Методическая разработка: "Современные педагогические технологии на занятиях спортивными бальными танцами"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: педагогические технологии, бальные танцы


Введение

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся. Поэтому современный подход к преподаванию строится на основе образовательных технологий, связанных с повышением эффективности обучения и воспитания, направленных на конечный результат образовательного процесса.

Спортивные бальные танцы являются одним из востребованных направлений в сфере дополнительного образования, как детей, так и взрослого населения. И в свете сложившейся ситуации образовательных реформ, перед тренером, предстает задача превратить традиционное обучение, направленное на накопление определенных знаний, умений и навыков, в процесс многогранного развития личности учащихся, путем технологизации процесса обучения, в чем и заключается актуальность данной работы.

Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где действие ребенка в образовательном процессе является принципиально важной стороной педагогической технологии. Исходя из позиции ребенка и отношения к нему со стороны педагога, можно выделить несколько типов технологий.

1. Личностно-ориентированные технологии

Среди личностно-ориентированных технологий в обучении спортивным бальным танцам возможно применение технологии разно уровневого обучения, в соответствии с которой учащиеся разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.

На мой взгляд, технология разно уровневого обучения, в большей степени относится к общеобразовательной школе, где в процессе набора и комплектации классов у школы есть возможность проведения различных тестов и экзаменов для диагностики умений будущих учащихся, на основе которой в дальнейшем можно разделить учащихся (3 выделенные типа) по классам либо равномерно, либо разделить на класс «талантливых» и класс «малоспособных»; или же воспользоваться дополнительными занятиями (факультативы, или же репетиторство), как для одного типа, так и для другого.

Тогда встает вопрос, как же данная технология обучения применяется в хореографических коллективах?

  1. В системе обучения доп. образования, как и в школе, используется усложнение программы по годам обучения, а также добавление новых предметов и увеличение физической нагрузки. Зачисление учащегося на определенный год обучение происходит на основе анализа навыков и умений, а также уровня физической подготовки ребенка. То есть, теоретически, учащийся 8 класса общеобразовательной школы может быть зачислен на 1 год обучение в самодеятельный коллектив, но на практике в спортивных или танцевальных коллективах никто этого не делает, ведь вряд ли учащийся старших классов будет ходить на занятия совместно с учащимися начальной школы. Поэтому руководители и педагоги распределяют учащихся по группам в соответствии их возрасту, и в таких случаях, когда возраст не позволяет зачислить учащегося в группы первых годов обучения, а его физические данные в старшую группу к сверстникам, для учащегося подбирается средний вариант – возрастная категория группы близкая к его возрасту и средний уровень сложности программы обучения.
  2. Использование технологии разно уровневого обучения во время постановочной работы.
  3. Кроме того, для «талантливых» учащихся создаются номера с малым количеством исполнителей – так называемые, сольные номера.

Таким образом, даже при малой вероятности включения в образовательный процесс технологии разноуровневого обучения, я стараюсь следовать современным требованиям к обучению, отвечающим запросам современного общества.

2. Технология коллективного взаимообучения

Технология коллективного взаимообучения имеет несколько названий: «организованный диалог» или «работа в парах сменного состава».

Данная технология активно применяется в направлениях спортивных танцев, как, в прочем, и в других направлениях.

  • Например, в контактной импровизации, где наличие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в умении импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или несколькими партнерами.
  • На каждом этапе учебного процесса, в той или иной степени применяется технология взаимного обучения:
    • Разминка в начале занятия. Упражнения в паре на развитие силы мышц или их растяжку. Когда воспитанники помогают друг другу выполнять упражнения и следят за правильностью его выполнения.
    • При взаимодействии обучающихся, как «учитель-ученик». Воспитанники разделяются на пары, после чего им предлагается самостоятельно повторить и отработать изученный материал, при этом в паре происходит разделение ролей на учителя и ученика. В данном случае возможны различные разделения на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый. Всё зависит от того, какие задачи я ставлю перед собой и детьми на конкретом этапе занятия. При одноуровневых участниках пар (сильный-сильный, слабый-слабый) происходит равномерное развитие их навыков и умений, так как воспитанники должны не только технически правильно выполнить движения, но и увидеть и исправить ошибки у своего партнера (развитие умения анализировать и объяснять).

Если я ставлю задачу только отработать материал, то пары чаще разделяются на сильный-слабый. В этом случае только сильный ученик помогает слабому в отработке, а у меня есть возможность индивидуально поработать с учащимися, которым данный материал дается особенно тяжело. Так же разделение на пары сильный-слабый часто используется во время занятий ансамблем, когда меняется состав участников номера (например, дети «выросли» из номера). Старый состав учит с новым комбинации из номера.

