Урок с использованием технологии развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока и задачи урока:
- Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по определению целей и основных направлений внешней политики России в 50–70-е гг. XIX века;
- по изучению итогов внешней политики.
- Развивающие:
- создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы;
- создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.
- Воспитательные:
- содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.
Приемы ТРКМ: «Тонкие и толстые вопросы», Мозговой штурм, Метод углов, сюжетная таблица
Оборудование: презентация «Внешняя политика Александра 2», учебник А.В.Торкунов. История России. часть 1. 9 класс.М., Просвещение, 2019 г., карта, раздаточный материал - исторические документы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний.
Вступительное слово учителя о том, что внутренняя обстановка в стране определяла и задачи России во внешней политике.
«Мозговой штурм». Опираясь на знания, полученные на уроках Новой истории о внешней политике европейских стран (особенно Германии и Англии), анализируя итоги Крымской войны, определите, какие задачи стояли перед российской дипломатией в этот период?
В результате высказанных учащимися собственных мнений и предположений определяются основные задачи внешней политики России. Слайд № 2
Решение этих задач напрямую было связано с деятельностью министра иностранных дел Российской империи в годы правления Александра 2 А.М.Горчакова. (сообщение учащегося «А.М.Горчаков: человек и дипломат») Слайд № 3
? Какие личные и профессиональные качества позволили канцлеру Горчакову стать «первым и единственным министром иностранных дел, которому обстоятельства позволили значительно влиять на государственную политику» (историк В.Лопатников)
Стадия осмысления
1). Выход России из Парижского мира. Слайд №4
Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №1) и текстом учебника п.21, пункт 1.
? Каким образом международный конфликт обернулся дипломатической победой России?
? Какое значение для России имел выход из Парижского мира? (обмен мнениями)
2). «Союз трех императоров».
Рассказ учителя о союзе Россия–Германия–Австро-Венгрии, о целях его участников. Слайд № 6
? Как выдумаете, почему союз изначально был непрочным?
3). Политика России в Средней Азии.
Составление сюжетной таблицы по материалу учебника п.2 (Приложение №2) и презентации Слайд № 7,8.
Группы устно обмениваются записями в таблице, дополняя или исправляя друг друга.
? Используя данные таблицы, покажите на карте земли, вошедшие в состав Российской империи.
4). Политика России на Дальнем Востоке. Продажа Аляски.
Рассказ учителя о дальневосточной политике России (отношения с Китаем и Японией) Слайд №9
Продажа Аляски. Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №3)
Метод углов. «Зачем продали Аляску? ((учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
Стадия рефлексии
Два варианта (в зависимости от уровня подготовленности класса и времени оставшегося от урока).
- «Игровое поле». (группы получают карточки, которые нужно разложить в соответствии с изученным материалом при этом представители групп должны проверить расположение карточки у соседей и перевернуть неправильные) (Приложение №4)
- «Тонкие и толстые» вопросы по новому материалу (по 2 вопроса от группы).
Домашнее задание: параграф №21 (п.1-4).