Конкурс «Психологический турнир» для учащихся 10-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование

Класс: 10


Цели:

обучающие:

а) закрепление полученных теоретических знаний; умение применять их на практике;
б) обогащение представления об особенностях профессии «Психолог», применяя различные игровые и практические методы и приёмы в работе знакомство с профессиями будущего в области психологии.

развивающие:

а) развитие коммуникативных навыков через командную работу, развитие навыков выступления перед публикой.
б) формирование мотивации к развитию познавательных психических процессов, эрудиции, самосовершенствованию в процессе учебной деятельности.

воспитательные:

а) воспитывать интерес к миру другого человека, к познанию самого себя;
б) интерес к профессии, к профессиям будущего в области психологии.

Межпредметные связи:

литература, история, информационные технологии.

Вид занятия: практическое.

Методы обучения:

  • словесный - инструктаж, объяснение;
  • наглядный - презентация;
  • ролевая игра;
  • практический (упражнения, задачи).

Формы работы: конкурсы,творческие задания, задания на эрудицию.

Продолжительностьмероприятия: 1ч. 20 минут.

Участникимероприятия: учащиеся, педагог.

Оснащение: презентация,раздаточный дидактический материал: бланки ответов конкурсантов, ватман,маркеры, запись с релаксационной музыкой, оценочные бланки для жюри.

Литература для преподавателя:

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - М.: Дидактика Плюс, 2011. - 288 с.

2. Рогов Е.И. «Психология познания», 2001.

3. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют», 1997.

4 .Е.Е.Сапогова «Задачи по общей психологии», 2000.

5. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2015. - 192 с.

Этапы конкурса

Этап конкурса

Содержание

Участники

Время

I этап

Приветствие участников турнира, знакомство с темой, целями.

ведущий,
команды

2минуты

II этап
конкурс 1
"Эмблема"

Представление команд (эмблема, название)

ведущий,
команды

5минут

III этап
конкурс 2
Тест "Знания"

Выполнения теста "Знание"- групповое выполнение. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

15минут

IV этап
конкурс 3
"Тип темперамента"

Выполнение задания в соответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

5минут

V этап
конкурс 4
"Угадай эмоцию"

Выполнение задания в соответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

10минут

VI этап
конкурс 5
"Найди слова"

Выполнение задания в соответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

5 минут

VII этап
конкурс 6
"Художники профессий"

Выполнение задания всоответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

5минут

VIII этап
конкурс 7
"Реклама профессий"

Выполнение задания в соответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды,
зрители

15минут

VIV этап
конкурс 8
"Конкурс капитанов"

Выполнение задания в соответствии с инструкцией. Проверка правильности выполнения.

ведущий,
команды

5минут

X этап
Итоги конкурса

Подведение итогов.
Награждение.
Рефлексия.

ведущий,
команды,
жюри,
зрители

5минуты

Ход конкурса "Психологический турнир"

Ведущая1:

Добрый день! Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на психологическом турнире учащихся 10-х классов по специальности «Психолого-педагогическая подготовка».

Ведущая2:

Известный психолог Эрих Фромм утверждал: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность».
На протяжении всего учебного года на занятиях вы изучали себя, открывали новые грани своей личности, чтобы понять, подходит ли вам профессия психолога, а вы ей. И сегодня у вас есть прекрасная возможность показать, чему вы научились за этот год.
Психологический турнир состоит из 9 этапов или 9 конкурсов.

Ведущая1:

Сегодня в турнире за звание лучшей команды будут бороться 2 команды:
- 1-я команда (представление команды)
- 2-я команда (представление команды)

Ведущая2:

Оценивать работу наших команд предстоит компетентному жюри.

I конкурс - домашнее задание: эмблема и название команды.
Критерии оценки:
1) оригинальность;
2) творческий подход;
3) научность.
На выступлении для защиты эмблемы отводится до 5 минут.

Ведущая1:

1) Слово предоставляется команде...
2) Слово предоставляется команде...

Ведущая2:

Итак, закончился I конкурс, пока жюри подводит итоги, мы переходим ко II конкурсу - тест «Знания».
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать» - писал психолог Уильям Джеймс. В этом конкурсе команды покажут знания по предмету, т.к. психолог должен быть эрудированным человеком. Тест «Знания» состоит из 6 заданий. На этот тест отводится до 15 минут. Каждая команда получает бланк с тестом и отвечает на этом бланке. На вопросы IV задания ответы можно писать на обратной стороне.
Не забудьте подписать бланки (название команды).

