Актуальность данного исследования определена необходимостью развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Период дошкольного детства является одним из самых сложных и противоречивых периодов развития личности, поскольку он одновременно является критическим и чувствительным к личностному развитию.
В этот период формируется функциональная система мозга, являющаяся основой познавательной деятельности, а также избирательные функциональные системы для обработки информации и организации деятельности в соответствии с конкретной задачей.
Внимание исследователей останавливается на многих аспектах психического развития дошкольника, в том числе в последнее десятилетие и на вопросах становления эмоционального интеллекта в детском возрасте.
Интерес к проблеме эмоционального интеллекта и особенностей его функционирования и становления в детском возрасте постоянно возрастает. Внимание ученых привлекают как частные характеристики эмоционального интеллекта, так и его системные свойства.
В работах Л.М.Андрюхиной и Ю.А.Альтяповой изучаются возможности развития эмоционального интеллекта детей в условиях дополнительного образования. В материалах О.А.Айгуновой, Н.Б.Полковниковой и Т.Д.Савенковой эмоциональный интеллект представлен как элемент социальной компетентности.
Проявления эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста обусловлены эмоциональными отношениями взрослых (родителей и воспитателей), поэтому плодотворность работы в большей степени определяется сотрудничеством педагогов с семьями воспитанников и осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия.
Цель исследования – представить психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко.
Объект исследования – особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что использование коррекционно-развивающей программы с использованием игры позволит углубить способность дифференцировать и осознавать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования Муниципального Автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. Е.А. Евтушенко».
4. Представить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
Методики исследования:
1. Методика «Дорисовывание: мир вещей–мир людей–мир эмоций» (Дьяченко О.М.).
2. Методика «Три желания» (Шульга Т.И.).
3. Методика «Что – почему – как» (Нгуен М.А.).
Эмпирическая база исследования: МАУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования города Братска.
Характеристика выборки исследования. В исследовании принимало участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная), по 15 детей в каждой. Возраст детей 5-6 лет.
Результаты исследования с использованием проективной методики «Дорисовывание: мир людей-мир эмоций» показали, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах, находится на одном уровне, и составляет по 13%. Средний уровень развития эмоционального интеллекта в контрольной группе выявлен у 27% детей, в экспериментальной - у 20% детей. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта преобладает в обеих группах и составляет - в контрольной группе 60% детей, в экспериментальной группе – у 67% детей.
Результаты исследования по проективной методике «Три желания» показали, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 66% детей контрольной группы и у 67% детей экспериментальной группы. Средний уровень развития выявлен у 13% детей контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень развития эмоционального интеллекта преобладает у 7% детей. Высокий уровень развития выявлен у 20% детей контрольной группы и 27% детей экспериментальной группы.
Результаты исследования по методике «Что-почему-как» выявили, что низкий уровень развития выявлен у 80% детей контрольной группы и 73% детей экспериментальной группы. Средний уровень развития показали 13% детей контрольной группы и 20% детей экспериментальной группы. Высокий уровень выявлен только у 7% детей контрольной и экспериментальной групп соответственно.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в контрольной и экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что говорит о необходимости проведения развивающей работы по развитию эмоционального интеллекта.
По результатам проведения констатирующего эксперимента была составлена программа развития эмоционального интеллекта при помощи игр. Занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. С детьми, которые составили контрольную группу, специальные занятия не проводились, дети занимались по обычной общеобразовательной программе.
Программа была рассчитана на 4 недели, количество занятий 12, по 3 занятия в неделю.
Цель программы – развития эмоционального интеллекта старших дошкольников при помощи игр.
Задачи программы:
- улучшить восприятие ребенком информации, развить его способности к осознанию эмоций − как своих, так и окружающих;
- развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию;
- научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений;
- решить проблемы низкой мотивации ребенка к учебе и познанию, коммуникаций и повышенной конфликтности.
По результатам проведения формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика с целью выявления динамики развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования по методике «Дорисовывание: мир людей-мир эмоций» на контрольном этапе эксперимента показали, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта в экспериментальной группе вырос и составил 73%. В контрольной группе, с которой игровые занятия по развитию эмоционального интеллекта не проводились, высокий уровень составляет всего 33%. Средний уровень развития эмоционального интеллекта в экспериментальной группе выявлен у 27% детей, в контрольной группе у 27% детей. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе составил 27%.
Результаты исследования по методике «Три желания» на контрольном этапе эксперимента низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 47% детей контрольной группы. В экспериментальной группе низкий уровень не выявлен. Средний уровень развития выявлен у 13% детей контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень развития эмоционального интеллекта преобладает у 20% детей. Высокий уровень развития выявлен у 40% детей контрольной группы и 80% детей экспериментальной группы.
Результаты исследования по методике «Что-почему-как» на контрольном этапе эксперимента показали низкий уровень развития у 20% детей контрольной группы. В экспериментальной группе низкий уровень не выявлен. Средний уровень развития показали 60% детей контрольной группы и 27% детей экспериментальной группы. Высокий уровень выявлен у 73% детей экспериментальной группы. В контрольной группе высокий уровень развития эмоционального интеллекта составляет 20%.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень развития эмоционального интеллекта повысился благодаря проведению развивающей программы с использованием игр.