3. Технология сотрудничества

Данная технология предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Наверное, один из самых важных моментов в процессе обучения бальным танцам - это время самостоятельной отработки проученных комбинаций, движений, выполнение заданий или же собственная импровизация. В современном танце большая роль уделяется импровизации и научиться импровизировать можно только одним способом – танцевать, танцевать и еще раз танцевать, нарабатывать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и осознавать его линии. Задача не такая сложная, если о воспитанник работает только со своим телом и техникой и становиться куда сложнее, когда в процесс подключается другой человек, а то и два. В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анализировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору тем более. И именно здесь в помощь учащимся и педагогу приходит технология сотрудничества.

Для выполнения творческих заданий группа разделяется на две половины или же на определенное количество участников в подгруппах (3,4,5 чел). Каждой подгруппе дается одинаковое задание и время для его выполнения, по завершению подготовки каждая подгруппа показывает получившийся результат. В данном случае у воспитанников есть возможность увидеть результат со стороны, проанализировать ошибки и удачные моменты проделанной работы, а при периодичном выполнении одного и того же задания - увидеть развитие своего мастерства.

4. Технология модульного обучения

Технология модульного обучения я реализую в полной мере. Сущность модульного обучения в том, что воспитанники полностью само­стоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информацион­ных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными воспитанниками, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения между мной и детьми. Модуль состоит из цикла занятий. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Самая обычная программа по хореографии всегда четко структурирована по разделам: работа у станка, на середине зала, в партере, диагонали (кросс), танцевальные комбинации. Данные разделы остаются на каждом году обучения и усложняются на определенных этапах обучения.

5. Инновационные образовательные технологии

Любая инновационная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В спортивных танцах возможно использование всего комплекса инновационных технологий. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н.Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А.Зайцев).

6. Технология перспективно-опережающего обучения

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

Но любое движение в спортивных танцах  проучивается поэтапно, по принципу от простого к сложному, и в некоторых из них первым этапам следует уделять особое внимание.

7. Игровые технологии

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений

Игровые технологии - одни из самых распространенных технологий в танцах при работе с детьми младшего возраста. Примером может служить занятие по контактной импровизации.

Из самого названия направление уже понятно, что учебная дисциплина предполагает устанавливание контакта с партнером. И сразу же возникает проблема – боязнь прикасаться к друг другу. Эта проблема решается через множество упражнений и на протяжении определенного времени. Как только мы ее перешагиваем, перед нами возникает вторая проблема: мы не боимся касаться партнера, но теперь не знаем, как и чем держать контакт во время движения, поэтому постоянно используем одни и те же точки - руки и ноги, что делает нашу технику однообразной. Именно здесь на помощь приходят игровые технологии. Я использую в своей работе совершенно простую игру, называется она «Человек к человеку».

Для игры нам необходимо 6 добровольцев.

Правила игры:

Выбирается один водящий, остальные участники становятся по парам. Водящий произносит по очереди несколько фраз, например: «Ухо к уху!», «Нога к ноге!», «Плечо к плечу!», стоящие в парах должны в соответствии с командой соединить ухо одного и ухо другого, ногу одного и ногу другого, плечо одного и плечо другого. Когда водящий произносит: «Человек к человеку!», каждый должен поменять партнера, а водящий должен успеть найти себе напарника. Тот, кто остался без пары, становится водящим, и игра начинается вновь.

Таким образом, учащиеся находят новые точки для контакта и развивают свою фантазию на возможные соединения в движении.

8. Технологии проблемного обучения

В методической литературе обозначено, что проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Оно включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, по­следовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

Проучивание нового материала. Чего нельзя избежать на данном этапе? Конечно же ошибок! Когда воспитанники начинают учить новый материал (движения), чаще всего они не осознают, что что-то делают неправильно. Это может быть небольшое изменение траектории движения рук, ног, корпуса или недоделанное плие, что угодно, для них это не имеет особого значения, ведь схему движения они делают правильно. А вот для меня наоборот, недоведенная рука, не тот уровень плие, не тот ракурс и от его комбинации ничего не осталось! Катастрофа! И вновь все проучивание начинается с начала! Разбираем положения рук, ног, поворот, даже взгляд бывает разбираем отдельно, тратим на это по половину занятия, но переходя к повторению без участия тренера (теперь он только смотрит, а не танцует вместе с воспитанниками) видим всё туже ужасающую картину.

Что бы избежать таких больших затрат времени и сил я стал использовать на этапах проучивания нового материала технологию проблемного обучения.

