Урок гражданина

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с понятиями «государство», «гражданин», «Конституция».
  • Познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формировать убеждения, что все дети имеют равные права.
  • Развивать интерес к истории России, формировать активную гражданскую позицию.
  • Совершенствовать навык работы в группе.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Развивающие:

  • развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения;
  • развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
  • развитие коммуникативных способностей посредством работы в группах.

 Воспитательная:

  • умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни.

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения.

 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Ученик читает наизусть стихотворение.

1.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

2.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

3.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле
Под ветром склоняясь, растет.

1.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца?

2.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где то в шкафу мы нашли?

3.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес?

Учитель: - Родина! Это слово с детства каждый. Это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

- Как называется наша Родина?

- Наша Родина - Россия.

- Посмотрите на карту. Россия очень велика. Границы нашей Родины омывают 3 океана. Над нашими просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают 3 часа дня в Москве, то в Петропавловске - камчатском наступает полночь. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть бесконечные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки - и гордость нашего государства - ее зеленый наряд-леса!

Ученик читает наизусть. Стихотворение С. Васильева "Россия".

...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!

- Вот она какая - Россия, Русь! Широкая и великая! И везде живут люди!  Как вы думаете, много ли народа населяют нашу страну? (по данным последней переписи,  на 1 января 2017 года население России составляет более  146 млн человек).

3. Открытие новых знаний. Решение кроссворда

- Как называют всех людей, живущих в нашей стране?

- Россияне.

- Да, все люди, проживающие в нашей стране, Россияне, граждане России.

- Узнаем, кто такой гражданин?

Зачитывает ученик.

Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.

Учитель: - Велика численность населения России, много народов живет в нашей стране (русские, татары, мордва, чеченцы, ингуши, башкиры). Все они составляют большую, дружную семью. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и люди пожилого возраста, любой национальности и вероисповедания. В нашей стране есть закон (главные правила), по которым мы живем. Каждый Россиянин обязан их соблюдать и выполнять. Этот документ называется Конституция.

(Учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации)

Ученик читает точное определение:

- Конституция - основной закон государства, который определяет устройство государственной власти, управления, правосудия и экономики в стране, также основ права, свободы и обязанности граждан.

12 декабря 1993г. действующая конституция была принята всенародным голосованием.

12 декабря – день принятия Конституции, является государственным праздником. По всей стране проходят праздничные мероприятия, концерты.

В Конституции записано, что все взрослые имеют право на жизнь, на отдых, имеют право выбирать главу государства и быть избранным, право на образование, право на свободу мысли, тайну переписки. Гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет в полном объеме.

Учитель демонстрирует изображения: Дом Правительства, фото главы Правительства:

- Это Дом Правительства, который находится в Москве. Название этого здания говорит само за себя. В нем находится Правительство, т. е команда людей, которая руководит нашей страной, а именно - создает те правила и законы, выполняя которые, граждане нашей страны делают жизнь для себя счастливой и безопасной.  Главой Дома Правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев.

- А вы, как граждане России, которые еще не достигли возраста 18 лет, имеете ли какие-либо права?

Ответы обучающихся, разгадывание кроссворда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: - В истории наше общество проделало огромный путь, прежде, чем признать ребенка полноценным членом общества и наделить его правами.

От времен античности и до 4 века н.э. новорожденных приносили в жертву богам, детей до 6 лет не учитывали во время переписи населения, т. к. у них было мало шансов выжить, а тех, кто выживал, сразу признавали взрослыми.  Процветало детское рабство, торговля детьми. Первый интерес к детям возникает лишь в 16 веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Первым документом в области охраны прав ребенка стала Женевская декларация прав ребенка. После 2 мировой войны, в 1945 году возникла Организация Объединенных наций (ООН). Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Зачитывает обучающийся:

- Конвенция о правах ребенка. Это – документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. К настоящему моменту 139 стран подписали этот документ, среди них и Россия.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в какой-то степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Учитель: - Следят за соблюдением Конвенции специальные люди - уполномоченные по правам ребенка, которые работают в Москве, столице России и в разных городах РФ.

Уполномоченный по правам ребенка в России - Анна  Юрьевна Кузнецова

Уполномоченный по правам ребенка в Москве и Московской области - Ксения Мишонова.

Работа в группах.

- Кроме прав, у вас есть и обязанности. Живя в обществе, мы выполняем разные социальные роли. Работая в группах, сформулируйте свои обязанности.

  • Я - ученик
  • Я - пассажир
  • Я - покупатель
  • Я - сын, дочка

Группы представляют результат обсуждения. Примерные ответы руководителей групп:

(Как сын или дочь, мы обязаны заботиться о своих родителях, как пассажиры, мы обязаны выполнять правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам; мы обязаны хорошо учиться, соблюдать правила поведения в школе, с уважением относиться к своим одноклассникам).

4.  Физкультминутка

5. Закрепление. Проверка знаний

Учитель:  предлагаю игру  «Права или обязанности?». Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – тишина.

- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает (право)

- Каждый, кто заболел, получает квалифицированную медицинскую помощь (право)

- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии (обязанность)

- В 7 лет ребёнок идёт в школу (право)

- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги. (обязанность)

- Родители воспитывают детей (обязанность)

- Ученик выполняет домашнее задание (обязанность)

- Молодцы.

Работа в группах

Поработайте в группах, выполните тест – восстановите соответствие.

1. Конституция

1. Соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор

2. Обязанности

2.Основной закон нашего государства, в котором закреплены права и обязанности граждан

3. Конвенция

3. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения

4. Декларация

4. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять

5. Права

5.Международные рекомендации, не имеющие обязательной силы

Взаимопроверка. Обмен результатами теста.

1-2, 2-3, 3 – 1, 4- 5, 5-4

  • 5 – нет ошибок
  • 4 – 1 ошибка
  • 3 – 2 ошибки
  • 2 – 3-5 ошибок

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового для себя узнали? Для чего нужно знать свои права?

- Урок окончен. Предлагаю Вам использовать  ваше право на отдых, выйти на перемену.