Введение
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально ребёнок, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности воспитанника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.
Поэтому главная задача нашей школы – подготовить воспитанника к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.
Для этого необходимо сформировать у воспитанников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
Стратегия развития воспитания в РФ – 2015-2025 гг. определяет комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России, где трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению отводится важное место.«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» В.В.Путин.
В Центре профориентации системной, целенаправленной работой по профориентации охвачены все возрастные категории детей по непрерывной профессиональной ориентации. Это позволяет создать условия для успешного профессионального самоопределения ребят в соответствии с их личностными особенностями и с учётом потребностей экономики, формирования профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
II. Актуальность
Вопрос профессиональной ориентации и активизации социально-профессионального самоопределения подростков и молодежи в настоящее время чрезвычайно актуален.
Профессиональная ориентация — это компонент общечеловеческой культуры, в которой проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о развитии природных дарований, о проведении комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профориентация в современных социально-экономических условиях является частью образовательного процесса, способствующего формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что школьник должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества.
Однако, в настоящее время обучающиеся часто слабо ориентируются в социальной жизни, испытывают затруднения при выборе профессии, понимании своих социальных возможностей. Мотивом выбора специальности становится чужое желание, возможности и амбиции родителей, выбор по принципу «за компанию» или сложившаяся в конкретной социально-политической обстановке престижность какой-либо профессии, вовсе не гарантирующая последующего трудоустройства и успешности личности.
Глава 1. Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Наши воспитанники испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.
Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:
Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
- Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
- Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
- Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональному самоопределению.
Очевидно, что в решении этой проблемы, существенную роль, может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению воспитанников школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной профессиональной адаптации
Глава 2. Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования
Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и все возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Более подробно рассмотрим профориентационные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования включают профориентационные показатели:
- формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений;
- формирование представлений подростков о мире профессий, рынке труда.
Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.
Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования включает профориентационные задачи:
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;
- развитие у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;
- создание условий для профориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда;
- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии и др.
Исходя из вышесказанного, основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.
Однако, формирование личности современной молодежи осуществляется под влиянием различных социальных факторов. Усложнение трудовых и социальных отношений вызывает необходимость удлинения общественно необходимого срока подготовки молодежи к жизни, в частности, периода общего и профессионального обучения. Усложнились и сами критерии социальной зрелости: начало самостоятельной трудовой деятельности, приобретение профессии, создание семьи и рождение ребенка, дающие в своей совокупности чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус наступают не одновременно.
Особо стоит отметить, что и сам рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д. В этой ситуации выпускники учреждений профессионального образования оказываются в сложном положении: получив профессиональную подготовку, обладая знаниями, но, как правило, ограниченными навыками работы по полученным специальностям, они, не имея государственной поддержки, при заполнении вакансий не выдерживают конкуренции с такими же молодыми, но уже имеющими опыт работы безработными специалистами. Препятствует также трудоустройству отсутствие знаний и навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности.
Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентной способности, полученной ими профессии. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не соответствует современным требованиям работодателей к соискателям на рабочие места. Это приводит к тому, что часть молодых специалистов после окончания учебных заведений не востребованы на рынке труда и вынуждены получать дополнительное профессиональное образование.
В этой связи профориентация должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая более высокую занятость выпускников, обеспечивая экономику необходимыми кадровыми ресурсами.
Особое значение в профориентации подрастающего поколения приобретает разработка и применение социально-педагогического подхода, который позволяет интегрировать потребности субъектов образовательного процесса, интересы государства и общества, запросы рынка труда, а также создает в общеобразовательном учреждении социально-педагогическую среду, направленную на формирование социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Процесс реализации социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении предполагает учет различных факторов (потребностей и возможностей общества; уровня и возможностей педагогической науки и практики; уровня способностей, интересов, ценностей подростков).
В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.
Использование социально-педагогического подхода в практике школьной профориентации способствует:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций).