Ведущая1:

Следующий - III конкурс «Определи тип темперамента».
Каждой команде даётся текст с юмористическим описанием 2-х темпераментов писателя А.П.Чехова.
Даётся 5 минут, чтобы отгадать, о каких типах темперамента идёт речь.
Вписать ответ в бланк и сдать жюри.

Ведущая2:

Команды могут заработать дополнительный балл, кто из вас первым и правильно объяснит смысл высказывания психолога Вундта
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком».

Ведущая1:

Слово команде ...

Ведущая1:

«Видеть и чувствовать - это быть, размышлять - это жить» - так писал в своё время писатель Вильям Шекспир.
Как точно мы можем понять эмоциональное состояние другого человека. Этим важным качеством должен обладать психолог, да и мы в повседневной жизни должны уметь понимать эмоциональный мир другого человека.
IV конкурс называется «Угадай эмоцию».
Критерии оценки: - точный показ эмоций;
- участники команды называют показываемую эмоцию.
За правильное изображение эмоции - 1 балл.
Представитель от команды подходит к ведущей, берет карточку с эмоцией, дается 1 минута на размышление;
Эмоцию, которая написана на карточке, участник команды показывает, а команда отгадывает. Показывается эмоция без слов, с помощью мимики, позы, жестов.
Сначала 1 команда показывает (4 эмоции); затем следующая команда - 4 эмоции.
А жюри оценивает. За лучший показ можно командам дать по дополнительному баллу.

Итак, выходит участник от команды ...

Ведущая2:

Закончился IV конкурс, и мы переходим к следующему конкурсу «Найди слова». В этом конкурсе команды должны продемонстрировать
своё умение быть внимательными.
Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский сказал, что «внимание - единственная дверь нашей души», т.е. к делу, к людям надо быть внимательными, особенно это профессиональное качество должно быть хорошо развито у психолога.
Итак, командам дается одинаковый буквенный текст и как можно быстрее надо, считывая, текст, найти и подчеркнуть в нем спрятанные слова.
Время - до 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Затем бланки с текстом отдаются жюри.

Ведущая1:

Жюри проверяют правильность выбранных слов, а мы переходим к следующему конкурсу «Художники профессии».
Каждой команде дается бланк с названием профессии будущего.
На столах лежат чистые листы - А3.
Задача каждой команды - нарисовать 5 предметов, которые относятся к этой профессии. Показать лист с нарисованными предметами другой команде. Эта команда в свою очередь должна отгадать по этим предметам данную профессию.
За правильный ответ - 1 балл.
Время для изображения предметов - 5 минут.

Ведущая2:

Пока жюри подводит итоги по 6-ти конкурсам, мы переходим к следующему конкурсу «Реклама профессий». В своё время Э.Эмерсон писал - «то, чему мы учимся в школах и университетах - это не образование. Это способ получить образование», т.е. знания, которые вы получаете надо уметь применять на практике, в жизни. В рекламе командам надо рассказать оригинально, убедительно, в любой форме изложения - рассказ, стихотворение, ода и т.д., о профессии психолога.
На подготовку дается - 7 минут.
На выступление - до 5 минут.

- Слово для выступления командам.

Ведущая1:

Завершающий конкурс - «Конкурс капитанов» - знаем ли мы пословицы?
Психологи - это люди с широким кругозором.
Насколько знающие наши капитаны, мы сейчас проверим. Каждому капитану по очереди будет говориться измененная пословица. Вам надо ее сказать правильно.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Если вы затрудняетесь ответить, то вашему сопернику предоставляется возможность заработать дополнительный балл, а если и он отвечает неправильно - с него балл снимается.

Приглашаю капитанов, а жюри прошу внимательно следить за ответами.
Завершился конкурс капитанов. Спасибо!

Ведущая2:

Вот и позади все испытания! Наши команды с достоинством их выдержали, проявили эрудицию, внимание, смекалку, находчивость.
Пока жюри подводит итоги, прошу участников турнира поделиться своими впечатлениями: что понравилось? что не понравилось?
Предоставляем слово для оглашения результатов конкурса жюри.

Поздравление команды-победителя. (вручение грамоты, призов)

Ведущая1:

Поздравляем всех участников команд за интересную игру! Желаем Вам творческих побед!

Приложение