Паспорт программы
Наименование программы | Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста |
Основная цель программы |
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии |
Сроки реализация программы Долгосрочная (1 учебный год). |
|
Ожидаемые результаты |
Развитие самосознания детей; (умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей), |
Средства мониторинга эффективности реализации программы |
Наблюдение. |
Пояснительная записка
Актуальность. Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным человеком. Осознавая свои и чужие эмоции человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать разные проблемы. Таким образом, значимость данного явления не вызывает сомнений. Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.
Почему так важна сейчас эта тема не только для нейротипичных детей,а также очень важно для детей тревожных. Дети со склонностью к психосоматическим заболеваниям даже на начальных стадиях участия в программе показывают очень неплохой результат, такие дети больше пытаются говорить, проявления невроза и навязчивых состояний уменьшаются. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания. значительно повышают эффективность программы.
Основной целью программы является: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии.
Задачи:
- развитие самосознания детей;
- умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
- развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
- коррекция эмоциональных нарушений у детей.
При составлении данной программы были использованы следующие принципы:
- Принцип гуманизма как основополагающий.
- Принцип учета возрастных особенностей и индивидуализации.
- Принцип единства профилактики и диагностики.
- Принцип развития.
- Принцип единства сознания и деятельности
- Принцип взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами дошкольного образования
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) Устав образовательного учреждения.
Основные формы реализации программы:
- Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.
- элементы сказкотерапии
- беседы для закрепления пройденного материала.
- дыхательная и пальчиковая гимнастика
- ролевые игры.
Целевая группа: Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Организационные условия:
- Продолжительность каждого занятия 15 минут; 30 занятий.
- Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
- Каждое упражнение заканчивается рефлексией.
Этапы реализации программы:
I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко); Методика «Три желания» (Т.И.Шульга). Дополнительно с тревожными детьми Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В) Проективная методика А.И.Захарова «Мои страхи».
II этап. Профилактический. Развивающие занятия проводятся с воспитанниками в рамках целостного подхода реализации программы. Проведение работы, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей в группе, на развитие коммуникативных навыков. Развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.
III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.
№ |
Раздел |
Количество часов |
Цель |
Примечание |
1 |
«Знакомство с эмоциями» |
1 занятие |
Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение знать эмоции |
Наблюдение, диагностика |
2 |
«Угадай эмоцию» |
1 занятие |
Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками |
Наблюдение |
3 |
"Лото настроений" |
1 занятие |
Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния |
Наблюдение |
4 |
"Пиктограммы-эмоции" |
1 занятие |
Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции |
Наблюдение |
5 | "Как ты себя сегодня чувствуешь?" | 1 занятие | Создание атмосферы эмоциональной безопасности | Наблюдение Диагностика |
6 | "Классификация чувств" | 1 занятие | Умение видеть по карточкам положительные и отрицательные эмоции |
Наблюдение Диагностика |
7 | Психогимнастика «Кулаки» |
1 занятие | Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности |
Наблюдение |
8 | "Встреча эмоций" | 1 занятие | Сплочение группы, развитие эмпатии |
Наблюдение |
9 | "Испорченный телефон" | 1 занятие | Создание положительного эмоционального настроя в группе |
Наблюдение |
10 | "Снимается кино" | 1 занятие | Снятие эмоционального напряжения и тревожности; Создание положительного эмоционального настроя в группе |
Наблюдение. Диагностика |
11 |
"Рисуем страхи" |
1 занятие |
Способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения |
Наблюдение |
12 |
«Лица» |
1 занятие |
Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица |
Наблюдение |
13 |
Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию |
1 занятие |
Создание положительного эмоционального настроя в группе |
Наблюдение |
14 |
«Сделаем по кругу друг другу подарок» |
1 занятие |
Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии |
Наблюдение |
15 |
"Зеркало" |
1 занятие |
Создание положительного эмоционального настроя в группе |
Наблюдение |
16 |
"Тренируем эмоции" |
1 занятие |
Умение узнавать эмоции и отражать их |
Наблюдение |
17 |
Психогимнастика |
1 занятие |
Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности |
Наблюдение |
18 |
"Назови похожее" |
1 занятие |
Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции |
Наблюдение |
19 |
Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз |
1 занятие |
Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции |
Наблюдение |
20 |
"Кто скажет о нем (имя) хорошее" |
1 занятие |
Для снятия тревожности |
Наблюдение |
21 |
«Кто расскажет о себе хорошее» |
1 занятие |
Для установления положительной самооценки, создание безопасной эмоциональной обстановки |
Наблюдение |
22 |
«Командиры наоборот» |
1 занятие |
Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» |
Наблюдение |
23 |
Психогимнастика |
1 занятие |
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания |
Наблюдение |
24 |
«Эстафета добра» |
1 занятие |
Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций |
Наблюдение |
25 |
«Фантазёры» |
1 занятие |
Научить детей анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение |
Наблюдение |
26 |
«Что изменилось?» |
1 занятие |
Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения |
Наблюдение |
27 |
«Подарок на всех (цветик-семицветик)» |
1 занятие |
Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками |
Наблюдение |
28 |
Психогимнастика «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» |
1 занятие |
Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение |
Наблюдение |
29 |
«Ролевое проигрывание ситуаций» |
1 занятие |
Проработка, применения "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания |
|
30 |
Рисование «Я хороший – я плохой» |
1 занятие |
Развитие рефлексии и самоанализа |
Наблюдение. |
Литература
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 212 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.