Проект "Георгиевские чтения"

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель

  • воспитание правильного понимания исторической значимости Победы в Великой Отечественной войне, как события, ставшего судьбоносным не только для нашей страны, но и для всего человечества;
  • сохранение исторического самосознания подрастающего поколения через изучение судеб своих родственников: участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны;
  • приобщение обучающихся, членов их семей к изучению истории Отечества через самостоятельную работу;
  • содействие духовному развитию школьников, формирование нравственных ценностей

Задачи

  • формирование активной гражданской позиции путём привлечения внимания детей к истории Отечества через изучение судеб родственников-участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, приобретение ими навыков работы с архивными материалами, семейными архивами и систематизации информации;
  • воспитание бережного отношения к историческому наследию, сохранению памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне
  • развитие творческих способностей участников конкурса сочинений в рамках проекта «Георгиевские чтения»
  • обобщение конкурсных работ и накопленного опыта для дальнейшей работы со школьниками, с целью недопущения падения интереса к тематике Великой Отечественной войны

Обоснование социальной значимости

Основополагающим принципом проекта «Георгиевские чтения» является формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельного человека. Проект нацелен на развитие у учащихся осознания сопричастности к истории своей Родины и пробуждение социальной активности. Тема патриотического воспитания молодёжи остаётся одной из важнейших задач общества.

Востребованность проекта, подтверждённая количеством творческих работ, побудила нас к продолжению проектной деятельности в этом направлении. Подростки в рамках проекта получают уникальную возможность исследовать не только боевой путь родственников, но и историю близких людей, внесших свой вклад в победу над врагом в тылу, на оборонных предприятиях, на полях, в госпиталях… В данном формате через историю своих родственников школьники проявляют интерес к знаниям о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, значении нашей Победы для всего человечества, что не может не воспитывать патриотизм, способствовать выработке ответственной гражданской позиции и иммунитету к фальсификации нашей истории.

Актуальность

Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу. Чтобы историю невозможно было переписать, ее нужно сохранять.

Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности, отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

География проекта: Дзержинский район города Новосибирска, город Новосибирск, Новосибирская область.

Аннотация

Проект «Георгиевские чтения» направлен на изучение судеб родственников - героев Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла. Девиз проекта "От истории семьи – к истории страны". Школьники, изучая боевой (трудовой) путь своих близких, знакомятся с героическими страницами истории Отечества. Пройдут годы, из памяти сотрутся многие даты и события, но отзвуки Великой Отечественной еще долго будут отзываться в сердцах, ведь для каждой семьи нашего государства война стала проверкой на мужество и стойкость. Работы детей – своеобразный памятник фронтовикам, труженикам тыла, памятник поколению, победившему фашизм. В рамках проекта каждый год менялись названия Георгиевских чтений: «Шагнувшие в бессмертие», «Они приближали Победу», «Герои нации», «Правила жизни» …

Были предложены различные номинации: «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Мой родственник – герой Великой Отечественной войны», «Они приближали Победу», «Поклонимся великим тем годам», «Они прошли сквозь вихрь смертей…», «Все для фронта, все для Победы», «Имена¸ опаленные войной», «В тылу как на фронте», «Солдаты Победы», «Герои рядом с нами», «На огненном рубеже», «Они повзрослели, не успев вырасти…», «Правила жизни»…

Проект включает в себя следующие этапы:

  • Обсуждение номинаций сочинений, критериев оценивания ученических работ
  • Прием работ обучающихся средних и старших классов общеобразовательных школ на конкурс
  • Проверка работ. По итогам конкурса в каждой из номинаций в каждой возрастной категории определяется по три призовых места.
  • По итогам конкурса предполагается выпуск сборника сочинений)
  • Награждение частников творческих работ с публичным выступлением победителей (специально разработан макет для награждения учащихся).

Проект "Георгиевские чтения" охватывает одну из крупнейших социальных групп - учащихся средних учебных заведений от 11 до 18 лет. Участие в проекте позволяет детям осознать величие подвига народа во время Великой Отечественной войны.

Проект реализуется при поддержке РОО Дзержинского района, РМО учителей русского языка и литературы Дзержинского района города Новосибирска. Предусматривается возможность ежегодного проведения.

Война изменила миллионы судеб, перечеркнула планы на будущее, выдернула из мирной жизни, подвергла неимоверным испытаниям наш народ. Люди оказались в страшной военной мясорубке, не жалеющей никого. Они вынужден был взять в руки оружие, чтобы прогнать с нашей земли врага, посягнувшего на жизни людей, на право свободно дышать, на право жить…

Кроме того, в сочинениях ребят встречаются воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может приходить в школы на Уроки Памяти, и рассказы бабушек, дедов и прадедов о военных годах. Перспективным считаем создание Книги работ учащихся. Подобную брошюру можно создать о вдовах, тружениках тыла и детях войны.

