Цели:
- познакомить учащихся с соляной кислотой и её солями;
- систематизировать знания учащихся о химических свойствах кислот;
- познакомить с химическими и физическими свойствами соляной кислоты;
- познакомить с качественной реакцией на хлорид-ион;
- познакомить со способами получения и областями применения соляной кислоты и её солей.
- формировать умение доказывать химические свойства соляной кислоты, правильно записывать свойства с помощью уравнений химических реакций;
- совершенствовать практические трудовые навыки и умения по технике и методике химического эксперимента;
- закрепить знания по технике безопасности при работе с реактивами;
- развивать логическое мышление, умение проводить анализ, сравнение, обобщение;
- развивать творческую активность и самостоятельность учащихся;
- формировать интерес к науке, материалистическое мировоззрение.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы урока, планирование работы
Учитель: Сегодня мы изучим одно из важнейших соединений галогенов. Вспомните, какую кислоту мы используем для получения водорода в лаборатории?
Соединением, какого галогена является соляная кислота?
Теперь сформулируйте тему урока. Какое соединение будете изучать?
Исходя из темы урока, составим план работы.
ПЛАН
1.Историческая справка о веществе (доклад ученика).
2.Способы получения (объяснение учителя, демонстрационный опыт).
3.Физичесие свойства.
4.Химические свойства (практическая работа учащихся в группах).
5.Применение соляной кислоты и её солей (доклад ученика).
6.Биологическая роль соляной кислоты (доклад ученика).
7.Рубрика «Полезные советы».
3. Изучение нового нового материала
3.1.Фронтальая работа учащихся
Задание: Заполнить пропуски:
- Формула…
- Название…
- Валентность КО…
- Название соли…
3.2.Историческая справка
Учитель: Откуда, где и когда появилась соляная кислота, кто является её первооткрывателем, истории не известно. Ни древние египтяне, ни греки, ни римляне не открыли соляной кислоты. Ежедневно «пользуясь» этой кислотой, люди жили в неведении об этом имеющем первостепенное значение и в науке и в практике веществе вплоть до 17 века.
Доклад №1 ученика (из кн. Л.Ю.Аликберовой «Занимательная химия» с.241-243).
3.3. Способы получения
Учитель:Начиная со второй половины 17в. в 1658г. немецкий аптекарь-алхимик Иоганн Рудольф Глаубер разработал способ получения соляной кислоты-нагреванием смеси хлорида натрия(поваренной соли) и концентрированной серной кислоты. Реакция стала называться реакцией Глаубера; а получившаяся соль серной кислоты (сульфат натрия) - «глауберова соль».
В России метод Глаубера для получения соляной кислоты нашёл применение только с 1790г., но зато использовался почти до середины 20в.
Реакция Глаубера является и лабораторным способом получения соляной кислоты. Сейчас, основной метод производства HCI в нашей стране – это прямой синтез из хлора и водорода. Хлор и водород получают обычно на одном заводе, в одном цехе и в одном процессе – при электролизе раствора поваренной соли. Смесь хлора и водорода спокойно горит в специальном реакторе. Газообразный хлороводород поглощают водой. (См. учебник Л.В.Гузей с.214 рис.12, 16)
H2 + Cl2 —> 2HCl
И в лабораторном и в промышленном способах реакции протекают в присутствии воды, т.к. в результате данных реакций образуется газообразный хлороводород, а раствор его в воде, ничто иное как соляная кислота.
Демонстрация лабораторного способа получения соляной кислоты.
2 NaCl + H2SO4 —> Na2SO4 + 2HCl
Условия проведения эксперимента.
1) Серную кислоту нужно приливать осторожно, чтобы она лишь смочила вещество, но не выступала над его поверхностью. Сразу закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
2) Нагревать смесь нужно слабо, т.к.сильное нагревание может привести к выбросу хлороводорода и к растрескиванию пробирки.
3) Конец газоотводной трубки не должен касаться поверхности воды, т.к. это может привести к засасыванию воды.
4) Реакция должна проводиться в присутствии индикатора.
3.4.Физические свойства
Учитель: Водный раствор хлороводорода – соляная кислота. Концентрированная HCl содержит примерно 35–38% хлороводорода.
HCl – безцветная жидкость,концентрированная – дымится на воздухе.
3.5.Химические свойства
Вопросы перед работой в группах:
1) Какие общие химические свойства кислот вы знаете?
2) С какими веществами будет реагировать соляная кислота?
Доклад №2 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.154)
Работа в группах.
1 группа. Действие соляной кислоты на индикаторы.
2 группа. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
3 группа. Взаимодействие соляной кислоты с оксидами металлов.
4 группа. Взаимодействие соляной кислоты с основаниями.
(Работа в группах проводится по инструкциям)
Качественная реакция на хлорид-ион.
Учитель: Есть ещё одно химическое свойство общее для кислот, которое поможет нам провести качественную реакцию на соляную кислоту и её соли.
Что это за свойство,как вы думаете?
(Взаимодействие с солями, где сильная кислота вытесняет слабую из её солей).
Демонстрационные опыты.
1) Даны 4 пробирки с растворами кислот: соляной, уксусной, азотной, серной. Во все пробирки добавляется нитрат серебра или ацетат свинца(или нитрат свинца).
Вопрос: В какой пробирке с какой кислотой произошла химическая реакция?
По какому признаку определили? (В результате образовался белый творожный осадок).
А можно ли нитратом серебра обнаружить соли соляной кислоты?
2) Даны 4 пробирки растворов солей: хлорид натрия, сульфат натрия, сульфат меди. Во все пробирки добавить нитрат серебра.
Вопрос: В какой пробирке произошла реакция? Что образовалось?
Запись уравнений реакций:
HCl + AgNO3 —> AgCl + HNO3
NaCl +AgNO3 —> AgCl +NaNO3
Дополнение: HCl – сильная кислота. Смесь концентрированной азотной и соляной кислот в соотношении 1V:3V назвали «царской водкой»,т.к.она растворяет такой металл как золото,который является так называемым «царём всех металлов».
3.6. Применение соляной кислоты и её солей
Учитель: В 18в. в России соляная кислота вовсе не ценилась, поэтому на заводах по производству глауберовой соли хлороводород выпускали с дымом на воздух. А это вредило атмосфере, растительности.
Теперь никому не придёт в голову выпускать хлороводород в воздух, и не только оттого, что это вредно для окружающей среды, но и потому, что хлороводород и соляная кислота – чрезвычайно нужные химические продукты.
Доклад №3 ученика о применении соляной кислоты.
Доклад №4 ученика о применении солей соляной.
3.7.Биологическая роль хлора и соляной кислоты
Учитель: Соляная кислота играет большую роль в жизнедеятельности организмов. Начнём с того, что HCl – вещество, присутствующее (хотя и в небольших количествах) в человеческом организме.
Доклад №5 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.153,207).
3.8.Полезные советы
Учитель: Какая соль соляной кислоты самая распространённая?
Послушайте, какие чудеса может совершить обычная поваренная соль!
Доклад №6 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.208-209).
4. Итог урока
Учитель:
- С каким веществом познакомились?
- Что интересного узнали?
- Какая реакция является качественной реакцией на соляную кислоту и её соли?