Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникативные, развития исследовательских навыков, деятельностного подхода в обучении.
Цели: сформировать представление о растительном мире России.
Формируемые УУД:
- предметные: объяснять значение понятий: широтная зональность, высотная поясность, вегетационный период, природная зона, заповедник, заказник; называть и показывать факторы, влияющие на растительность, основные природные зоны; называть меры по охране природы; доказывать, что все компоненты природной зоны связаны между собой;
- метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; проводить исследования и давать описания;
- личностные: формирование познавательного интереса.
Оборудование: презентация, видеоматериалы, карта растительности, гербарии, картины тундры, тайги, смешанного леса, степи, пустыни.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На доске: «Растительный мир России разнообразен?»
Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаём природную зону. Растения – важный фактор почвообразования. Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озёр.
Растения дают пищу животным и человеку.
Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.
Состав растительных сообществ определяется соотношением тепла и влаги в течение года.
Что мы можем сказать об основных типах растительности на территории России? (растительный мир страны разнообразен, т.к. большая площадь территории, различные природные условия, различные типы почв; различные природные условия в разных уголках нашей страны, поэтому каждый вид растительности приспособился к определённым условиям существования).
Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, среднегодовое количество осадков, продолжительность тёплого сезона года (вегетационный период).
Распространение растений зависит от:
- климатических условий (тепло и влага);
- рельефа (высотная поясность);
- почв;
- внутренних вод;
- деятельность человека;
3. Групповая работа «Растительный мир России»
Какой тип растительности характерен для каждой природной зоны мы узнаем на нашем уроке.
Работа по теме урока
Заполнение таблицы «Типы растительных сообществ»
Растительное сообщество | Условие формирования |
Общий вид |
Типичные растения |
Приспособленность к условиям среды |
Работа в группах
1 группа «Тундра»
Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.
- Где в России преобладает тундровая растительность?
- Какие условия формирования растительного сообщества тундры?
- Какие приспособления имеют растения тундры (листья, корни, однолетние, многолетние)?
- Почему растения тундры имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
- Почему в тундре преобладают многолетние растения?
- Почему у растений разветвлённая корневая система и мелкие листовые пластинки?
- Назовите растения тундры.
2 группа «Леса»
Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.
- Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?
- Какие условия формирования лесной растительности?
- Какие приспособления имеют растения лесов?
- Определите общие черты лесов, назовите их виды.
- Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены на поверхности?
- Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?
- Почему в суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири растёт в лесах только лиственница?
- Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов?
- Какие породы относятся к светлохвойным?
- Назовите растения лесов.
3 группа «Степи»
Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.
- Где в России преобладает степная растительность?
- Какие условия формирования растительного сообщества степей?
- Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?
- Почему степи зеленеют лишь ранней весной?
- Почему в степях не растут деревья?
- Назовите растения степей.
4 группа «Пустыни»
Используя текст учебника, карты атласа, гербарий заполните столбцы таблицы и ответьте на вопросы.
- Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями.
- Какие условия формирования растительности пустынь?
- Какие приспособления имеют растения пустынь к условиям скудного увлажнения?
- Назовите растения пустынь.
- Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?
5 группа «Азональные растительные сообщества: луга и болота»
Используя текст учебника, карты атласа, гербарий составьте небольшое сообщение об азональных растительных сообществах: луг и болото.
- Условия распространения лугов и болот.
- Болото.
- Почему на территории Западно-Сибирской низменности самые большие площади болот?
- Какие растения растут на болотах?
6 группа «Растительные ресурсы»
Используя текстовый материал, карты атласа подготовьте сообщение на тему «Что даёт человеку мир растений?».
7 группа «Охрана природы Архангельской области»
Используя текстовый материал, карты атласа расскажите о Пинежском заповеднике, Кенозерском национальном парке, заказниках области.
- Первичная проверка знаний (выступление групп, заполнение таблицы на доске)
- «Охрана природы Архангельской области» (видеоматериал, презентация)
- Закрепление изученного материала.
Задание. Определите по описанию типа растительного сообщества, о какой природной зоне идёт речь.
Задание. В чем отличие заповедника от заказника?
4. Рефлексия учебной деятельности
- Я понял тему урока
- Как я оцениваю свою деятельность на уроке
- У меня были проблемы на уроке
5. Домашнее задание
Сообщение о «Редкие и исчезающие растения Архангельской области», составить кроссворд «Растительный мир России».