Для достижения поставленных задач детьми были использованы различные источники информации. Они изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии. Были проанализированы базы данных интернет-сайтов: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

Объектом исследования являются события Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Предметом – конкретные семьи в годы войны.

При проведении работы ребята использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.

Практическая значимость работы состоит в воспитании уважения к предшествующим поколениям. Работу можно использовать для бесед с учащимися на классных часах, при исследовании документов семейного архива.

Содержание проекта

Описание работы по проекту. В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями написать работу. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную исследовательскую работу и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

Основными критериями отбора материала при написании сочинения является культурная значимость при изучении истории семьи школьника, актуальность, воспитательная ценность.

Целевая группа проекта. Участниками проекта являются учащиеся 5-11 классов школ Дзержинского района, которые интересуются историей своей Родины, своей семьи. Кроме этого во время поисковой деятельности привлекались к работе родители учащихся, люди пожилого и пенсионного возраста, участники Великой Отечественной войны.

Продолжительность проекта. Проект долгосрочный. (2015 –2020гг.)

Основные этапы реализации проекта

Работа над проектом проводится в три этапа:

I этап – Подготовительный: поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны; подбор фотографий;

II этап – Основной: создание сочинений о членах своей семьи–участниках войны; оформление тематического стенда и его использование для проведения классных часов и бесед с учащимися начальной школы; конкурс рисунков «Война в истории моей семьи». Проверка работ.

III этап – Заключительный: награждение победителей, педагогов, соединение работ воедино, издание брошюры.

1. Планируемые результаты

Учащиеся получат информацию о членах своей семьи – участниках войны. Каждый ребенок почувствует свою сопричастность к празднованию Дня Победы, гордость за свою Родину, своих родственников.

Работа над сочинениями расширяет представления учащихся об основных  событиях Великой Отечественной войны  за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим.). Недостаток сведений семейных архивов учащихся компенсируется документальными сведениями интернет-сайтов ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

2. Своеобразие и новизна: практическая часть проекта Георгиевские чтения ориентирована на формирование опыта работы с документами, умение анализировать и аккумулировать информацию; формирование навыков генеалогического исследования. Соблюдение технологии поиска: воин вернулся живым, убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести. Кажется, что мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Но сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну – главная наша задача. Позиция педагога диалогична на протяжении написания ребенком сочинения.

3. Технология поиска информации участника войны, вернувшегося живым, погибшего, пропавшего без вести.

Так, в 2015 году началась поисковая работа. Привлекались к работе родители и родственников.  Дети собрали материал не только о людях, воевавших на фронте, но еще и о тех, кто был в тылу и всеми силами помогал фронту, есть рассказы и об узниках лагерей, а также о детях, которые с детства увидели все ужасы войны. Каждый год будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в наши сборники будут вписаны новые имена.
В помощь ребятам предлагается схема поиска материала для написания сочинения

Первые шаги. Где искать. Семейная память. Интернет-ресурсы. Архивы и военкоматы. Поисковики, музеи, ветеранские организации.

Семейная память:

АНАЛИЗИРУЕМ

УСТАНАВЛИВАЕМ

Документы: письма, похоронки,  свидетельства о рождении, браке;  фотографии; истории болезни;  автобиографии;  воспоминания; наградные документы; военный билет, ветеранские книжки
Семейные предания

1. Фамилию, имя, отчество (с вариантами написания).
2. Дату, место рождения.
3. Место, дату призыва.
4. Учебные заведения, воинские части, в которых проходила служба (учеба) (номера полевых почт), звания.
5. Награды.
6. Факты ранения, нахождения в плену.
7. Однополчан, командиров.
8.Место гибели, организацию, выславшую извещение о смерти.

Поиск сведений дома

Прежде всего, нужно точно знать фамилию, имя, отчество, год рождения и место рождения. Без этих сведений искать будет очень сложно. Место рождения должно быть указано в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы.

Обычно нетрудно бывает выяснить время призыва и место проживания призывника. По месту проживания можно определить – каким районным военным комиссариатом (РВК) он был призван.

В первую очередь, рекомендуется ещё раз просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населённых пунктов. Звания можно определить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, командному и политическому составу можно приблизительно определить по воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.

Если сохранились письма с фронта. Все письма с фронта просматривались военной цензурой, военнослужащие были об этом предупреждены, поэтому, обычно в письмах не указывались названия и номера воинских частей, названия населённых пунктов. Первое, что нужно определить: номер Полевой Почтовой Станции (ППС или "полевая почта"). По номеру ППС часто удаётся определить название воинской части. («Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах», «Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах» на сайте СОЛДАТ.ru)

Интернет-ресурсы. Базы данных

  1. ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html)
  2. «Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvignaroda.ru/)
  3. Саксонские мемориалы – сведения о погибших в плену на территории Германии (http://www.dokst.ru/)
  4. Мемориал. Жертвы политического террора в СССР – сведения о репрессированных, уточнение места рождения (призыва) в т.ч. по косвенным (родственники) данным. http://lists.memo.ru/

При поиске и анализе данных важно: Искать по всем возможным сочетаниям данных и написаниям ФИО. Искать, постепенно уменьшая количество реквизитов. Сделать максимально широкую выборку поисковых результатов. Обратить внимание на автора и время создания документа, лежащего в основе результата. Соотнести полученные данные с современным административно-территориальным делением. Учесть возможные ошибки в написании имен собственных.

Справочные ресурсы

  1. Солдат.ru – справочники (в том числе – полевых почтовых станций), ссылки на интернет-ресурсы, памятка по поиску пропавших без вести, формы запросов (анкет) http://www.soldat.ru/
  2. Википедия – краткие данные о времени формирования и действия воинских частей http://ru.wikipedia.org
  3. Росархив – сведения, куда обращаться по конкретным направлениям поиска http://archives.ru/faq/war.shtml
  4. Портал «Архивы России» - адреса архивов http://www.rusarchives.ru/

Как и где искать, если: вернулся живым; убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести.

Вернулся живым.

Устанавливаем места службы:
(конкретные части, подразделения, время нахождения в них):
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера соединений
 - обращаемся в военкомат 
 - обращаемся в организацию, где работал (личное дело) 
- изучаем базы данных Подвиг народа и ОБД Мемориал, устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены), факты ложного учета, как погибшего (в составе какой части в какое время)

Устанавливаем боевой путь:
1. Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей по интернет-источникам, книгам. Соотносим со временем нахождения в них искомого лица.
2. Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а так же с музеями расположенными на территории боевого пути воинских частей. Можно обратиться в наиболее старые школы в районе  места жительства вернувшегося с войны, ветеранские организации.
3. Если был факт ранения – делаем запрос в АВММ МО РФ, награждения – в ЦАМО, плена – ищем фильтрационное дело.
4. При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

Убит.

Сбор данных: место гибели, места службы
-  изучаем ОБД  Мемориал, уточняем место и дату гибели, захоронения
- уточняем современное АТД места гибели, за сведениями о захоронении обращаемся в военкомат по месту захоронения.
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей
 - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)
 - изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:
Делаем запрос в ЦАМО (др. архив) - подтверждаем факт гибели. Указываем реквизиты дела из ОБД Мемориал.
Ищем место захоронения и историю последнего боя в Интернете. Устанавливаем связь с поисковиками и краеведами по месту захоронения.
Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей в интернете, по книгам.
Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а так же с музеями расположенными на территории боевого пути воинских частей, потомками однополчан.

Пропал без вести.  Умер в плену.

Сбор данных: место смерти, места службы
- изучаем ОБД  Мемориал, БД Саксонские мемориалы уточняем место и дату смерти, захоронения
- устанавливаем современное АТД места смерти, за сведениями о захоронении на территории СНГ обращаемся в военкомат по месту захоронения.
- анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей
 - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)
 -изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:
Делаем запрос в соответствующий архив (если обнаружена ссылка в базах, указываем ее реквизиты) или Красный крест (см. Солдат.ru).
Ищем место захоронения и историю лагеря в Интернете. Устанавливаем связь с муниципалитетом по  месту захоронения. (для СНГ – с поисковиками, краеведами)
Если до плена установлен факт ранения обращаемся в АВММ МО РФ, награждения обращаемся  в ЦАМО (др. архив).
При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

Поиск судьбы воина – достаточно длительное и нелегкое дело, которое не всегда приводит к достоверным и конкретным результатам. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны. Они навсегда будут включены в семейную историю, а, если разместить их на сайте «Бессмертного полка», дополнят историю Великой Отечественной войны от первого лица.

Заключение

Нашим проектом мы хотим поимённо поблагодарить и живущих рядом с нами ветеранов войны, тружеников тыла, детей военного времени, и тех, кто не вернулся с войны. Считаю, что работа была проделана огромная. В подготовку сочинений с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Работая над сочинениями, ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане как их прабабушки и прадедушки. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.

Подводя итоги проделанной работе, все, кто принял участие в проекте «Георгиевские чтения», пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам. Данный проект помог  ученикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

В этом году в этот конкурс прошел уже в 6 раз, но условиях пандемии, к сожалению, не было очного награждения с презентацией лучших работ. В настоящее время готовится к печати сборник работ «Шагнувшие в бессмертие…».