Онлайн-сервис H5P в работе педагога-предметника

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: педагогические технологии, дистанционное обучение, интерактивность


Данная статья посвящена рассказу о том, как можно повысить качество знаний у обучающихся путем внедрения в учебный процесс инструмента (интернет-ресурса), предоставляющего преподавателям и обучающимся новые интерактивные возможности.

H5P. Что это такое и зачем оно педагогу?

Готовое задание, созданное педагогом в онлайн-сервисе H5P, позволяет организовать самостоятельную работу обучающегося с материалом. Важным компонентом ресурса является интерактивность. Педагог, при необходимости, производит дополнительные разъяснения. Ресурс можно использовать для поддержки дистанционного обучения. Адрес сайта: https://h5p.org/

Краткое описание

Сервис H5P позволяет создавать презентации с интерактивными слайдами, на которые можно добавлять различные мультимедиа и интерактивные элементы: несколько вариантов тестов, опросов, интерактивное видео. Обучающиеся, работая со слайдами, не только знакомятся с учебным материалом, но и выполняют различные интерактивные задания, которые моментально проверяются. При ошибочном результате есть возможность выполнить задание заново, исправив свою ошибку.

Работать с сервисом можно не только на уроке, но и дома на домашнем компьютере, что позволяет еще раз повторить изученный в школе материал. Ссылку на задание учитель с легкостью может разместить в электронном дневнике (на сайте, в блоге, социальной сети).

Проблемы, решению которых будет способствовать использование сервиса

  • В первую очередь, это, конечно, реализация индивидуального подхода. Работать с созданным педагогом ресурсом каждый обучающийся может в своем темпе, останавливаясь на каждом слайде то количество времени, которое ему необходимо для разбора материала или выполнения задания. Есть возможность многократно возвращаться на предыдущие слайды, видеть результаты выполнения задания, вносить в них корректировки.
  • Вторая проблема – снятие напряжение у детей при выполнении тестовых заданий. При работе с ресурсом у каждого ученика есть возможность не только выполнить задание на проверку знаний, но и увидеть правильное решение. Ресурсы, созданные с помощью данного сервиса, выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию. При этом, обучение происходит ненавязчиво.
  • Третья проблема – запоминание знаний. Педагог при создании заданий должен красочно их оформить, визуализировать предъявляемую информацию, поскольку большая часть детей – визуалы. Самостоятельно читая текст на слайде и выполняя различные интерактивные задания, дети запомнят яркие красочные образы, схемы, диаграммы, которые видели в презентации.
  • Четвертая – возможность работать с ресурсом детям, имеющим проблемы со зрением. В любом браузере есть возможность изменить масштаб отображения веб-страницы (например, используя «горячие» клавиши Ctrl+). Умение управлять работой браузера является метапредметным, пригодится не только на уроке информатики, но и в жизни.
  • Пятая проблема – сложности при работе с англоязычными ресурсами. Несмотря на то, что сервис англоязычный, его интерфейс интуитивно понятен, поэтому при создании заданий у педагога не возникнет особых сложностей. Для удобства, можно работать в браузере Google Chrome или Яндекс.Браузер, чтобы при создании заданий использовать автоматический перевод страниц на русский язык. Однако, когда с готовым ресурсом начинают работать обучающиеся, про функцию автоматического перевода лучше забыть, так как текст, созданный на русском языке начинает некорректно отображаться. Перемещение по слайдам осуществляется при помощи стрелок под слайдами. Презентация заканчивается итоговым слайдом, на котором отображены все итоги работы с интерактивностями.
  • Шестая проблема – подготовка к экзаменам. Данный ресурс предоставляет возможность педагогам создавать множество различных типов заданий: не только тесты на выбор одного или нескольких вариантов ответа, но и задания на установление порядка, на ввод данных, интерактивное видео. Добавление ссылок на сторонние интернет-ресурсы положительно сказывается на возможности детей получить дополнительную информацию по теме.
  • Седьмая – при регистрации на различных ресурсах сети Интернет дети забывают пароли, возникают сложности с их восстановлением. Для просмотра и работы с материалами данного ресурса регистрация не нужна.
  • Восьмая – поддержание интереса к предмету. Используйте ресурс в обучении, как один из возможных педагогических инструментов для повышения мотивации обучающихся.

