Развитие коммуникативных умений и навыков сельских школьников средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: сельские школьники


В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований в государственной системе образования России открылись безграничные возможности педагогическим коллективам для разработки и апробации обновленных моделей формирования коммуникативных умений. Как и другие социальные институты, общеобразовательная средняя школа сегодня выбирает новые, адекватные современным тенденциям направления обучения.

Обращение к проблеме развития коммуникативных умений и навыков учащихся средствами ИЯ продиктовано самим временем. Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на современном этапе, подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В исследовании проблем формирования коммуникативных умений школьников сделано немало, однако требуют решения вопросы обучения общению на английском языке в средних классах общеобразовательной школы. Чем старше возраст учащихся, чем сложнее материал, которым они должны овладеть, тем большее значение приобретает усвоение знаний и сознательное овладение навыками. В среднем звене меняются психологические особенности учащихся. «Я не маленький, но ещё и не взрослый». Обучаемые уже стесняются использовать «детские» приёмы обучения, у учащихся усиливается степень осознанности при усвоении материала.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Но что мы видим в реальной жизни? Большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить! Возникает противоречие: цель обучения иностранному языку – формирование умений общения, где говорение, как уже отмечалось, играет первостепенную роль, но свободно говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне учащиеся как раз и не умеют. Почему так происходит? В чём причина несоответствия целей и результатов обучения? Многие, как отечественные, так и зарубежные методисты выделяют следующие причины недостаточного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся:

  • отсутствие языковой среды;
  • отсутствие достаточного количества упражнений для формирования навыков говорения;
  • отсутствие обязательного устного экзамена в школах;
  • затруднения, связанные с вовлечением всех учащихся класса (особенно с большим количеством учащихся в группе) в процесс обучения говорению, стеснение говорить на иностранном языке;
  • боязнь сделать ошибки;
  • боязнь быть подвергнутым критике;
  • нехватка информации по обсуждаемому вопросу;
  • нехватка языковых и речевых средств;
  • переход на использование родного языка при парной и групповой работе.

Особое внимание при обучении иностранному языку уделяется процессу формирования групп учащихся, и, в частности, определению количества учащихся в группе и их размещению для организации наиболее эффективного процесса формирования умений и навыков говорения. Многие методисты отмечают, что наиболее эффективны группы из 10 и менее учащихся, а если группа состоит из большего количества учащихся, то она должна быть разбита как минимум на 2 подгруппы.

В сельских школах класс делится на группы с количеством учащихся 20 человек. Учителю приходится вести урок с 18-19 учениками. Если обучение

таким видам речевой деятельности, как письмо, чтение и аудирование осуществить в сложившейся ситуации вполне реально, т.к. при обучении данным видам деятельности, как правило, используются индивидуальная и фронтальная формы работы, то развить умения и навыки говорения учащихся практически невозможно.

Рассматривая возрастные особенности учащихся средних классов необходимо отметить, что к 7 классу у 70-80% учащихся падает интерес к изучению иностранного языка вообще. Раньше от выпускников сельской школы требовался определённый багаж знаний и умений ничем не отличающийся от выпускников городской школы. На территории всей страны действовал один учебник, материально-техническаябаза некоторых сельских школ была развита лучше, чем городских, не ощущался недостаток наглядности к урокам, научно-популярной и справочной литературы. Сегодня современное общество предъявляет к школе свои требования – воспитание образованной, конкурентоспособной, физически и психически здоровой, готовой к выбору профессии и продолжения образования, обладающей навыками управленческой деятельности личности.

Анализируя требования современного социального заказа с тем, что школа реализует на практике, можно выделить следующие значимые несоответствия и проблемы:

  • сельские учащиеся не могут в полной мере адаптироваться в меняющемся агрессивном социуме, реализовать свой личностный потенциал;
  • не умеют самостоятельно добывать знания, владеют знаниями на уровне воспроизведения;
  • недостаточно развивается материально-техническая база сельской школы;
  • сельские дети в силу объективных причин несколько отстают в своём развитии от городских сверстников;
  • образовательный уровень родителей низкий, воспитательные функции семьи реализуются лишь частично, что негативно влияет на учёбу и дисциплину подростков;
  • снижение познавательной активности по мере взросления, отчуждённость от знаний;
  • снижение уровня общей культуры в целом, коммуникативной культуры в частности;

Анализ устных ответов и поведения учащихся показывает, что некоторые дети не умеют вступить и поддержать контакт, заинтересовать собеседника, вежливо прервать беседу не только на иностранном, но даже на родном языке. С целью изучения учебной мотивации школьника проводилось анкетирование учащихся 7-9 классов. На вопросы анкеты отвечали учащиеся двух сельских и двух городских школ. Результаты анкеты позволяют сделать следующие выводы:

