Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – все это требует от педагога грамотного подхода.
Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
- учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
- учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.
Проектирование урока с позиции формирования УУД
Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:
- проблемно-диалогическое обучение: деятельностный подход в обучении;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ.
Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем (таб. 2)
В представленной таблице даны характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД.
Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.
Как уже было сказано выше, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.
Таблица 2.
Характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока
Основные элементы урока | Традиционный |
Урок современного типа |
Формируемые УУД |
Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Формулировка темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные, общеучебные, коммуникативные |
Проблемный диалог (технология Е.Л.Мельниковой) |
Формулировка целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные, целеполагания, коммуникативные |
Проблемный диалог (технология Е.Л.Мельниковой) |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные, планирования |
Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (PowerPoint) |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся; |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) |
Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Методика безотметочного обучения (Г.А.Цукерман) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Регулятивные, |
Использование памяток; |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует) |
Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Методика безотметочного обучения (Г.А.Цукерман) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные |
Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка» |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Дифференциация заданий; |
В таблице 3 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении.
Таблица 3.
Структура урока изучения нового материала
Этапы урока |
Деятельность ученика |
Форма организации учебно-познавательной деятельности |
Организационный момент |
Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен) |
Индивидуальная |
Актуализация знаний (учебная доминанта) |
Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой) |
Коллективная, групповая |
Целеполагание |
Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема. |
Коллективная |
Открытие нового |
Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием) |
Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером |
Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание) |
Проговаривает правило: |
Парная |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого |
Индивидуальная |
Включение в систему знаний и повторение |
Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.) |
Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая |
Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика) |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности. |
Коллективная, индивидуальная |
Упражнения для формирования УУД
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в том числе личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждой образовательной организации.
В данных рекомендациях представлена часть упражнений и игр, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД.
Личностные УУД
Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений. |
Игра «Какой я буду кошкой» |
Регулятивные УУД
Для формирования регулятивных УУД используются задания, которые направлены на формирование умений организовывать свою деятельность.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант, диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. |
Упражнение «Поймай мышку» |
Познавательные УУД
Для формирования познавательных УУД используются задания, которые формируют умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. |
Игра «Отгадай задуманное». |
Коммуникативные УУД
Для формирования коммуникативных УУД используются задания, с помощью которых формируются умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие. |
Игра «Клубок». |
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что формирование универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте является одной из важнейший задач в свете внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. В то же время, актуальность данной работы подтверждается тем, что у большинства детей младшего школьного возраста универсальные учебные действия сформированы недостаточно.
В связи с этим предлагается использовать в учебном процессе набор игровых методов по предметам математика, русский язык и окружающий мир (таб.4).
Таблица 4
Примерный перечень игр, использованных для развития УУД у первоклассников
№ | Учебный предмет |
Игры для формирования УУД |
1 |
Математика |
«Что на свете одно» |
2 |
Русский язык |
Игра «Не подведи свой ряд» |
3 |
Окружающий мир |
«Эти разные цветы». |
По своему содержанию данные игры разнообразны. Использование их способствует развитию универсальных учебных действий в рамках разных предметов.
Основной акцент, который ставился при анализе, заключается в том, что каждая игра, предложенная детям, должна являться многофункциональной и помогать решать целый комплекс задач, связанных с развитием универсальных учебных действий.
Преимущество использования игры заключается в том, что игра привлекает интерес и внимание детей. Кроме того, игра помогает детям проявить себя, повысить уверенность в себе, повысить свою самооценку и поэтому игры воспринимаются детьми положительно.
Использование игр оказывает положительное влияние на уровень сформированности универсальных учебных действий.