Особенности профориентационной работы конца 1990-х – начала 2000-х годов (использование словесных форм профориентирования, отсутствие предпрофессиональных и социально-ориентированных практик, направленность профильного обучения на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ, а не профилизацию выбора будущей профессии) были обусловлены особенностями образовательного процесса. Направленный на формирование учебной деятельности, подчиняющейся требованиям, нормам и правилам, он способствовал выработке у обучающегося алгоритмов решения задач и ситуаций, превращаемых в дальнейшем в штампы, шаблоны и стереотипы. В этой ситуации выбор профессии осуществлялся чаще под влиянием внешних обстоятельств (родителей, друзей, СМИ), а не положительной внутренней мотивации, основанной на оценке своих способностей, склонностей и интересов в соответствие с результатами деятельности в той или иной предметной области и требованиями будущей профессиональной деятельности.
Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение. Таким образом решаются одни из основных задач профессиональной ориентации: в процессе обучения школьник, развивая свои способности, склонности и интересы, получает возможность самореализоваться в определенных областях деятельности, а, следовательно, строить жизненные планы и профессиональные перспективы. Разобраться же, в какой именно сфере профессиональной деятельности он может занять подобающее ему место, дает возможность система профессиональной ориентации.
Глава 3. Совместная деятельность педагогов и психологов в построении профориентационной работы в школе
Профориентация обучающихся предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы заключается в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на решение общей задачи – формирование полноценных граждан своей страны. Субъектами профориентационной помощи являются следующие социальные институты: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома детского творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и т.д. Координатором этой работы должна быть школа, а главным инициатором организаци профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги. На уровне самой школы в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми: администрация, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги, сами учащиеся и их родители.
Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. И это могут быть заинтересованные родители подростков, которые возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, поскольку они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии. Важно, чтобы взаимодействие всех участников профориентационного процесса не получилось формальным.
Глава 4. Методы и приемы, используемые в профориентационной работе
Для этого профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Настоящая профориентация должна включать в себя курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и микро группами (в 2-4 человека) по обсуждению конкретных проблем профессионального самоопределения; индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Методы работы должны чередоваться и взаимно дополнять друг друга. В психолого-педагогической практике уже накоплен богатый опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Эти уровни задач соответствуют трем уровням воспитательных результатов, выделенных Григорьевым Д.В. Опираясь на его классификацию, представим их с точки зрения профориентации.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у младшего подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
- на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Переход от одного уровня результатов профориентации к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней результатов обеспечивает появление значимых эффектов личностного и профессионального развития обучающихся – трудолюбие, сознательное, творческое отношение к образованию, труду и жизни, готовность к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
Для достижения планируемых результатов профориентационная деятельность на второй ступени общего образования должна осуществляться по следующим направлениям:
- профинформирование (знакомство школьников с видами труда, миром профессий, профессиональной деятельностью);
- диагностика (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важно выявить его личностные особенности и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
- коррекция личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
- морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, в сознание которых важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (настоящий оптимизм – это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
Часто говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путем через собственные ошибки. Но ведь родителям хочется уберечь своих детей от некоторых серьезных ошибок в жизни. По подсчетам ученых около 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, а иногда даже психические расстройства. Поэтому на классный час были приглашены родители моих учеников.
Лозунг «неважно кто ты, главное - какой ты» уже морально устарел. Достойным и порядочным человеком надо быть всегда, при любых обстоятельствах. В то же время быть профессионально успешным для многих людей просто необходимо. Человек должен состояться как личность, ему необходимо быть нужным окружающим, жить в ладу с самим собой, суметь помочь стать счастливыми своим близким (а себе в первую очередь – только счастливый человек может сделать счастливым другого).
А ведь быть успешным совсем непросто. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужны власть над всем миром. Кому-то нужны очень большие деньги, а кому-то достаточно иметь любимую работу, даже если она приносит небольшие деньги. А как вообще зарабатываются эти самые деньги, которых никогда не бывает много, но без которых плохо жить?