Задачи, решаемые внедрением в учебный процесс подобных ресурсов

  • Организация индивидуальной работы на уроке.
  • Осуществление обратной связи между ресурсом и учеником при помощи использования интерактивностей.
  • Прочное усвоение знаний за счет визуализации данных.
  • Обучение работе с англоязычным ресурсом, постепенное снятие языковых барьеров.
  • Поддержание интереса к предмету.

Обоснование актуальности

На сегодняшний день происходит активное внедрение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют развитию у обучающихся умений работать с большим объемом информации, отбирать, анализировать и применять необходимый учебный материал. При создании дидактически целесообразной информационно-обучающей среды использование интернет-ресурсов обусловлено рядом факторов.

С одной стороны, у педагога нет достаточно простых программных продуктов, с помощью которых он мог бы подготовить качественный материал к уроку. Традиционные презентации и объяснительно-иллюстративный метод обучения с каждым днем теряют свою актуальность. Обучающихся необходимо вовлекать в активную учебную деятельность. Использование ресурса h5p.org позволяет не только повысить эффективность обучения за счет использования интерактивностей, но и помогает формировать различные метапредметные умения, в том числе навык самостоятельной работы обучающихся с источником информации. К достоинствам сервиса можно отнести его доступность, бесплатность и многообразие типов контента, который можно создать.

С другой стороны, использование сервиса h5p.org способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. У большинства учащихся есть персональный компьютер с выходом в Интернет. Задания с использованием компьютера современные дети выполняют с большим желанием, нежели на бумаге, из учебника. Если в ресурсе, созданном педагогом содержатся алгоритмы выполнения заданий или эталоны решений, то ученик, воспользовавшись ими, сможет с легкостью выполнить домашнее задание. Например, в ресурсе (к параграфу 5.1 «Технология мультимедиа» учебника Босовой Л.Л., Информатика, 7 класс) описаны все формулы, при помощи которых возможны вычисления и даны планы решения задач (ссылка: https://h5p.org/node/226303). Кроме всего прочего, использование сервиса h5p.org позволит ребенку во внеурочное время в спокойной обстановке еще раз проработать и закрепить материал урока.

Использование ресурса h5p.org благотворно отражается и на работе педагога. Нужно лишь один раз создать контент. Поскольку основная масса детей занимается самостоятельно с ресурсом (или в парах), то у учителя появляется свободное время, например, для индивидуальной работы с учащимися. Кроме того, нет необходимости многократно повторять материал со слабоуспевающими детьми, проверять выполнение заданий. За вас это сделает компьютер. Для запоминания базовых знаний и определений на h5p.org можно создавать различные флеш-карточки (например: https://h5p.org/node/30660 - «Операционные системы»). Для детей-визуалов актуально и видео с остановками, где после просмотренного фрагмента необходимо ответить на вопрос (например: https://h5p.org/node/30654 - «Устройство компьютера»). Ресурс можно использовать и на этапе рефлексии. Например, предложить заполнить пропуски в тексте в конце урока (https://h5p.org/node/31078 - «Всемирная паутина») или согласиться или опровергнуть некоторое утверждение, определение (https://h5p.org/node/31071 – «Основные компоненты компьютера»).

Еще одной причиной использования данного онлайн-сервиса можно назвать возможность его использования в дистанционных формах обучения. Сервис доступен в любом месте в любое время.

Один из вариантов использования сервиса – предложить наиболее подготовленным обучающимся создать свой ресурс на основе материала урока, воспользовавшись инструкцией по работе с сервисом. Дети научатся самостоятельно регистрироваться на сайте и работать с англоязычным сервисом, действуя по инструкции; не только проанализируют изучаемый материал, но и создадут контент, который может быть использован в дальнейшем на уроках. Можно с уверенностью заявить, что дидактический потенциал ресурса h5p.org позволяет раскрывать творческие способности у обучаемых, помогает формированию способностей к альтернативному мышлению, повышению качества обучения.

Идея использования данного сервиса направлена на инновационное развитие содержания образования любой тематики.

Алгоритм работы с ресурсом

Для начала работы с сервисом https://h5p.org/ необходимо пройти регистрацию. После регистрации каждый педагог сможет работать на сервисе и создавать интересные и увлекательные работы. Сервис очень богат на различные цифровые инструменты, многие из них очень интересны.

После создания и сохранения работы на сайте можно поделиться ею в социальных сетях, получить ссылку на нее (скопировать в адресной строке) и код для встраивания на сайт и в блог.

В сети Интернет есть много подробных инструкций по работе с данным сервисом.