Разработка урока информатики в 7-м классе "Формирование изображения на экране монитора"

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: информатика


Урок информатики в 7 классе по учебнику Л.Л.Босовой и А.Ю.Босовой (ФГОС) «Информатика-7».

Цель урока:

  • деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
  • содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • обучающие: рассмотрение основных понятий по теме (пиксель, пространственное разрешение, модель цветопередачи, двоичное кодирование цветов, глубина цвета, палитра, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор); формирование умения рассчитывать объем памяти, требуемый для хранения растрового изображения; расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера; формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
  • развивающие: развитие универсальных учебных действий, внимания, наблюдательности, умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы.
  • воспитательные: воспитание навыков работы в группах, ответственности за совместную работу; воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Планируемые результаты:

  • предметные: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора, умение оценивать числовые параметры информационных процессов;
  • метапредметные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
  • личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, файлы «Презентация «Урок №17 …»», видеоролик «Модель RGB», слайды (Картинка_0 — Картинка_5) для интерактивной доски.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  4. Включение в систему знаний.
  5. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Демонстрация на ИАД слайда «Картинка_0».

Вопрос: Как формируется изображение на экране?

Большинство учеников имеют общее представление о дискретизации графики.

Выслушать несколько объяснений, выбрать самое правильное.

Увеличивая слайд «Картинка_0», показать, как изображение распадается на пиксели.

Вывод: изображение на экране состоит из отдельных точек, называемых пикселями.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

(Демонстрация презентации «Урок №17 ...»)

Объявление темы урока.

Что такое пиксель и пространственное разрешение монитора. (слайд №2).

Определяем пространственные разрешения мониторов. (слайд №3).

Объяснение, как получается цветной пиксель. (слайд №4).

Демонстрация видеоролика «Модель RGB».

Вывод: пиксель состоит из трёх точек красного, зелёного и синего цветов. (слайд №5).

Коротко объясняю устройство монитора компьютера. Для этого использую разобранный монитор. (слайд №6).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, как можно закодировать цвета двоичным кодом и сколько для этого потребуется разрядов? ( варианты ответов).

А теперь, используя таблицу, разбираемся, что такое палитра и глубина цвета. (слайд №7).

Формула, связывающая количество цветов в таблице и глубину цвета - N=2i. Где N — количество цветов в палитре, i - глубина цвета. (слайд №8).

Рассмотрим таблицу «Глубина цвета и палитра» и подсчитаем глубину цвета при других палитрах. (слайд №9).

На основе изученных на уроке понятий работает видеосистема компьютера. Для демонстрации этого показываю вам несколько видеокарт от разных производителей и разной сложности. (слайд №10).

Одна из характеристик видеокарты - это объём её видеопамяти. На примере задачи из учебника (стр. 110) посмотрим, как посчитать объём видеопамяти. (слайд №11).

3. Самостоятельная работа «Расчёт видеопамяти по мере усложнения картинки»

На ИАД вы видите слайды «Картинка_1» - «Картинка_5», которые расположены в порядке усложнения. Я покажу расчёт видеопамяти для Картинки 1. А вы должны самостоятельно рассчитать видеопамять, необходимую для других картинок.

4. Включение в систему знаний

Отработаем понятия по теме сегодняшнего урока.

  • Пиксель.
  • Палитра.
  • Глубина цвета.
  • Вычисление объёма памяти.

5. Рефлексия деятельности на уроке

  • Как и при помощи чего формируется изображение на экране?
  • Какая часть составляющая часть компьютера формирует изображение на экране?
  • Какая главная характеристика видеокарты?
  • Зачем нужно знать объём видеопамяти своего компьютера?

6. Домашнее задание

Параграф 3.1 в учебнике. Задания №9 - №11 (Стр. 111).