Молодые люди, даже выпускники, редко задумываются о том, какая работа будет у них в будущем, какими будут условия работы, заработная плата, распорядок работы и многие другие аспекты профессиональной деятельности.
Глава 5. Пактическая часть
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь ученику достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для этого побуждать учащихся участвовать в разнообразных формах учебной, внеклассной, общественно-полезной работы, активно пробовать свои силы.
Могут применяться следующие формы работы:
Игры, подготовка мини-сообщений, проведение вечеров под названием «Защита профессии», проведение конкурсов, викторин, опросников, помощь в приобретении первого опыта трудоустройства, обучение составлению и оформлению резюме, проведение экскурсий и встреч с представителями той или иной профессии.
Большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях открываются во время проведения игры.
Предлагается также практика проведения вечеров «Защита профессии», «Представляем профессию», когда каждый выступающий убедительно доказывает достоинства выбранной им профессии. Проведение конкурсов, викторин: «Кто больше знает о профессии?». Ведь конкурсы относятся к числу активных форм профориентации.
Предлагается проведение индивидуальной работы с родителями учеников, чтобы соотнести способности ребят с учетом их состояния здоровья. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания. Принимая решение о выборе профессии, необходимо проконсультироваться с врачом и взвесить свои возможности. Не каждый может стать космонавтом. Еще одна типичная ошибка при выборе профессии - это выбор профессии под давлением родителей. Поэтому родителям необходимо разъяснять, чтобы не забывали о потребностях, интересах, способностях своих детей. И об этом важно говорить с родителями на профориентационных родительских собраниях, а также при личных встречах.
Важную роль в профвоспитании играют посещение ребятами художественно-эстетических предметов Дополнительного образования. Практически заняты 100% учеников класса. Они занимаются, замечательно танцуют и блестяще выступают на школьных мероприятиях благодаря занятиям в хореографическом кружке, посвящают себя урокам информатики, серьезно занимаются спортом.
Опыт показывает, что благодаря этим занятиям, разнообразным формам по профориентационной работе некоторые ребята уже в 8 классе определяются с выбором профессии, а к концу девятого класса самоопределятся практически все.
Летняя подработка (или во время каникул) помогает ученикам убедиться в собственных возможностях и вовремя осознать свои слабости.
Очень эффективна такая форма работы ознакомления с профессией, как экскурсия, например, на различные предприятия.
Именно поэтому я решила провести со своим классом ряд профессионально – ориентированных экскурсий, с целью:
- дать ученикам прочувствовать ответственность выбора (примерить взрослую жизнь на себя);
- помочь ученикам задуматься о своем будущем;
- повысить самооценку ребят.
Так класс побывал на трех заводах группы компаний «ИНВЕНТ»:
5. Заключение.
Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа с учащимися, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация в 9 классе имеет смысл и как процесс ознакомления учащихся с профессиями, и как возможность сделать окончательный выбор профессии подростку и определить, где учиться. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. При этом нельзя забывать, что все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться много. Задача же классного руководителя в работе по профориентации помочь учащимся понять, какие качества потребуются для той или иной профессии, какие качества у ребенка уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список, использованной литературы
- Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. — Санкт-Петербург: издательство «Каро». 2005.
- Бобровская Л.Н., Протихина О.Ю. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». 8-9кл. Издательство «Глобус». 2007
- Владимирова О.В. Методические основы организации профильного обучения. Журнал №7 2016г.
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2006.
- Жабрина М.Ж. «Результаты образовательной презентации и новые подходы». Творческая педагогика №4, 2003.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
- Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г.
- Моя фирма. 8-9кл. Предпрофильная подготовка учащихся. Издательство «Вита-Пресс». 2009 год.
- Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
- Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): - М.: ВАКО, 2006.
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1990
- «Тестирование детей». В.Богомолов. Издательство «Феникс», 2005.