Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УУД


Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – все это требует от педагога грамотного подхода.

Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

  • учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
  • учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
  • учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

УУД  формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности. 

Проектирование урока с позиции формирования УУД

Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:

  • проблемно-диалогическое обучение: деятельностный подход в обучении;
  • организация учебного сотрудничества;
  • работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • использование интерактивных возможностей ИКТ.

Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем (таб. 2)

В представленной таблице  даны характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД.

Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.

Как уже было сказано выше, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.
Таблица 2.
Характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока

Основные элементы урока

Традиционный
 урок

Урок современного типа

Формируемые УУД

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Формулировка темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л.Мельниковой)

Формулировка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л.Мельниковой)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные, планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (PowerPoint)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;
работа по решению проектных задач;
ролевые игры;
работа с учебником (вариативная и инвариантная части);
применение словарей, справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А.Цукерман)
Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные,
коррекции, коммуникативные

Использование памяток;
организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует)

Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А.Цукерман)
Само- и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

Дифференциация заданий;
творческие задания;
практико-значимые задания

В таблице 3 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении.

Таблица 3.
Структура урока изучения нового материала

Этапы урока

Деятельность ученика

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Организационный момент

Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен)

Индивидуальная

Актуализация знаний (учебная доминанта)

Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой)

Коллективная, групповая

Целеполагание

Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема.

Коллективная

Открытие нового

Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием)
Нельзя открывать факты

Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером
(тоже может быть в зависимости от обстоятельств)

Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание)

Проговаривает правило:
1) своими словами;
2) научными терминами (обязательно все)

Парная

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого

Индивидуальная

Включение в систему знаний и повторение

Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.)
Самостоятельная работа не в качестве оценки
Индивидуализация и дифференциация

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая

Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика)

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Коллективная, индивидуальная

Упражнения для формирования УУД

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в том числе личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждой образовательной организации.

В данных рекомендациях представлена часть упражнений и игр, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД.

Личностные УУД

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания,  зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.
Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла»   и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой»
Цель
: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД

Для формирования регулятивных УУД используются задания, которые направлены на формирование умений организовывать свою деятельность.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант, диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.
Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет, не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

Упражнение «Поймай мышку» 
Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.  
Игра «Фото на память»
Цель:
развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». 
Упражнение «Звуковая гимнастика»  
Цель: 
развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД

Для формирования познавательных УУД используются задания, которые формируют умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  хитроумные решения,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.
Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» и др.
Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает»,  «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное».
Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Коммуникативные УУД

Для формирования коммуникативных УУД используются задания, с помощью которых формируются умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок».
Цель:
развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что формирование универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте является одной из важнейший задач в свете внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. В то же время, актуальность данной работы подтверждается тем, что у большинства детей младшего школьного возраста универсальные учебные действия сформированы недостаточно.

В связи с этим предлагается использовать в учебном процессе набор игровых методов по предметам математика, русский язык и окружающий мир (таб.4).

Таблица 4
Примерный перечень игр, использованных для развития УУД  у первоклассников

Учебный предмет

Игры для формирования УУД

1

Математика

«Что на свете одно»
«Разложи по размерам»
«Четыре строчки»
««Составляем римские цифры»
«Задача с нолем»
«Пропавшие часы»
Творческое задание «Смешные имена месяцев»
«Назови дни недели»
«Мой дом»
«Режим дня»
«Водители»
«Составим поезда»
«Построим домик»
«Курочка и цыплята»
«Угадай загадки Буратино»
«Составим поезд»
«Теремок»
«Составь круговые примеры»
«Звездное небо»
«Полет в космос»
«Веселый счет»
«Помогите числам занять свои места по порядку»
«Белка и грибы»
«Математическая рыбалка»
«Лесная школа»

2

Русский язык

Игра «Не подведи свой ряд»
Игра «Путаница»
Игра «Буквы потерялись»
Работа по группам. «Найдите пару»
Игра «Отвечай и проверяй»
«Расшифруйте слова»
«Восстановите слова»
«Составить слова»
«У кого хороший слух?»
«Кто в домике живет?»
«Продолжай!»
«Загадки Петрушки»
 «Цепочка»
«Построим пирамиду»
«Красный — синий»
«Найди картинке ее домик»
«Твердый — мягкий»
«Сложи буквы»
«Живые буквы»
«Путаница»
«Словесное лото»
«Сложи имена»
«Кто быстрее?»
«Скажи наоборот»
«Кто внимательнее»
«Кто быстрее?»
«Поможем зверям»
«Наборщики»
«Угадай предмет»
«Буквенная эстафета»
«Один — много»
«Скажи наоборот»
«Кто внимательнее»
«Кто быстрее?»
«Вставь слова»

3

Окружающий мир

«Эти разные цветы». 
 «По порядку».
 «12 месяцев»
 «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
 «Что напутал художник»
 «Объедини виды транспорта»
«Живая – неживая»
«На полянке»
«Радуга- дуга»
«Соотнеси загадку с отгадкой»
 «Жучки и паучки»
 «Вершки и корешки».
«Кто где живет?»
«Кто придет к медведю в гости»
«Кто на кого похож»
«Кто это»
«Кто бегает, летает, скачет»
«Домашние и дикие животные»
«Назови детенышей»
«Разложи правильно»
«Времена года»
«Бывает – не бывает»
«Приметы зимы»
«Мир растений»
«Найди дерево»
«Найди пару»
«Фрукты-овощи»
«Посадим огород»
«Вершки и корешки»
«Урожай»
«Что растет в лесу?»
«Лесные - садовые»
«Деревья, кустарники, травы»
 «Съедобное – несъедобное»

По своему содержанию данные игры разнообразны. Использование их способствует развитию универсальных учебных действий в рамках разных предметов.

Основной акцент, который ставился при анализе, заключается в том, что каждая игра, предложенная детям, должна являться многофункциональной и помогать решать целый комплекс задач, связанных с развитием универсальных учебных действий.

Преимущество использования игры заключается в том, что игра привлекает интерес и внимание детей. Кроме того, игра помогает детям проявить себя, повысить уверенность в себе, повысить свою самооценку и поэтому игры воспринимаются детьми положительно.

Использование игр оказывает положительное влияние на уровень сформированности универсальных учебных действий.