Главная наша задача: воспитание свободной личности, самоопределяющейся, самостоятельно адаптирующейся в обществе.
Сейчас школа пытается решить эту задачу несколько иначе: развивая, обучать и воспитывать учащихся, учитывая индивидуальное развитие детей.
Суть моей концепции работы - глубокая всесторонняя дифференциация организации учебно-воспитательного процесса на основе индивидуализации обучения математике - преследует одну цель – найти пути для преодоления школьного кризиса. Один из них связан с уровневой дифференциацией требований. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие достигают более высоких рубежей. На этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике и получают распространения индивидуальные и групповые занятия. Наличие учащихся, требующих коррекционно-развивающего обучения, требует планирования содержания различных программ обучения, а не освоение некого единого «идеального» набора знаний.
Можно сформулировать следующие средства для достижения определенных результатов обучения: открытость и обоснованность требований; уровневый подход к оценке результатов учебного труда; активное включение учащихся в самоанализ и самооценку своей деятельности; самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала; возможность интегрирования знаний, связывая темы своего курса с другими учебными дисциплинами.
Свою работу по дифференцированному обучению я начинаю с первых уроков в сентябре. После уроков повторения провожу срезовую контрольную работу по материалам предыдущих классов. Анализ контрольной работы на повторение, позволяющий выявить пробелы в знаниях учащихся. Добиться положительных результатов в ликвидации выявленных пробелов в знаниях можно только в том случае, если хорошо знать индивидуальные способности учащихся.
Необходимо выявить типичные трудности, которые испытывает ученик в процессе занятий, при изучении нового материала, при его закреплении и обобщении, уточнить какие виды работ наиболее часто вызывают затруднения, как влияют особенности поведения школьника на успешность обучения и т.д.
Хорошо оборудованный математический кабинет является основным «помощником» преподавателя в борьбе за высокую успеваемость.
Работа по созданию тематических папок и альбомов – одна из форм организации учебного процесса, которая позволяет решить и вопрос дифференцирования обучения.
В последнее время, с появлением компьютерных технологий появилась возможность сделать свою работу более эффективной.
Постепенно я поняла, что слова: «Урок – основная форма учебно- воспитательного процесса…» – несут в себе глубокий смысл. Подготовка к урокам в последние годы у меня занимает гораздо больше времени, чем в начале учительской карьеры. Ученикам должно быть интересно, но этот интерес должен достигаться не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности, интересным должно быть математическое со- держание урока и результаты собственной деятельности.
Каждый урок в моем представлении – маленький спектакль со своим вступлением, кульминацией и развязкой. Современный урок в рамках дифференцированного обучения включает в себя следующие этапы: психологические упражнения на развитие внимания и памяти учащихся; различные способы ознакомления с новым материалом; закрепление изученного материала (самостоятельная работа по образцу, комментированное решение, работа с учебником, практическая работа, заслушивание докладов и рефератов, групповые и индивидуальные самостоятельные работы); использование системы домашних заданий по выбору.
Наиболее успешными на уроках математике в классах с разноуровневой подготовкой являются такие методические приемы: решение задач по образцу; отыскание различных способов решения задачи; составление опорных схем и применение наглядных средств обучения; прием подсказывающих ответов; подбор тематики задач в занимательной форме; использование соревнования.
Реальная польза от применения деталей дифференцированного обучения: улучшается четкость в организации работы класса; осознание учеником своих ближайших целей и задач; реальная самооценка ученика; возможность постоянного контроля знаний, умений и навыков; предупреждение отставания слабого ученика.
В заключение хотелось бы сказать, что интерес к личностной модели не требует «революций» и коренной ломки урока. Учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел. Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позиции ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе.