Современный урок в условиях новых образовательных стандартов

Разделы: Мастер-класс

Класс: 4


Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке якутского языка и КНРС, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • Познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Целевая аудитория: учителя якутского языка КНРС из разных улусов РС(Я).

План проведения мастер-класса:

  • Презентация педагогического опыта педагогом-мастером;
  • Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках якутского языка и КНРС показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

1. Постановка проблемы

Государственные образовательные стандарты общего образования определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

2. Презентация педагогического опыта

Современный урок в условиях новых образовательных стандартов очень отличается от уроков традиционных. Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Этапы работы

I. Организационный

Цель этапа для учителя: Подготовить всех участников мастер класса к продуктивной работе.

Задачи для учителя:

  • Установить контакт с участниками мастер класса;
  • Создать положительный эмоциональный настрой для работы;
  • Определить цели и задачи занятия.

Цель этапа для слушателя: готовность и быстрое включение в деловой ритм.

Метод: объяснительный.

II. Имитационная игра

Цель этапа для учителя: Помочь участникам в овладении проблемно-диалогической технологии.

Задачи для учителя: продемонстрировать конкретные приёмы работы с учащимися.

Цель этапа для слушателя: Овладение конкретными приёмами.

Метод: практический.

III. Рефлексия

Итог мастер-класса.

Цель этапа для учителя: Подвести итог проведённого мастер класса.

Задачи для учителя:

  • Провести анализ представленного опыта, его эффективности;
  • Обобщить результаты совместной деятельности.

Цель для слушателей: Оценка и осмысление своей деятельности на мастер-классе.

Представление системы уроков, имитационная игра.

Фрагмент урока «Открытие новых знаний» в роли учеников выступают присутствующие коллеги.

Фрагмент 1

Самоорганизация деятельности. Создание положительного, эмоционального настроя у обучающихся.

YтYYо кYнYнэн, кYндY о5олор! Билигин Саха тыла. Настроенийа5ыт кайда5ый? Как у вас настроение?

- Я предлагаю вам настроиться на урок. Повторяем за мной.

Я - на уроке,
сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
МЫ готовы к работе.
Работаем!

- Каким должен быть успешный ученик на уроке? Выберите, пожалуйста, подходящие слова.

  • Внимательным
  • Ленивым
  • Дисциплинированным
  • Пассивным
  • Старательным
  • Активным

- Хорошо! Я думаю, что все вы обладаете именно такими качествами.

II. Актуализация знаний. Повторение. Фонетическая зарядка

- Бол5ойун! Внимание! Слайды корYн.

- БYгYн ханнык кYнYй?

- Нэдиэлэ ханнык кYнэй?

- Билигин сыл ханнык кэмэй?

- БYгYн хайдах кунуй? (Какая погода?).

- Спасибо!

III. Планирование  действий. Определение совместной цели / деятельности

Ребята, посмотрите внимательно на слайд и скажите, пожалуйста, о чем мы с вами будем говорить?

- Определите, пожалуйста, тему урока.

- БYгYннY уруок темата «Сахалыы YYт астара». Якутская молочная еда. Давайте повторим все вместе. Кто желает прочитать.

- Якуты издавна готовят пищу из молочных продуктов, потому что якутский народ очень давно разводит крупный рогатый скот и лошадей. Из молока готовили разные вкусные блюда.

- Определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Учащиеся определяют цель урока).

- Если тема нашего урока «Якутская молочная еда», то, что мы должны узнать? (Учащиеся составляют план урока).

IV. Информационный поиск. Применение нового знания

Так давайте познакомимся с названиями якутских молочных продуктов. Для этого нам нужно выполнить упражнение. На слайде 6 предложений с пропущенными словами, которые и обозначают названия якутских молочных продуктов.

- Работаем по алгоритму.

1. Прочитать предложение.

2. Перевести на русский язык.

3. Вставить слово.

4. Выбрать и показать карточку с новым словом.

- Я советую быть внимательными, и у вас все получится.

- Итак, первое предложение:

1. YYт о5о доруобуйаты5ар туhалаах. Читаем, переводим. Какое слово на русском языке отсутствует? А как будет молоко по - якутски?

2. Хааhы5а арыы у5аллар. Какое слово отсутствует? А как по-якутски будет масло?

3. КYорчэх олус минньигэс. Какое слово отсутствует? А как будет по-якутски?

4. Кымыс туhалаах утах. Какое слово отсутствует?

5. СYогэй YYттэн оноhуллар.

6. Суорат – аhыы YYт.

- Кто желает прочитать предложение?

- Давайте повторим эти слова ещё раз хором.

V. Физкультминутка

А теперь немножко отдохнем. Физкультминутка «Я твой друг».

Сначала на русском языке, потом на якутском.

Я - ученик, ты – ученик.
У меня – нос, у тебя – нос.
У меня – уши, у тебя – уши.
Ты – мой друг, я – твой друг.
Мы уважаем друг друга.
Мин – Yорэнэччибин, эн – Yорэнэччигин.
Мин муруннахпын, эн муруннаххын.
Мин кулгаахтаахпын, эн кулгаахтааххын.
Эн - до5оргун, мин до5орбун.
Биhиги бары эйэлээхпит.

- Спасибо!

Баhаалыста олорун. Бол5ойун.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

VI. Повторение пройденного (применение жизненного опыта)

Продолжаем работу. Послушайте, пожалуйста, текст.

- Дорообо!

- Дорообо!

- Утах баар дуо?

- Кымыс баар.

- YчYгэй, мин ылабын.

- Баhаалыста.

- Как называется этот текст?

- Между кем этот диалог?

- Давайте переведем на русский язык.

- Кто желает прочитать диалог? (2 человека)

- А теперь читаем, используя другие слова, которые мы сегодня узнали. (2 пары)

VII. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Напомните, пожалуйста, какие слова мы изучили?

- А теперь составьте, пожалуйста, «Волшебное колесо».

- У вас на столах лежат конверты с заданием. Составить колесо нужно так, чтобы якутское слово совпадало с переводом на русский язык.

- Встаньте, пожалуйста, те, у кого получилось волшебное колесо. Спасибо за работу.

- А теперь попробуем назвать якутские слова без подсказок.

Спасибо, друзья, вы отлично справились с заданием.

IX. Итоги урока

- А сейчас подведем итог нашего урока.

- Какая тема была?

- какую цель мы ставили? (познакомиться с як. блюдами).

- Достигли мы цели или нет?

- Что мы для этого делали?

- Какие трудности возникли?

Итог урока – это организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

X. Домашнее задание на выбор

Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Напишите на «ладошке»:

  • Мизинец: какие знания вы сегодня приобрели?
  • Безымянный палец: что я сделал для достижения цели урока?
  • Средний палец: нарисовать своё настроение на уроке.
  • Указательный палец: какую помощь оказал своему однокласснику, соседу, другу.
  • Большой палец: физическое состояние на уроке (устал, не устал).

Рефлексия направлена на развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

XII. Рефлексия для участников мастер-класса

А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас:

  • Ваша цель прихода на мастер-класс?
  • Что взяли полезного?
  • Хочется ли что-то отметить?
  • Я считаю, что нам удалось …
  • Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия…