У детей с ТНР наблюдается недостатки произношения, фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, недостаточное развитие словаря, аграмматизмы в речи. Системное недоразвитие всех сторон устной речи проявляется в трудности обучения чтению и письму.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет 5 лет (1 дополнительный класс, 1–4 класс).
Весь первый год изучаются буквы и звуки. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Обучение грамоте состоит из трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Большое значение придается добукварному (подготовительному) периоду, который длится два месяца (I четверть).
Содержание добукварного (подготовительного) периода направлено на:
- создание мотивации к учебной деятельности
- развитие интереса к самому процессу чтения
- приобщение к учебной деятельности, требованиям школы
У первоклассников формируются:
- первоначальные представления о предложении,
- развивается фонематический слух и обучаются определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры
- звуковой анализ слов с использованием схем-моделей
- умение делить слова на слоги
- умение находить в слове ударный слог
- формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках)
- на уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать элементы букв (проводится анализ, проговаривание элементов букв).
Обучение письму начинается с первых дней, дети приступают к изучению основных элементов письма, применяемых в работе с прописью. Кроме работы в прописи написание элементов и отработка навыков их написания проводится в тетрадях в частую косую линейку.
Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и легким, использую игровую форму обучения.
- Игра «Определи место звука в слове»
- Игра «Загадки отгадки»
- Игра «Кто больше назовет слово на букву…»
Содержание букварного периода:
- изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений
- последующих гласных звуков и букв, их обозначающих
- знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука
- знакомство с буквами, не обозначающими звуков
На данном этапе происходит непосредственное обучение чтению, усвоению его механизма. Осваивается письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Для избежания трудностей в запоминании сложных зрительных конструкций, их элементов и направления используются карточки на каждую букву с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. Ребёнок должен видеть из каких элементов состоит буква, правильно называть и узнавать их в структуре других букв. Анализ букв необходимо сочетать с его практическим конструированием с помощью дидактического материала: шаблонов элементов букв, можно вылепить букву из пластилина. Буква должна быть объёмной. Важную роль в усвоении алгоритмов начертания букв и их соединений играет показ учителем образца начертания буквы в сочетании со словесной инструкцией.
Сигналы с разноцветными квадратами (красным, синими, зелеными) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. На уроках используются различные игры:
- Игра «Расшифруйте слова». Измените порядок букв и узнайте слово: АРАМ, АЖАБ,…
- Напишите слова в алфавитном порядке. Например: хоупл – лопух.
- Игра «Читай наоборот»
- Игра «Исключите из слова один звук, чтоб образовалось новое слово» Например: крот- рот,..
- Игра «Замени один звук, чтоб образовалось новое слово» Например: точка – дочка,…
- Игра «Составьте букет». Выберите названия цветов, в которых есть мягкие согласные: роза, люпин, астра, василек,..
- Игра «Прохлопай столько раз, сколько гласных в слове»,
- Игра «Сосчитайте количество слогов и поднимите соответствующую карточку с цифрой»
Послебукварный (заключительный) этап.
- осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя
- развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов
- знакомство с речевым этикетом на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения
Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты.
На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в чтении по ролям.
Когда идёт знакомство с новой темой, нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы.
Наибольший успех по обучению грамоте обучающихся с ТНР достигается посредством систематического использования приобретенных знаний на разнообразном материале, что позволяет закрепить правильное произношение звуков, обучить первоклассника плавному слоговому чтению и чтению целыми словами, подвести их к осмысленному чтению.