ – Центральная избирательная комиссия РФ;
  8. http://www.minjust.ru/ – Министерство юстиции РФ;
  9. http://genproc.gov.ru/ – Генеральная прокуратура РФ;
  10. http://www.fparf.ru/ – Федеральная палата адвокатов;
  11. http://www.notariat.ru/ – Федеральная нотариальная палаты;
  12. http://www.rg.ru – Газета «Российская газета»;
  13. http://www.hro.org – Права человека в России;
  14. http://www.gov.ru – Сервер органов государственной власти Российской Федерации.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • http://www.consultant.ru Справочная правовая система Консультант Плюс;
  1. http://www.garant.ru/ – Справочная правовая система Гарант;
  2. http://www.kodeks.ru – Информационно-правовой консорциум Кодекс;
  3. http: www.oprave.ru – Юридический портал Правопорядок;
  4. http://www.lawportal.ru – Федеральный правовой портал Юридическая Россия;
  5. http: www.okpravo.info – Литература по праву;
  6. http:www.allpravo.ru – Все о праве;
  7. http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства;
  8. http://www.jurizdat.ru – Бюллетень Верховного Суда РФ;
  9. http://www.ksrf.ru/ – Вестник Конституционного Суда РФ.