Направление: успешная адаптация ребенка к детскому саду.
Вид проекта: игровой.
Тип проекта: по продолжительности – среднесрочный; по количеству участников - групповой.
Сроки реализации: сентябрь-октябрь.
Руководитель проекта: воспитатель 2-й младшей группы.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, специалисты ДОУ, родители.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 36 «Звездный».
Актуальность реализации проекта
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте - игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируется на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи детям адаптироваться, но и в помощи родителям адаптироваться к новому периоду в жизни ребенка. Для этого воспитатель должен обладать большим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью, умением идти на компромисс для снятия напряженности и разрешения конфликтных ситуаций.
Проблема: адаптация ребенка к детскому саду.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи:
1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.
2. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения.
4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
6. Снизить уровень заболеваемости.
7. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей.
Методы и приемы: Игра, познавательные беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, экскурсии, НОД и т.д.
Формы проекта:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой.
3. Релаксационные игры (песок, вода).
4. Сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание.
1.Совместно организованная деятельность:
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая ситуация, ситуации-иллюстрации;
- сюжетные игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, словесные игры;
- обсуждение художественных произведений;
- разучивание стихотворений;
- оформление выставок детского творчества.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьей.
Новизна проекта: преодоление стрессовых состояний детей в период адаптации к детскому саду.
Практическая значимость: Результаты адаптации в группе «Солнечные зайчики» могут быть использованы в практике работы ДОУ в процессе адаптации к условиям дошкольного образования.
Планируемые результаты:
Для детей: Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ:
Дети в легкой форме проходят адаптацию к детскому саду, активно участвуют в играх, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, стали подвижны и раскрепощены.
Для педагога: Повышение компетентности педагогов по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
Для родителей: Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение родительских компетенций о возрастных и психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста, о методах преодоления детских капризов и слез.
Способы контроля результатов:
- анкетирование родителей
- наблюдение за поведением детей (диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ)
- непосредственно образовательная деятельность
- родительские собрания
Этапы проекта
1 этап – Подготовительный
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей пространственной среды группы младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2 этап – Основной (реализация проекта).
Планируемые мероприятия для детей:
1.Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
2.Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самый лучший» шкафчик в раздевалке.
3.Знакомство с группой, игрушками, средой.
4. Художественная литература: чтение потешек.
5.Игры для налаживания контакта с ребенком. «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши», «Шарик».
6.Развитие культурно-гигиенических навыков через использование потешек, музыки и стихотворений при выполнении режимных моментов.
7.Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться-раздеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить в туалет, мыть руки в игровой форме.
Игры – занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» и т.д.
8.Игры для снятия эмоционального напряжения и тревожности в течение дня. Профилактика стресса. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений, театрализованных представлений, русских народных сказок и потешек. В качестве дополнения для профилактики стресса используются различные адаптационные игры: « Иди ко мне», «Выдувание мыльных пузырей», «Поезд», «Давай познакомимся», «Раздувайся пузырь».
9.Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.
- Игры «Утро у зайчиков», «Цветок (дерево) посадили», «Передай мяч», «Ласковое имя», «Магазин», «Назови себя», «Кто к нам в гости пришел», «Слушай команду».
- Изготовление подарков для мам.
- Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок», «Пожалей котёнка», «Давай дружить», «Яблочко настроения», «Весёлый паровозик».
- Игры на прогулке способствуют повышению двигательной активности, снятию эмоционального напряжения: «Пузырь», «Самолет», «Зайка», «У медведя во бору», «Автомобили», «Солнышко и дождик».
10. Создание спокойной атмосферы перед сном, достигается посредством использования спокойной музыки, чтения потешек и сказок.
11. Дидактические игры способствуют снятию эмоционального напряжения, развития навыков взаимодействия детей друг с другом, формирования чувства уверенности в окружающем, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе: «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто, чем питается?», «Парные картинки», «Где, чья мама».
3 этап – Заключительный
- анализ проведенной работы;
- диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов;
- Создание фотоотчета
- Оформление проекта
Этап реализации проекта |
Для детей |
Для родителей |
Для воспитателей |
Подготовительный |
Постепенное заполнение группы; |
Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; Информирование родителей об особенностях адаптации ребенка |
Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул); Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра); Протекание адаптации, педагогическое наблюдение за детьми. |
Заключительный |
Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ; позитивное развитие отношений в детском коллективе; формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ. |
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей. |
Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. |
Презентация проекта |
На 2019-2020 учебный год списочный состав составляет 30 детей. Наблюдения в группе за детьми проводились ежедневно. Из них 10 девочек и 20 мальчиков. Адаптация проходила в течении 2 месяцев. В этот период не посещали детский сад четыре ребенка. Мы отметили наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду (Приложение 1). В целом по группе у детей преобладает радостное настроение, дети хорошо контактируют со знакомыми взрослыми (воспитатели, младший воспитатель), охотно идут на контакт с музыкальным работником, инструктором по физкультуре, психологом. При поддержке взрослого начинает развиваться совместная игровая деятельность. В легкой форме к условиям детского сада адаптировалось 15 детей, что составляет 58% от общего числа детей.
Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении со взрослыми и сверстниками были активны и эмоциональны. Для этих детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
Им необходима поддержка взрослого, особенно при возникновении новой ситуации. Эти дети переболели по 1-2 раза, у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и со взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечении 1,5 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. У одного ребенка, это 4% адаптация прошла тяжело. 1. Чайкин Георгий. Это связано с особенностями нервной системы, отсутствием навыков самообслуживания, отсутствием единства требований в воспитании ребенка в семье и в саду. У ребенка преобладает пассивность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в контакт не вступает. По отношению к детям проявляет агрессию (может толкнуть, ударить). Предпочитает уединенные места, в занятиях участие не принимает, может лечь на пол. Действия с игрушками манипулятивны, по назначению их не использует. Познавательная активность и инициативность отсутствует. |
Продукты проекта:
- Оформленный проект
- Презентация
- Фотоотчет
- Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД.