Развитие речетворческой деятельности обучающихся 5–9-х классов

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: речетворческая деятельность


«Речь - это творческая функция человеческой психики»
Жинкин Николай Иванович,
лингвист, психолог

Развитие письменной и устной речи как форм речетворческой деятельности учащихся вызывало всегда трудности у школьных педагогов. И трудности эти связаны в основном с ограничением во времени: как за урок успеть выслушать хотя бы по одному развёрнутому высказыванию от каждого ученика… Эта проблема особенно остро встала в связи с введением устного собеседования, которое предполагает свободное владение выпускником устной монологической речью. Какие методические приёмы позволят педагогам (всем без исключения) организовать урок таким образом, чтобы вовлечь каждого ученика не только в диалог с собой и одноклассниками, но и уделить время на создание монолога? Ответом на этот вопрос предлагаю тренинговые приёмы из личного опыта. Тренинг предполагает активное обучение через систему упражнений. Как только ученики почувствуют, что после нескольких тренингов им становится легче создавать текст (фразы), они охотнее станут обучаться (не захотят отказываться от ситуации успеха). Предлагаю на каждом уроке 7 минут посвящать именно речетворческим упражнениям:

  • в начале урока – 5 минут (лексическая минутка - 2 минуты, непрерывное говорение - 3 минуты)
  • в конце урока – 2 минуты (рефлексия)

В качестве примеров приведу учебные дисциплины из курса 7 класса.

1. В начале урока это может быть лексическая минутка – упражнение на лексическую сочетаемость слов.

Задание: подобрать к слову подходящее по смыслу другое слово.

Слова задавать может как учитель – по цепочке, по очереди обращаясь к ученикам, так и учащиеся друг другу, работая в парах; возможен также письменный вариант работы.

Урок русского языка (например, тема «Причастие как часть речи») - к существительным подобрать причастия; можно усложнить задачу и ограничить учащихся подбором только действительных или страдательных причастий; можно ещё более усложнить задачу – на одном уроке подбирать только действительные причастия прошедшего времени, на следующем – только действительные причастия настоящего времени и т.д.): школа (подобрать - «отремонтированная»), Россия (подобрать - «читающая»), одноклассники (подобрать - «отзывчивые») и т.д.

Урок алгебры – к терминам подобрать слова по смыслу: слагаемое (подобрать - «первое»), уравнение (подобрать - «решить»), сумма (подобрать - «не меняется»), скобки (подобрать - «раскрыть») и т.д.

Урок биологии (например, тема «Строение тела животных: клетка»): мембрана (подобрать - «клеточная»), обмен (подобрать - «веществ»), эндоплазматическая (подобрать - «сеть») и т.д.

Урок географии (например, тема «Климатообразующие факторы»): климатический (подобрать - «пояс»), стоковые (подобрать - «ветры»), муссон (подобрать – «зимний» или «летний») и т.д.

2. Ещё одно упражнение, которое можно использовать в качестве речевой разминки, - непрерывное (трёхминутное) говорение.

Задание: в течение трёх минут (в качестве наглядных часов можно использовать песочные, как на устном собеседовании) произносить речь, не прерываясь. Работать можно в парах - с соседом по парте, можно говорить самому себе вполголоса. Это может быть пересказ прочитанного дома рассказа (если урок литературы), или параграфа по истории, географии, биологии; или доказательство теоремы (на уроках геометрии); или же создание монологического высказывания из 10 фраз на определённую тему (по условиям устного собеседования): по истории – «Как характеризуют роль общины в жизни крестьянина поговорка «На миру и смерть красна»? (тема «Территория, население и хозяйство России в начале 16 века); по литературе – «Какой эпизод баллады изображён на иллюстрации?» (тема «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина); по физике – «Подумайте, как можно простым способом устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе?»(тема «Сообщающиеся сосуды») и т.д.

3. Рефлексию мы обычно проводим в конце урока, она носит стихийный характер – никто не знает, кого спросят и кто захочет ответить. За 2-3 минуты до конца урока можно приучить учащихся записывать текст, который будет включать их эмоции, связанные с содержанием урока.

Задание: создать в течение трёх минут письменное высказывание о своём отношении к изученному. Объём текста не менее 30 слов (объём слов можно уменьшить или увеличить, равно как и время).

Вслух читать можно по желанию, а доступ к тетрадям учеников есть у каждого предметника, поэтому всегда есть возможность проверить.

Преимущество предложенных мной упражнений заключается в том, что ни один ученик не остаётся без внимания, говорят в итоге все без исключения.

Существует такое понятие, как «единый орфографический режим в школе» – единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников школы. Было бы замечательно расширить это понятие или ввести новое – «единый речетворческий режим в школе» - тогда 5-7-минутное говорение на каждом(!) уроке вылилось бы в глобальный тренинговый режим, и, несомненно, стало бы серьёзной подготовкой к экзаменам.