Современные образовательные технологии в обучении младших школьников с ограниченными возможностями

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


В силу неблагополучия здоровья или других причин дети с нарушениями интеллекта получают образование вне школы, на дому.

Существуют два варианта домашнего обучения для детей с ограниченными возможностями: по вспомогательной или по общей программе. У нас в школе такие дети занимаются по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Продолжительность урока 30 минут, в день у ребенка не больше 3 предметов. Общая нагрузка для учеников 1-4 классов - 8 уроков в неделю.

В домашнем обучении наблюдаются как достоинства, так и недостатки. Перечислю некоторые из них.

Достоинства домашнего обучения:

- Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу быстрее.

- Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания.

- Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).

- Родители могут корректировать недостатки школьной программы.

Недостатки домашнего обучения:

- Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.

- Нет опыта выступления на публике и отстаивания своего мнения перед сверстниками.

- У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.

Для успешного обучения детей с ограниченными возможностями я применяю такие современные технологии, как:

Технология индивидуализации обучения:

Главным достоинством является то, что:

- позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;

- следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач;

- следить за его продвижением от незнания к знанию;

- вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя;

Проблемно-диалогическая технология.

В основном эту технологию я применяю на уроках по введению новых знаний, когда ребенок сам видит проблему и старается ее решить.

Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу ребенка на уроке, способствует использованию знаний в новой ситуации. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

И, конечно же, в работе с детьми с ограниченными возможностями я ежедневно на каждом уроке применяю здоровьесберегающую технологию, которая как бы проникает во все современные образовательные технологии. Как сказал древнегреческий философ Сократ: «Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто». Используя в своей работе здоровьесберегающую технологию, я ставлю цель: создать условия для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей.

Главным условием реализации оздоровительной работы является правильная организация учебной деятельности, т.е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Большое значение для здоровья детей имеет общий позитивный фон урока, приятие ребенка, создание условий для успешности учебной деятельности. Отдых – это смена видов деятельности, поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы, чередую различные виды занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления. Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением, не требую от ребенка сохранение неподвижной позы в течение всего урока. Некоторые виды работ проводим стоя, сидя на ковре.

На уроках систематически провожу по две физкультминутки, которые положительно влияют на умственную работоспособность ребенка, улучшают психоэмоциональное состояние. После физкультминутки ребенок становится более активным, внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Стараюсь подбирать такие упражнения для физкультминуток, которые органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении четных и нечетных чисел для выяснения усвоения нового материала предлагаю во время физкультминутки сделать наклоны вправо, если число четное и влево, если нечетное.

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладает письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание и говорение – дыхательную гимнастику. Иногда в проведении физкультминуток использую компьютерную технологию.

В работе с детьми с ограниченными возможностями ежедневно провожу упражнения на развитие мелкой моторики: массаж пальцев, штриховка, раскрашивание, сортировка семян. Для проведения пальчиковой гимнастики использую стихи, потешки, игры.

Важно научить ребенка заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки. Например:

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз. Рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим, вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)

Большое внимание уделяю формированию правильного дыхания учеников, поэтому в учебный процесс включаю элементы дыхательной гимнастики. Например:

«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку. (2р.)

«Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха – а», будто согревая руки. (2р.)

«Нюхаем цветы». 3 коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот. (4р.)

Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот.(2р.)

В физкультминутку обязательно включаю упражнения для глаз, т.к. они служат не только профилактикой нарушения зрения, но  благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Приведу пример некоторых упражнений:

- Вертикальные движения глаз вверх – вниз;

- Горизонтальное вправо – влево;

- Вращение глазами по часовой стрелке и против;

- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги;

- Глазами «нарисовать» данную фигуру несколько раз в одном, а затем в другом направлении;

Для того, чтобы повысить защитные свойства организма, использую массаж биологически активных точек. Под действием такого массажа организм сам вырабатывает «лекарства», и закаленность детей значительно возрастает. Элементы такого массажа можно включать в урок в виде физминутки.

Также провожу упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса.

Познакомила и обучила родителей учеников выполнению пальчиковой гимнастики, упражнениям для осанки, гимнастикой для глаз, формулам самовнушения.

На разных этапах урока применяю аффирмации, т.е. утверждения. Например, вывешиваю написанные крупными буквами предложения, ребенок читает или повторяет за мной.

Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!

В заключение своего выступления я хочу предложить вам следующую аффирмацию. Пусть эти утверждения послужат вам девизом.

Меня любят, и я нужна!
Я всегда здорова!
Я заслуживаю самого лучшего!
Я прощаю всех, кто обидел меня!
Я прощаю самого себя!
У меня все хорошо!
Я с любовью оглядываюсь на свое прошлое, гляжу в настоящее и будущее!
Во всех и во всем вижу только хорошее!
Я строю жизнь, на которую мне приятно смотреть!

Список литературы

1. Ахмерова С.Г., Ижбулатова Э.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях. - Уфа, 2011.

2.  Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директор школы. 1999, № 4.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М: Издательский центр «Академия», 2009.

4. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе», Ростов-на-Дону, 2006.

5. Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / О.А.Степанова, М.Э.Вайнер, Н.Я.Чутко; Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.

6. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л.А.Фролова // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 94 – 96