Введение
С современном мире уже не нужно доказывать тот факт, что межпредметные связи при обучении различным предметам, иностранным языкам, в частности, особо важны. Межпредметные связи способствуют формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать обучающимся на уроках какой-либо одной дисциплины. На данном этапе современного развития науки отмечается взаимопроникновение наук друг в друга, и в частности проникновение английского языка в другие отрасли знания. Важность связей между учебными предметами зависит от дидактических принципов обучения, воспитательных задач школы, связи обучения с жизнью, подготовки обучающихся к практической деятельности.
Современные условия указывают на важность формирования у обучающихся не частных, а именно, обобщенных умений, которые обладают свойством широкого переноса. В настоящее время из-за увеличения количества информации, которая подлежит усвоению за время обучения в школе, особую значимость приобретает изучение межпредметных связей как активного метода обучения английскому языку.
Обозначенная проблема является действительно актуальной, т.к. в современных условиях социального прогресса обществу нужны широкие специалисты. Не понимая сущности процессов, которые ведут к интеграции наук и синтезу научного знания, невозможно найти решение проблемы формирования специалистов, которые будут компетентны сразу в нескольких областях научных знаний.
Межпредметные связи являются современным принципом обучения в средней школе. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь предметов естественно-научного и естественно-гуманитарного циклов, а также их связь с трудовым обучением.
По мнению Г.В.Елизаровой «межпредметные связи можно рассматривать в качестве дидактической системы, отражающейся в школьных курсах действительно существующих взаимосвязей, а также обеспечивает при помощи согласованных взаимодействий ее учебных компонентов осуществления целенаправленного процесса обучения».
Межпредметные связи являются современным принципом обучения в средней школе. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь предметов естественно-научного и естественно-гуманитарного циклов, а также их связь с трудовым обучением.
По мнению Г.В.Елизаровой «межпредметные связи можно рассматривать в качестве дидактической системы, отражающейся в школьных курсах действительно существующих взаимосвязей, а также обеспечивает при помощи согласованных взаимодействий ее учебных компонентов осуществления целенаправленного процесса обучения».
Методика обучения помогает обучающимся учиться использовать межпредметные связи в учебной деятельности представляется в виде трех ступеней.
- Первая ступень (воспроизводящая). Основной целью учителя является приучение обучающихся использовать знания, которые получены в естественно-научных дисциплинах. Первой ступенью формирования умения обучающихся переносить межпредметные знания пользуются в основном в младших классах. Однако, из-за того, что на данной ступени можно решить две задачи по использованию межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель также может им пользоваться, но сочетая с более высокими ступенями.
- Вторая ступень посвящается обучению обучающихся переносить знания из одного предмета в другой. Если на первой ступени учителю требовалось от обучающихся воспроизведение знаний того материала смежной дисциплины, вовлеченный в процесс объяснения, то на второй ступени особое внимание направлено на самостоятельное применение обучающимися сведений из родственных курсов. Именно поэтому вторая ступень называется ступенью использования знаний.
- Третья ступень. Целью данной ступени является обучение обучающихся применению понятий, фактов, законов и теории для иллюстрации единства мира. Наряду с этим происходит обучение использованию общих законов диалектики для объяснения явлений, которые изучаются на уроке английского языка. Исходя из данных целей, третью ступень называют обобщающей» [1].
С помощью главной линии межпредметных связей происходит систематизация, а, значит, и более глубокое и прочное усвоение знаний, что позволяет дать обучающимся представление о целостной картине мира.
По мнению Т.Ю.Табовкиной: «Под межпредметной интеграцией понимается основополагающий методический принцип, который способствует сближению различных учебных дисциплин, объединяет знания, умения и навыки учебно-исследовательской деятельности по разным учебным предметам в целостную систему».
При системном применении межпредметных связей развивается кругозор, глубина мышления, формируется способность к быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала, а также развиваются навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.
Межпредметные связи являются разнохарактерными, разнофункциональными элементами уроков, их реализация проходит при единой трактовке аналогичных явлений, понятий, законов.
Важный фактор становления духовных ценностей личности – это гуманитаризация содержания школьного образования. Важный момент в данном вопросе - ориентация на национальную культуру. Необходимо изучать родную культуру, историю, краеведение при обучении иностранному языку и культуре, т.к. изучение своей культуры служит своеобразной основой для понимания культуры иностранной.
В связи с тем, что обучение должно выполнять новые задачи и появились активные методы. К новым задачам обучения относятся:
- «подача обучающимся знаний,
- обеспечение формирования и развития познавательных интересов и способностей,
- развитие творческого мышления,
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда» [22].
Именно поэтому можно сказать, что активные методы обучения – это методы, максимально повышающие уровень познавательной активности обучающихся, побуждающие их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебными материалами.
Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Идея интеграции знаний из разных учебных предметов зачастую более успешно реализуется в текстах, которые содержат в себе факт (явление, событие).
Использование на уроках английского языка международной лексики довольно успешно помогает развитию языковой догадки. В русском языке большое количество заимствованных слов из разных иностранных языков, в том числе и из английского. Даже не владея английским языком, возможно догадаться о значении таких слов как: «information», «progress», «profession», «medicine», «student», «patriotic», «guitar», «hobby», «heroism», «radio».
Итак, в последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые ФГОС и национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни.
Как мы выяснили, межпредметные связи позволяют использовать один учебный предмет в качестве инструмента для решения вопросов и задач в другом предмете, охватывать взаимосвязи в современной предметной структуре, углублённее и разностороннее раскрывать отдельные звенья, что ведет к взаимному укреплению учебных дисциплин. Происходит повышение познавательного интереса учащихся к обучению. Конкретизация и обобщение знаний, полученных в процессе использования межпредметных связей, активные методы обучения дают обучающимся возможность переносить эти знания в новые прикладные ситуации, применять их на практике.
Список используемой литературы
1. Барышников, Н.В. Английский язык как доминантный в обучении многоязычию / Н.В.Барашников // Иностранные языки в школе. - 2007. - №5. - С.29-33.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. - Екатеринбург: Литур, 2011. - 247 с.
3. Сидорова, Е.С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е.С.Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
4. Плюхина, Ю.В. Межпредметные связи на занятиях по английскому языку / Ю.В.Плюхина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
5. Костылева, В.А. Межпредметные связи на уроках иностранного языка / В.А.Костылева. – СПб.: Каро, 2009. – 159 с.