В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью значительное место отводится формированию представлений о защитниках нашей Родины. Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создает благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».
Окружающая жизнь дает богатый материал для работы с дошкольниками по указанной теме. Дети наблюдают за стройной колонной солдат или моряков, идущих по Красной площади на военном параде. Знакомятся с содержанием литературных произведений о военной службе. Из фильмов узнают о современном вооружении и об особенностях службы в разных родах войск.
В названиях наших городов, площадей, парков, улиц живут имена героев Великой Отечественной войны, в городах и поселках в честь защитников Родины поставлены памятники и обелиски. Когда дети приносят цветы к Вечному огню, они переживают чувство глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь за Родину, гордятся ими.
Программа воспитания и обучения указывает, какие представления о воинах - защитниках Отечества должны быть сформированы у детей возрастной группы, и в соответствии с этим рекомендует художественные произведения и песни, сюжетные игры на военно-патриотические темы, экскурсии к памятникам защитникам нашей Родины.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог опирается на их эмоциональность и прежде всего стремится вызвать интерес и чувство симпатии к советскому солдату.
Формирование представлений о защитниках Отечества у детей младшей группы осуществляется в основном в процессе повседневной жизни, но могут быть проведены и фронтальные занятия (3-4 в течение года).
На занятиях воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации к книгам или репродукции с картин, где представлен выразительный образ защитника Родины, например репродукцию с картины художника А. Кокорекина «Воину-освободителю- всенародная любовь». При этом педагог направляет внимание детей: просто и понятно рассказывает о солдате, задает малышам наводящие вопросы, и они замечают выражение лица солдата (доброе и веселое).
Отбирая графический материал для последующих занятий, следует учитывать, что дети младшего возраста выделяют в первую очередь внешние, яркие признаки, поэтому можно предложить для рассматривания иллюстрацию художника А.Иткина к книге С.Баруздина «Шел по улице солдат», изображающую воина в парадной форме. Воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, как красиво идет солдат. Он высокий, стройный, молодой. У него новая одежда, ремень с блестящей пряжкой». Дети сами могут догадаться, что солдат идет на парад, на праздник. Как и в предыдущих беседах, воспитатель стремится вызвать у малышей чувство симпатии к воину, восхищение его силой и ловкостью.
В дальнейшем можно познакомить детей с воинами различных родов войск: моряками, летчиками, танкистами. Цель такого занятия усложняется: воспитатель не только обращает внимание детей на внешние особенности формы, отличающей воинов друг от друга, но и рассказывает о том, что моряки плавают на кораблях, летчики водят самолеты, танкисты управляют танками, подчеркивая, что все они — люди сильные, смелые. Такие беседы продолжаются в повседневной жизни с отдельными детьми и с небольшими группами ребят.
Воспитатель поощряет детей старших групп, когда они приносят малышам книги, рассказывает содержание иллюстраций, читают стихи о воинах, так как это помогает вызвать у малышей интерес к нашим защитникам. Малыши вместе с педагогом наблюдают за подготовкой старших детей к празднованию Дня Защитника Отечества. Эмоционально- приподнятая, праздничная атмосфера оказывает на них большое влияние.
Для усиления чувства симпатии к воинам и закрепления представлений о них педагог широко пользуется игровыми приемами. Например, на очередном занятии вводят детей в воображаемую ситуацию («Как будто вы моряки на корабле»). Малышам дают матросские шапки, бинокли и предлагают подняться на корабль. Воспитатель направляет действия детей: «Наши моряки плывут на корабле, наблюдают за морем в бинокль, охраняют море».
Затем педагог выразительно читает стихотворение С. Маршака «Мы живем на корабле».
Это способствует формированию у малышей начальных представлений о службе моряков на корабле.
В результате организованной таким образом работы у младших дошкольников возникает интерес и чувство симпатии к воинам, появляются первоначальные представления о них: дети учатся различать военных по форме одежды, правильно называть их. На основе этих первых конкретных представлений у малышей рождается любознательность, стремление больше узнать о наших защитниках.
Воспитатель предлагает назвать пословицы, поговорки, характеризующие качества русского солдата (мужество, героизм, отвага, бесстрашие, патриотизм, преданность, храбрость, смелость), о войне, мире.
Воспитатель и родители разгадывают кроссворд, зашифрованными словами являются известнейшие исторические события России.
Проводится музыкальный конкурс «Песни военных лет». («Катюша», «Синий платочек», «Враги сожгли родную хату», «Тёмная ночь» и др.). По отрывкам песен отгадывают ее название.
В заключение семинара-практикума все исполняют песню «Моя россия» Г.Струве и Н.Соловьевой.