Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Разделы: Социальная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: тревожность и страхи, развитие эмоционального интеллекта, психическое здоровье, стрессоустойчивость


Паспорт программы

Наименование программы

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Основная цель программы

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии

Сроки реализация программы Долгосрочная (1 учебный год).

 

Ожидаемые результаты

Развитие самосознания детей; (умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей),
Развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
Формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
Управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
Коррекция эмоциональных нарушений у детей.

Средства мониторинга эффективности реализации программы

Наблюдение.
Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко);
Методика «Три желания» (Т.И.Шульга);
Приложение «Картотека эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Актуальность. Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным человеком. Осознавая свои и чужие эмоции человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать разные проблемы. Таким образом, значимость данного явления не вызывает сомнений. Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.

Почему так важна сейчас эта тема не только для нейротипичных детей,а также очень важно для детей тревожных. Дети со склонностью к психосоматическим заболеваниям даже на начальных стадиях участия в программе показывают очень неплохой результат, такие дети больше пытаются говорить, проявления невроза и навязчивых состояний уменьшаются. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания. значительно повышают эффективность программы.

Основной целью программы является: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии.

Задачи:

  • развитие самосознания детей;
  • умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
  • развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
  • развитие эмоционально-волевой сферы.
  • формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
  • коррекция эмоциональных нарушений у детей.

При составлении данной программы были использованы следующие принципы:

  • Принцип гуманизма как основополагающий.
  • Принцип учета возрастных особенностей и индивидуализации.
  • Принцип единства профилактики и диагностики.
  • Принцип развития.
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами дошкольного образования

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) Устав образовательного учреждения.

Основные формы реализации программы:

  • Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.
  • элементы сказкотерапии
  • беседы для закрепления пройденного материала.
  • дыхательная и пальчиковая гимнастика
  • ролевые игры.

Целевая группа: Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Организационные условия:

  • Продолжительность каждого занятия 15 минут; 30 занятий.
  • Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
  • Каждое упражнение заканчивается рефлексией.

Этапы реализации программы:

I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко); Методика «Три желания» (Т.И.Шульга). Дополнительно с тревожными детьми Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В) Проективная методика А.И.Захарова «Мои страхи».

II этап. Профилактический. Развивающие занятия проводятся с воспитанниками в рамках целостного подхода реализации программы. Проведение работы, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей в группе, на развитие коммуникативных навыков. Развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.

III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.

Раздел

Количество часов

Цель

Примечание

1

«Знакомство с эмоциями»

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение знать эмоции

Наблюдение, диагностика

2

«Угадай эмоцию»

1 занятие

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками

Наблюдение

3

"Лото настроений"

1 занятие

Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния

Наблюдение
Диагностика

4

"Пиктограммы-эмоции"

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции

Наблюдение

5 "Как ты себя сегодня чувствуешь?" 1 занятие Создание атмосферы эмоциональной безопасности Наблюдение
Диагностика
6 "Классификация чувств" 1 занятие

Умение видеть по карточкам положительные и отрицательные эмоции

Наблюдение
Диагностика
7 Психогимнастика
«Кулаки»
1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности

Наблюдение

8 "Встреча эмоций" 1 занятие

Сплочение группы, развитие эмпатии

Наблюдение

9 "Испорченный телефон" 1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение
10 "Снимается кино" 1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и тревожности; Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение. Диагностика

11

"Рисуем страхи"

1 занятие

Способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения

Наблюдение
Диагностика

12

«Лица»

1 занятие

Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица

Наблюдение

13

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение

14

«Сделаем по кругу друг другу подарок»

1 занятие

Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии

Наблюдение

15

"Зеркало"

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение

16

"Тренируем эмоции"

1 занятие

Умение узнавать эмоции и отражать их

Наблюдение

17

Психогимнастика
«Белая и черная рука»

1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности

Наблюдение

18

"Назови похожее"

1 занятие

Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции

Наблюдение

19

Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз

1 занятие

Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции

Наблюдение

20

"Кто скажет о нем (имя) хорошее"

1 занятие

Для снятия тревожности

Наблюдение

21

«Кто расскажет о себе хорошее»

1 занятие

Для установления положительной самооценки, создание безопасной эмоциональной обстановки

Наблюдение

22

«Командиры наоборот»

1 занятие

Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Наблюдение

23

Психогимнастика
«История одного шарика»

1 занятие

Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания

Наблюдение

24

«Эстафета добра»

1 занятие

Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций

Наблюдение

25

«Фантазёры»

1 занятие

Научить детей анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение

Наблюдение

26

«Что изменилось?»

1 занятие

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения

Наблюдение

27

«Подарок на всех (цветик-семицветик)»

1 занятие

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками

Наблюдение

28

Психогимнастика «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

1 занятие

Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение

Наблюдение

29

«Ролевое проигрывание ситуаций»

1 занятие

Проработка, применения "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания

30

Рисование «Я хороший – я плохой»

1 занятие

Развитие рефлексии и самоанализа

Наблюдение.
Диагностика

Картотека занятий

Литература

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 212 с.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.