Как выстраивается процесс:

  • Показ и объяснение материала. Если это комбинация, то разбираем все по отдельности: сначала движения рук, затем ног (или же на оборот), только потом соединяем. Если это отдельное движение, то первый раз воспитанники только смотрят и слушают и лишь за вторым разом делают вместе с мной (несколько раз подряд).
  • После того как мы разобрали последовательность движения или комбинации и несколько раз ее повторили я предлагаю учащимся задать вопросы, а бывает даже требую от них вопрос по новому материалу. Вопрос может быть любой: на какой счет делать поворот, как поднимается рука, куда поворачивается голова или какое дальше движение. Мои воспитанники уже знают, что я от них не отстану пока не будет задан хотя бы один вопрос, поэтому им приходиться думать какие моменты в новом материале вызвали у них больше затруднений и о чем именно там нужно спросить.
  • Проба пера. Как только вопросы были заданы и ответы на них были получены, мы переходим на следующий этап – пробуем исполнить все самостоятельно, тренер теперь только наблюдает и контролирует. На этом этапе я выявляю какие ошибки делают учащиеся и конечно же их комментирует (шаг с другой ноги, поворот в право, а не в лево, руку нужно поднять через зрителя, а не через сторону и т.д). Остаются те самые ошибки, которые мы обговаривали в начале (ракурсы, уровни, траектории движений). Для того что бы наглядно объяснить воспитанникам, что они делают не так и где, я предлагаю им следующие задание.
  • Найди 5 отличий (количество может быть любое). Я предлагаю посмотреть им два варианта исполнения движения (конечно же то, которое они только что делали). В первом варианте еще раз показываю, как правильно делать, при этом акцентирую фразой «Как нужно!», «Как правильно!» или «Как я прошу!». Второй вариант исполнения движения начинается с фразы «Как делаете вы?», после чего показываю то же движение, но с добавлением их ошибок (чаще всего ошибки приходиться утрировать, чтобы их было отчетливо видно). Затем следует вопрос «В чем отличия?» и конечно же ответы воспитанников. Иногда показывать приходится по два раза, потому что в первый раз воспитанники были не совсем внимательными.
  • После того как отличия найдены и распределены на правильные и неправильные, воспитанникам вновь предлагается повторить движение и исправить у себя ошибки. Я снова занимаю позицию наблюдателя. Если ошибка не исправлена, то к воспитаннику поступает вопрос, например:

Я - «Как должна подниматься нога?»

Восп – «Через сторону»

Я – «А ты как поднимаешь?»

Восп – «назад»

Я – «А зачем? Исправляй!»

Данная технология помогает учащимся научиться анализировать исполняемые ими движения.

9. Технология электронного обучения

Преимущества технологий современного электронного обучения заключаются в возможностях, которые открываются перед обществом. Помимо очевидной пользы от применения видеотехнологий, сюда относится удобство использования современных мобильных гаджетов (смартфонов, нетбуков и т.п.). Например, я записываю на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем воспроизводит ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки. Не менее важное значение имеет умелое сочетание традиционных методик и инноваций в повседневной педагогической практике. Традиционные методы работы включают построение и разучивание движений, комплексное развитие творческих способностей, изучение классических произведений. Инновационные методы работы подразумевают использование цифровой техники, видеоматериалов, интернета и т.п.

Ключевые преимущества технологий электронного обучения в хореографии:

1. Создание условий для самостоятельного, дополнительного и смешанного образования;

2. Возможность быстро создавать и распространять обучающие материалы;

3. Танцевальное искусство распространяется в широкие массы.

Особо актуальными в спортивных танцах являются здоровьесберегающие технологии. Учитывая специфику нашего творчества особо важно уделять огромное внимание данным технологиям. Здоровьесберегающие технологии можно классифицировать по характеру действий следующим образом:

  • защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям, соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки на занятиях в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически правильного исполнения);
  • компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс, либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релакс-упражнения, упражнения на востановление дыхания, беседы «пятиминутки» на отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой нагрузки, и прочее);
  • стимулирующие технологии (тренажные упражнения);
  • информационно-обучающие технологии (беседы консультационного характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно, во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.).

Заключение

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Но, учитывая профессиональную направленность и специфику танцевально-спортивного творчества, не все образовательные технологии находят область применения в работе тренера. Владение современными образовательными технологиями является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Значение применения современных педагогических технологий в модернизации работы переоценить невозможно.

Рассмотрев современные педагогические технологии, можно сделать вывод, что на занятиях по спортивным танцам могут активно применяться многие современные образовательные технологии, но каждая из них получает особое преломление в соответствие со спецификой работы.

Список литературы

  1. Даутова О., Иваньшина Е., Ивашедкина О. – Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС, 2017 г. – 176 с.
  2. Евладова Е., Михайлова Н., Логинова Л. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2004, - 349 с.
  3. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа : учебное пособие. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. — 128 с.
  4. Иванченко В. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. – М.: Феникс, 2011, - 341 с.