Инновационные подходы на начальном этапе обучения школьников, основам лыжной подготовки, проживающих в районах крайнего севера

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: основа лыжной подготовки


Экстремальные климатические факторы северных территорий - низкая температура, напряженность геомагнитного поля, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, полярная ночь и полярный день - все эти факторы приводят к крайне неблагоприятным последствиям для здоровья северян. Эффект внешних факторов реализуется в виде сокращений резервных потенций организма, более раним истощением жизненно важных функций и, как следствие, более высоким уровнем заболеваемости, ухудшением качества здоровья.

Здоровье северян в значительной степени зависит от природных условий. Длительный и напряженный процесс адаптации человека к условиям Севера приводит к глубокой перестройке всех регуляторных физиологических и обменных процессов, что сопровождается возникновением «синдрома полярного напряжения».

Презентация

Синдром полярного напряжения

Состояние организма человека, вызванное действием экологических факторов Заполярья, получило название «синдром полярного напряжения» или просто «полярный синдром».

«Полярный синдром» - это не болезнь, а реакция организма на действие комплекса факторов высоких широт. Вместе с тем «синдром полярного напряжения» - это повышенная уязвимость организма, «расчищенный» путь к болезни. «Синдром полярного напряжения» обозначает комплекс патологических реакций, проявляющийся некоторым нарушением высшей нервной деятельности, функций дыхания, кровообращения, механизмов терморегуляции, настроения.

В структуре заболеваемости старшеклассников Крайнего Севера до 80% учеников имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 58,7% - отклонения в деятельности сердечнососудистой и нервной систем (в том числе ярко выраженные - 24,6%). Рост числа функциональных заболеваний среди обучающихся свидетельствует о снижении регуляторных функций организма, недостаточности адаптационных резервов для противодействия климатогеографическим особенностям Крайнего Севера.

За годы учебы в школе количество обучающихся, имеющих хронические заболевания, в среднем увеличивается на 6% в год. Для детей Крайнего Севера данная негативная динамика выше в 2-3 раза.

Лыжная подготовка как способ укрепления здоровья

Для жителей Севера лыжи - замечательная возможность активного отдыха на открытом воздухе. В мартовских лучах заполярного солнца доля ультрафиолетового спектра такая же, как и на широте Сочи.

Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование коммуникативных, личностных и учебно-познавательных компетенций навыков  и способах передвижения,  развитие выносливости, воспитание настойчивости и упорства, закаливание организма.

Основы начального этапа обучения

В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Эти этапы соответствуют федеральным образовательным стандартам по педагогическим задачам и методике обучения. Принято выделять следующие этапы обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование.

Начальное разучивание: имеет целью обучение занимающихся основам техники выполнения основной стойки, ступающего шага, скользящего шага. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • создать у школьников целостное представление о способе передвижения;
  • освоить отдельные детали техники, необходимые для овладения способов передвижения; научить выполнять технике передвижения с полной координацией; предупредить появление лишних движений и ненужное мышечное напряжение.

Обычно после нескольких попыток ученикам удается под контролем сознания овладеть общей схемой движения в цикле хода. В дальнейшем внимание обращается на формирование ритма хода и устранение лишних движений и грубых ошибок.

Основная цель углубленного разучивания - довести первоначальное («грубое») владение техникой способов передвижения на лыжах до относительного совершенства. В процессе достижения этой цели решаются следующие частные задачи:

  • освоить и уточнить отдельные детали техники изучаемого способа передвижения на лыжах;
  • овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижения в целом;
  • подготовить лыжника к применению способа передвижения в различных условиях.

На этом этапе обучения очень важно добиться четкого понимания структуры изучаемого способа передвижения.

При углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учителя, а с другой - самоконтроль учащихся за техникой исполнения изучаемого способа передвижения.

Закрепление и дальнейшее совершенствование должны обеспечить совершенное владение техникой изучаемого способа передвижения на лыжах в разнообразных условиях его применения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • закрепить сформированный навык в способе передвижения на лыжах;
  • расширить диапазон вариативности техники для эффективного использования изученного способа в самых разнообразных условиях;
  • завершить индивидуализацию техники в соответствии с особенностями и уровнем физической подготовленности;
  • добиться совершенного владения техникой на высоких скоростях при максимальных напряжениях;
  • обеспечить совершенствование техники передвижения на лыжах с учетом дальнейшего повышения уровня развития физических качеств.

Общую продолжительность этого этапа установить невозможно, так как совершенствование техники способов передвижения на лыжах продолжается в течение всех лет активных занятий лыжным спортом.

Планируемые результаты:

  • Личностные - проявление внимательности, выносливости, трудолюбия, упорства.
  • Предметные - знание и соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации лыж и лыжных палок, правила обгона; знание и правильное выполнение команд, умение надевать лыжи, знание техники ступающего и скользящего шагов и правильное выполнение данных способов ходьбы на лыжах.
  • Познавательные: общеучебные – бережное отношение с инвентарем. Соблюдение техники безопасности при обращении с лыжными палками.

Регулятивные критерии: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Лыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Он является важным средством поддержания и улучшения здоровья. Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма. Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха. Кроме того, лыжные гонки развивают упорство и выносливость.

Задачей учителей физической культуры максимально интегрировать потенциал природы крайнего севера и возможностей каждого ребенка.

Массовое привлечение к занятиям на лыжах не только в рамках школьной программы, но и с помощью секций и внеурочной деятельности.