Урок географии в 8-м классе "Растительный мир России"

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: география, Растительный мир России


Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникативные, развития исследовательских навыков, деятельностного подхода в обучении.

Цели: сформировать представление о растительном мире России.

Формируемые УУД:

  • предметные: объяснять значение понятий: широтная зональность, высотная поясность, вегетационный период, природная зона, заповедник, заказник; называть и показывать факторы, влияющие на растительность, основные природные зоны; называть меры по охране природы; доказывать, что все компоненты природной зоны связаны между собой;
  • метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; проводить исследования и давать описания;
  • личностные: формирование познавательного интереса.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, карта растительности, гербарии, картины тундры, тайги, смешанного леса, степи, пустыни.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На доске: «Растительный мир России разнообразен?»

Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаём природную зону. Растения – важный фактор почвообразования. Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озёр.

Растения дают пищу животным и человеку.

Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.

Состав растительных сообществ определяется соотношением тепла и влаги в течение года.

Что мы можем сказать об основных типах растительности на территории России? (растительный мир страны разнообразен, т.к. большая площадь территории, различные природные условия, различные типы почв; различные природные условия в разных уголках нашей страны, поэтому каждый вид растительности приспособился к определённым условиям существования).

Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, среднегодовое количество осадков, продолжительность тёплого сезона года (вегетационный период).

Распространение растений зависит от:

- климатических условий (тепло и влага);

- рельефа (высотная поясность);

- почв;

- внутренних вод;

- деятельность человека;

3. Групповая работа «Растительный мир России»

Какой тип растительности характерен для каждой природной зоны мы узнаем на нашем уроке.

Работа по теме урока

Заполнение таблицы «Типы растительных сообществ»

Растительное сообщество

Условие формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

Работа в группах

1 группа «Тундра»

Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.

  1. Где в России преобладает тундровая растительность?
  2. Какие условия формирования растительного сообщества тундры?
  3. Какие приспособления имеют растения тундры (листья, корни, однолетние, многолетние)?
  4. Почему растения тундры имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
  5. Почему в тундре преобладают многолетние растения?
  6. Почему у растений разветвлённая корневая система и мелкие листовые пластинки?
  7. Назовите растения тундры.

2 группа «Леса»

Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.

  1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?
  2. Какие условия формирования лесной растительности?
  3. Какие приспособления имеют растения лесов?
  4. Определите общие черты лесов, назовите их виды.
  5. Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены на поверхности?
  6. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?
  7. Почему в суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири растёт в лесах только лиственница?
  8. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов?
  9. Какие породы относятся к светлохвойным?
  10. Назовите растения лесов.

3 группа «Степи»

Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.

  1. Где в России преобладает степная растительность?
  2. Какие условия формирования растительного сообщества степей?
  3. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?
  4. Почему степи зеленеют лишь ранней весной?
  5. Почему в степях не растут деревья?
  6. Назовите растения степей.

4 группа «Пустыни»

Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.

  1. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями.
  2. Какие условия формирования растительности пустынь?
  3. Какие приспособления имеют растения пустынь к условиям скудного увлажнения?
  4. Назовите растения пустынь.
  5. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?

5 группа «Азональные растительные сообщества: луга и болота»

Используя текст учебника, карты атласа, гербарий составьте небольшое сообщение об азональных растительных сообществах: луг и болото.

  1. Условия распространения лугов и болот.
  2. Болото.
  3. Почему на территории Западно-Сибирской низменности самые большие площади болот?
  4. Какие растения растут на болотах?

6 группа «Растительные ресурсы»

Используя текстовый материал, карты атласа подготовьте сообщение на тему «Что даёт человеку мир растений?».

7 группа «Охрана природы Архангельской области»

Используя текстовый материал, карты атласа расскажите о Пинежском заповеднике, Кенозерском национальном парке, заказниках области.

  1. Первичная проверка знаний (выступление групп, заполнение таблицы на доске)
  2. «Охрана природы Архангельской области» (видеоматериал, презентация)
  3. Закрепление изученного материала.

Задание. Определите по описанию типа растительного сообщества, о какой природной зоне идёт речь.

Задание. В чем отличие заповедника от заказника?

4. Рефлексия учебной деятельности

  • Я понял тему урока
  • Как я оцениваю свою деятельность на уроке
  • У меня были проблемы на уроке

5. Домашнее задание

Сообщение о «Редкие и исчезающие растения Архангельской области», составить кроссворд «Растительный мир России».