Урок информатики в 7 классе по учебнику Л.Л.Босовой и А.Ю.Босовой (ФГОС) «Информатика-7».
Цель урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- обучающие: рассмотрение основных понятий по теме (пиксель, пространственное разрешение, модель цветопередачи, двоичное кодирование цветов, глубина цвета, палитра, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор); формирование умения рассчитывать объем памяти, требуемый для хранения растрового изображения; расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера; формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
- развивающие: развитие универсальных учебных действий, внимания, наблюдательности, умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы.
- воспитательные: воспитание навыков работы в группах, ответственности за совместную работу; воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Планируемые результаты:
- предметные: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора, умение оценивать числовые параметры информационных процессов;
- метапредметные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
- личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, файлы «Презентация «Урок №17 …»», видеоролик «Модель RGB», слайды (Картинка_0 — Картинка_5) для интерактивной доски.
План урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний.
- Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся.
Демонстрация на ИАД слайда «Картинка_0».
Вопрос: Как формируется изображение на экране?
Большинство учеников имеют общее представление о дискретизации графики.
Выслушать несколько объяснений, выбрать самое правильное.
Увеличивая слайд «Картинка_0», показать, как изображение распадается на пиксели.
Вывод: изображение на экране состоит из отдельных точек, называемых пикселями.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
(Демонстрация презентации «Урок №17 ...»)
Объявление темы урока.
Что такое пиксель и пространственное разрешение монитора. (слайд №2).
Определяем пространственные разрешения мониторов. (слайд №3).
Объяснение, как получается цветной пиксель. (слайд №4).
Демонстрация видеоролика «Модель RGB».
Вывод: пиксель состоит из трёх точек красного, зелёного и синего цветов. (слайд №5).
Коротко объясняю устройство монитора компьютера. Для этого использую разобранный монитор. (слайд №6).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, как можно закодировать цвета двоичным кодом и сколько для этого потребуется разрядов? ( варианты ответов).
А теперь, используя таблицу, разбираемся, что такое палитра и глубина цвета. (слайд №7).
Формула, связывающая количество цветов в таблице и глубину цвета - N=2i. Где N — количество цветов в палитре, i - глубина цвета. (слайд №8).
Рассмотрим таблицу «Глубина цвета и палитра» и подсчитаем глубину цвета при других палитрах. (слайд №9).
На основе изученных на уроке понятий работает видеосистема компьютера. Для демонстрации этого показываю вам несколько видеокарт от разных производителей и разной сложности. (слайд №10).
Одна из характеристик видеокарты - это объём её видеопамяти. На примере задачи из учебника (стр. 110) посмотрим, как посчитать объём видеопамяти. (слайд №11).
3. Самостоятельная работа «Расчёт видеопамяти по мере усложнения картинки»
На ИАД вы видите слайды «Картинка_1» - «Картинка_5», которые расположены в порядке усложнения. Я покажу расчёт видеопамяти для Картинки 1. А вы должны самостоятельно рассчитать видеопамять, необходимую для других картинок.
4. Включение в систему знаний
Отработаем понятия по теме сегодняшнего урока.
- Пиксель.
- Палитра.
- Глубина цвета.
- Вычисление объёма памяти.
5. Рефлексия деятельности на уроке
- Как и при помощи чего формируется изображение на экране?
- Какая часть составляющая часть компьютера формирует изображение на экране?
- Какая главная характеристика видеокарты?
- Зачем нужно знать объём видеопамяти своего компьютера?
6. Домашнее задание
Параграф 3.1 в учебнике. Задания №9 - №11 (Стр. 111).