Проект по теме «Мы растём» (адаптация). 2-я младшая группа

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа


Направление: успешная адаптация ребенка к детскому саду.

Вид проекта: игровой.

Тип проекта: по продолжительности – среднесрочный; по количеству участников - групповой.

Сроки реализации: сентябрь-октябрь.

Руководитель проекта: воспитатель 2-й младшей группы.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, специалисты ДОУ, родители.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 36 «Звездный».

Актуальность реализации проекта

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте - игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируется на ребёнка.

Работа воспитателя заключается не только в помощи детям адаптироваться, но и в помощи родителям адаптироваться к новому периоду в жизни ребенка. Для этого воспитатель должен обладать большим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью, умением идти на компромисс для снятия напряженности и разрешения конфликтных ситуаций.

Проблема: адаптация ребенка к детскому саду.

Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.
2. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения.
4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
6. Снизить уровень заболеваемости.
7. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей.

Методы и приемы: Игра, познавательные беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, экскурсии, НОД и т.д.

Формы проекта:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой.
3. Релаксационные игры (песок, вода).
4. Сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание.

1.Совместно организованная деятельность:
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая ситуация, ситуации-иллюстрации;
- сюжетные игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, словесные игры;
- обсуждение художественных произведений;
- разучивание стихотворений;
- оформление выставок детского творчества.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьей.

Новизна проекта: преодоление стрессовых состояний детей в период адаптации к детскому саду.

Практическая значимость: Результаты адаптации в группе «Солнечные зайчики» могут быть использованы в практике работы ДОУ в процессе адаптации к условиям дошкольного образования.

Планируемые результаты:

Для детей: Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ:

Дети в легкой форме проходят адаптацию к детскому саду, активно участвуют в играх, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, стали подвижны и раскрепощены.

Для педагога: Повышение компетентности педагогов по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

Для родителей: Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение родительских компетенций о возрастных и психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста, о методах преодоления детских капризов и слез.

Способы контроля результатов:
- анкетирование родителей
- наблюдение за поведением детей (диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ)
- непосредственно образовательная деятельность
- родительские собрания

Этапы проекта

1 этап – Подготовительный

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

- пополнение предметно-развивающей пространственной среды группы младшего возраста;

- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

- разработка анкет для родителей;

- составление перспективного плана мероприятий проекта.

2 этап – Основной (реализация проекта).

Планируемые мероприятия для детей:

1.Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

2.Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самый лучший» шкафчик в раздевалке.

3.Знакомство с группой, игрушками, средой.

4. Художественная литература: чтение потешек.

5.Игры для налаживания контакта с ребенком. «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши», «Шарик».

6.Развитие культурно-гигиенических навыков через использование потешек, музыки и стихотворений при выполнении режимных моментов.

7.Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться-раздеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить в туалет, мыть руки в игровой форме.

Игры – занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» и т.д.

8.Игры для снятия эмоционального напряжения и тревожности в течение дня. Профилактика стресса. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений, театрализованных представлений, русских народных сказок и потешек. В качестве дополнения для профилактики стресса используются различные адаптационные игры: « Иди ко мне», «Выдувание мыльных пузырей», «Поезд», «Давай познакомимся», «Раздувайся пузырь».

9.Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.

  • Игры «Утро у зайчиков», «Цветок (дерево) посадили», «Передай мяч», «Ласковое имя», «Магазин», «Назови себя», «Кто к нам в гости пришел», «Слушай команду».
  • Изготовление подарков для мам.
  • Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок», «Пожалей котёнка», «Давай дружить», «Яблочко настроения», «Весёлый паровозик».
  • Игры на прогулке способствуют повышению двигательной активности, снятию эмоционального напряжения: «Пузырь», «Самолет», «Зайка», «У медведя во бору», «Автомобили», «Солнышко и дождик».

10. Создание спокойной атмосферы перед сном, достигается посредством использования спокойной музыки, чтения потешек и сказок.

11. Дидактические игры способствуют снятию эмоционального напряжения, развития навыков взаимодействия детей друг с другом, формирования чувства уверенности в окружающем, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе: «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто, чем питается?», «Парные картинки», «Где, чья мама».

3 этап – Заключительный

- анализ проведенной работы;

- диагностика уровня адаптированности ребенка к условиям ДОУ;

- презентация проекта для педагогов;

  • Создание фотоотчета
  • Оформление проекта

Этап реализации проекта

Для детей

Для родителей

Для воспитателей

Подготовительный

Постепенное заполнение группы;
Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей

Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; Информирование родителей об особенностях адаптации ребенка

Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул); Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра); Протекание адаптации, педагогическое наблюдение за детьми.

Заключительный

Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ; позитивное развитие отношений в детском коллективе; формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

Презентация проекта

На 2019-2020 учебный год списочный состав составляет 30 детей. Наблюдения в группе за детьми проводились ежедневно.

Из них 10 девочек и 20 мальчиков. Адаптация проходила в течении 2 месяцев. В этот период не посещали детский сад четыре ребенка. Мы отметили наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду (Приложение 1). В целом по группе у детей преобладает радостное настроение, дети хорошо контактируют со знакомыми взрослыми (воспитатели, младший воспитатель), охотно идут на контакт с музыкальным работником, инструктором по физкультуре, психологом. При поддержке взрослого начинает развиваться совместная игровая деятельность. В легкой форме к условиям детского сада адаптировалось 15 детей, что составляет 58% от общего числа детей.

  1. Головко Степан.
  2. Горскин Павел.
  3. Жоров Никита.
  4. Колобаева Варвара.
  5. Королева Милана.
  6. Корольков Артём.
  7. Лукашов Кирилл.
  8. Махмудов Марк.
  9. Минаев Тимофей.
  10. Олейник Александра.
  11. Сазонов Михаил.
  12. Самарин Максим.
  13. Упырёв Тимофей.
  14. Чекушкин Степан.
  15. Чумаков Тимур.

Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении со взрослыми и сверстниками были активны и эмоциональны. Для этих детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
10 детей со средней степенью адаптации, что составляет 38%,

  1. Белова Полина.
  2. Калинин Геннадий.
  3. Клыковская Ольга.
  4. Князева Варвара.
  5. Кравченко Елисей.
  6. Кригер Виктор.
  7. Луценко Егор.
  8. Мишев Артемий.
  9. Скорица Анна.
  10. Шишкина Ульяна.

Им необходима поддержка взрослого, особенно при возникновении новой ситуации. Эти дети переболели по 1-2 раза, у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и со взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечении 1,5 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. У одного ребенка, это 4% адаптация прошла тяжело.

1. Чайкин Георгий.

Это связано с особенностями нервной системы, отсутствием навыков самообслуживания, отсутствием единства требований в воспитании ребенка в семье и в саду. У ребенка преобладает пассивность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в контакт не вступает. По отношению к детям проявляет агрессию (может толкнуть, ударить). Предпочитает уединенные места, в занятиях участие не принимает, может лечь на пол. Действия с игрушками манипулятивны, по назначению их не использует. Познавательная активность и инициативность отсутствует.
Нами проводилась коррекционная работа в группе, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являлись:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. Наиболее эффективным, на наш взгляд, методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является метод игровой терапии, проводимый как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети младшего дошкольного возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
По истечению 2 месяцев у детей поведение нормализовалось (за исключением Чайкина Георгия). В целом адаптация прошла успешно еще и благодаря тому, что 30% детей нашей группы уже посещали детский сад.
Было проведено анкетирование родителей по теме «Адаптация ребенка в детском саду». Анкетирование показало хорошие результаты. Как показал опрос: родители довольны работой воспитателей и младшего воспитателя нашей группы. Единственный вопрос возникший на протяжении адаптации – это вопрос опозданий и нарушение режима детского сада. Многие приводили детей позже 8.45., этот вопрос был решен после многократных бесед с родителями. На протяжении адаптации непонимания со стороны родителей не возникло. Считаем, что адаптация в нашей группе прошла успешно!

Продукты проекта:

  • Оформленный проект
  • Презентация
  • Фотоотчет
  • Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД.

Приложение