Одной из важнейших задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развития исследовательских умений;
- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.
В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Мною преподаются такие математические дисциплины студентам специальности «Компьютерные системы и комплексы» как «Дискретная математика» и «Теория вероятностей и математическая статистика».
Для студентов этой специальности я разработала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- Подготовка рефератов.
- Выполнение домашнего задания.
- Проработка конспекта и учебной литературы по теме.
На самостоятельную работу студентов дисциплины «Дискретная математика» отводится 38 часов. Весь учебный материал данной дисциплины я разбила на следующие составляющие самостоятельной работы:
Подготовка рефератов (10 часов).
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
Перечень рефератов по теме «Введение»:
- Что изучает дискретная математика?
- Взаимосвязь дискретной математики с другими науками.
- Двадцать первый век – век информатизации.
Перечень рефератов по теме «Классификация множеств. Мощность множества»:
- Математические и общелогические парадоксы теории множеств.
- Классификация множеств в зависимости от их мощности и характера соответствия натуральному ряду чисел.
Перечень рефератов по теме «Основные понятия и определения графа и его элементов»:
- Исторические задачи о графах.
Перечень рефератов по теме «Суждения как форма мышления. Простые высказывания»:
- Суждения.
- Высказывания.
- Формализация.
Перечень рефератов по теме «Общие задачи теории автоматов»:
- Появление первых автоматов. Авторы первых автоматов.
- Способы задания конечных автоматов.
- Основные задачи теории автоматов.
- Перспективы и применение теории конечных автоматов
Выполнение домашнего задания (18 часов)
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
- Общие понятия теории множеств.
- Основные операции над множествами.
- Соответствия между множествами. Отображения.
- Отношения. Бинарные отношения и их свойства.
- Элементы комбинаторики.
- Операции над графами.
- Способы задания графа. Изоморфные графы.
- Булевы функции.
- Сложные высказывания.
- Логика предикатов.
- Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды.
Проработка конспекта и учебной литературы по теме (10 часов)
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
1. Деревья. Лес. Бинарные деревья.
2. Основные классы функций. Полнота множества функций.
3. Формальные системы. Исчисление высказываний.
4. Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды.
5. Определение конечных автоматов.
6. Способы задания конечных автоматов.
На самостоятельную работу студентов дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» отводится 38 часов. Весь учебный материал данной дисциплины я разбила на следующие составляющие самостоятельной работы:
Подготовка рефератов (4 часа)
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
Перечень рефератов по теме «Основные понятия теории вероятностей»:
1. Понятие случайности, изучаемое теорией вероятности.
2. Частотное определение вероятности.
3.Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений, наблюдаемых при многократном повторении опыта.
4. Вклад Б.Паскаля в развитие теории вероятностей
Перечень рефератов по теме «Задачи на графах»:
1. Исторические задачи о графах.
2. Выполнение домашнего задания (21час).
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
Элементы комбинаторики.
- Теоремы сложения вероятностей.
- Теоремы умножения вероятностей. Условная вероятность.
- Формула полной вероятности. Формулы Байеса.
- Серии независимых опытов. Формула Бернулли.
- Дискретная случайная величина и закон ее распределения.
- Математическое ожидание случайной величины и его свойства.
- Дисперсия и среднее квадратическое отклонение случайной величины.
- Среднее значение признака совокупности.
- Дисперсия и среднее квадратическое отклонение.
- Мода и медиана.
Проработка конспекта и учебной литературы по теме (13 часов)
Для данного вида самостоятельной работы я отобрала следующие темы:
1. Закон больших чисел.
2. Непрерывные случайные величины и их числовые характеристики.
3. Основные понятия математической статистики.
4. Доверительные интервалы для средних. Выборочный метод.
5. Элементы теории корреляции.
6. Основные понятия теории графов.
7. Деревья.
Таким образом, данные виды самостоятельной работы позволяют:
- излагать и прорабатывать изученный материал;
- из учебной и научной литературы выделять основную мысль темы, которая задана в реферате;
- воспроизводить по алгоритму деятельность по образцу в аналогичной ситуации.
Я в своей работе со студентами активно использую самостоятельную работу, которая позволяет систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения студентов.
Литература
1. Спирина, М.С. Дискретная математика: учебник / М.С.Спирина, П.А.Спирина. – Москва, издательский центр «Академия», 2012.
2. Кочетков, Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник / Е.С.Кочетков, С.О.Смерчинская, В.В.Соколов. – Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003.