  • почти все учащиеся иностранный язык относят к разряду сложных предметов;
  • многим учащимся ИЯ представляет интерес (особенно девочкам);
  • дети отчётливо осознают важность этого предмета и связывают это со сдачей экзаменов;
  • для городских школьников в отличие от сельских ИЯ важен для будущего, т.е. для многих ребят иностранный язык будет неотъемлемой частью их будущей профессии (ни для кого не секрет, что процент поступающих на факультет иностранных языков намного выше у городских школьников);
  • развитие способностей, самостоятельная работа на 1-м месте у городских учащихся. Отсюда можно сделать вывод, что городские учителя в своей работе чаще применяют такие формы и методы обучения, которые требуют от учащихся больше самостоятельности. Нельзя также упускать из виду тот факт, что материально – техническая база городских школ лучше, почти у всех детей дома есть компьютер, доступ в интернет, что нельзя сказать о сельских детях;
  • приятно отметить тот факт, что учащиеся ходят на урок ИЯ не потому, что обязаны, а для общения. Чем старше ребята, тем этот мотив у них выше. Но всё-таки коммуникативные умения лучше развиты у городских детей, которые не боятся сделать ошибку при общении и не чувствуют психологического дискомфорта.

С целью определения уровня коммуникабельности учащихся был использован тест «Коммуникативные навыки». Учащиеся должны были ответить на вопросы теста и узнать, умеют ли они устанавливать контакты с другими людьми. Анализ результатов показал, что среди учащихся 7 класса высоким уровнем коммуникативных навыков (10-15 баллов) обладают 27% школьников; среди учащихся 8 класса – 50%; среди школьников 9а класса – 20%; среди подростков 9б класса – 50%.

Средний уровень развития коммуникативных навыков (7-9 баллов) присущ 45% учащихся 7 класса; 13% - 8 класса; 50% - 9б класса; 80% - 9а класса

Низким уровнем коммуникативных навыков (меньше 6 баллов) обладают 37% учащиеся 8 класса; 18% - 7 класса.

Учащимся также была предложена анкета для определения уровня способностей при изучении иностранного языка. На вопросы отвечали 41 человек (из них 16 учащихся с диагнозом ЗПР)

  • 36% школьников не испытывают затруднения при запоминании иностранных слов;
  • 12% учащихся владеют английской грамматикой на должном уровне;
  • только 7% ребят не испытывают трудности с переводом иностранного текста, 27% переводят со словарём;
  • 7% подростков в полном объёме владеют навыками разговорной речи;
  • 27% учащихся понимают иностранную речь частично;
  • 15% школьников могут передать на иностранном языке основную мысль текста;
  • 80% ребят не смогут составить рассказ на иностранном языке;
  • 17% подростков смогут написать сочинение на иностранном языке, если тема несложная;

Данные анкеты свидетельствуют о том, что уровень коммуникативных умений и навыков учащихся остаётся низкой. Как же повысить коммуникативный уровень учащихся? Есть все основания утверждать, что ИЯ как учебный предмет способен оказать положительное влияние на развитие коммуникативных умений и навыков. Этот процесс будет проходить более успешно, если в процессе преподавания ИЯ в школе будет реализован комплекс педагогических условий. Многолетний опыт работы учителей позволяет выделить следующие условия, при которых эффективность урока повысится и результаты обученности будут выше:

  • формирование мотивации общения у учащихся.
  • использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку;
  • включение в учебный процесс ролевых игр;
  • стимулирование реального общения учащихся на иностранном языке;
  • организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся, т.е. обучение в сотрудничестве.

Применение в работе выше перечисленных педагогических условий позволяет:

1) обеспечивать комфортные условия для учащихся;

2) формировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету;

3) оказывать мотивационно-психологическую поддержку учеников;

4) создавать особую культуру учебной деятельности, проявляющуюся в умении планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Использование новых форм и методов работы даёт возможность «сильному» ученику расширить содержание образования для себя, для «слабых» характерен личный рост, изменение отношения к предмету, появление желания учиться.

Экспериментальная работа показала, что реализация комплекса педагогических условий повышает эффективность процесса развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Уровень обученности учащихся основным видам речевой деятельности по английскому языку оценивали с использованием традиционных подходов. Для этого анализировали успеваемость учащихся за 2 и 3 четверти, результаты тестов, в соответствии с требованиями оценки качества знаний по иностранному языку для основной школы. В ходе применения новых форм и методов работы средний балл обученности учащихся повысился с 3,6 до 3,7. % качества знаний - с 51% до 60%.

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • анализ литературы и собственное исследование позволили выделить 3 уровня развития коммуникативных умений и навыков учащихся: высокий, средний и низкий. У сельских школьников преобладают средний и низкий уровень этих умений и навыков;
  • иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы полностью до сих пор не изучены, и значение иностранного языка как предмета школьной программы, способствующего всестороннему развитию учащихся, недооценивается на практике;
  • проведённое теоретическое исследование и экспериментальная работа по выявлению путей развития коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе изучения ИЯ доказали, что наиболее эффективно этот процесс осуществляется за счёт реализации выше перечисленных педагогических условий.