Разработка урока по химии "Соляная кислота: её свойства, получение, применение". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: неорганическая химия, Соляная кислота


Цели:

  • познакомить учащихся с соляной кислотой и её солями;
  • систематизировать знания учащихся о химических свойствах кислот;
  • познакомить с химическими и физическими свойствами соляной кислоты;
  • познакомить с качественной реакцией на хлорид-ион;
  • познакомить со способами получения и областями применения соляной кислоты и её солей.
  • формировать умение доказывать химические свойства соляной кислоты, правильно записывать свойства с помощью уравнений химических реакций;
  • совершенствовать практические трудовые навыки и умения по технике и методике химического эксперимента;
  • закрепить знания по технике безопасности при работе с реактивами;
  • развивать логическое мышление, умение проводить анализ, сравнение, обобщение;
  • развивать творческую активность и самостоятельность учащихся;
  • формировать интерес к науке, материалистическое мировоззрение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы урока, планирование работы

Учитель: Сегодня мы изучим одно из важнейших соединений галогенов. Вспомните, какую кислоту мы используем для получения водорода в лаборатории?

Соединением, какого галогена является соляная кислота?

Теперь сформулируйте тему урока. Какое соединение будете изучать?

Исходя из темы урока, составим план работы.

ПЛАН

1.Историческая справка о веществе (доклад ученика).
2.Способы получения (объяснение учителя, демонстрационный опыт).
3.Физичесие свойства.
4.Химические свойства (практическая работа учащихся в группах).
5.Применение соляной кислоты и её солей (доклад ученика).
6.Биологическая роль соляной кислоты (доклад ученика).
7.Рубрика «Полезные советы».

3. Изучение нового нового материала

3.1.Фронтальая работа учащихся

Задание: Заполнить пропуски:

  • Формула…
  • Название…
  • Валентность КО…
  • Название соли…

3.2.Историческая справка

Учитель: Откуда, где и когда появилась соляная кислота, кто является её первооткрывателем, истории не известно. Ни древние египтяне, ни греки, ни римляне не открыли соляной кислоты. Ежедневно «пользуясь» этой кислотой, люди жили в неведении об этом имеющем первостепенное значение и в науке и в практике веществе вплоть до 17 века.

Доклад №1 ученика (из кн. Л.Ю.Аликберовой «Занимательная химия» с.241-243).

3.3. Способы получения

Учитель:Начиная со второй половины 17в. в 1658г. немецкий аптекарь-алхимик Иоганн Рудольф Глаубер разработал способ получения соляной кислоты-нагреванием смеси хлорида натрия(поваренной соли) и концентрированной серной кислоты. Реакция стала называться реакцией Глаубера; а получившаяся соль серной кислоты (сульфат натрия) - «глауберова соль».

В России метод Глаубера для получения соляной кислоты нашёл применение только с 1790г., но зато использовался почти до середины 20в.

Реакция Глаубера является и лабораторным способом получения соляной кислоты. Сейчас, основной метод производства HCI в нашей стране – это прямой синтез из хлора и водорода. Хлор и водород получают обычно на одном заводе, в одном цехе и в одном процессе – при электролизе раствора поваренной соли. Смесь хлора и водорода спокойно горит в специальном реакторе. Газообразный хлороводород поглощают водой. (См. учебник Л.В.Гузей с.214 рис.12, 16)

H2 + Cl2 —> 2HCl

И в лабораторном и в промышленном способах реакции протекают в присутствии воды, т.к. в результате данных реакций образуется газообразный хлороводород, а раствор его в воде, ничто иное как соляная кислота.

Демонстрация лабораторного способа получения соляной кислоты.

2 NaCl + H2SO4 —> Na2SO4 + 2HCl

Условия проведения эксперимента.

1) Серную кислоту нужно приливать осторожно, чтобы она лишь смочила вещество, но не выступала над его поверхностью. Сразу закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

2) Нагревать смесь нужно слабо, т.к.сильное нагревание может привести к выбросу хлороводорода и к растрескиванию пробирки.

3) Конец газоотводной трубки не должен касаться поверхности воды, т.к. это может привести к засасыванию воды.

4) Реакция должна проводиться в присутствии индикатора.

3.4.Физические свойства

Учитель: Водный раствор хлороводорода – соляная кислота. Концентрированная HCl содержит примерно 35–38% хлороводорода.

HCl – безцветная жидкость,концентрированная – дымится на воздухе.

3.5.Химические свойства

Вопросы перед работой в группах:

1) Какие общие химические свойства кислот вы знаете?

2) С какими веществами будет реагировать соляная кислота?

Доклад №2 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.154)

Работа в группах.

1 группа. Действие соляной кислоты на индикаторы.

2 группа. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.

3 группа. Взаимодействие соляной кислоты с оксидами металлов.

4 группа. Взаимодействие соляной кислоты с основаниями.

(Работа в группах проводится по инструкциям)

Качественная реакция на хлорид-ион.

Учитель: Есть ещё одно химическое свойство общее для кислот, которое поможет нам провести качественную реакцию на соляную кислоту и её соли.

Что это за свойство,как вы думаете?

(Взаимодействие с солями, где сильная кислота вытесняет слабую из её солей).

Демонстрационные опыты.

1) Даны 4 пробирки с растворами кислот: соляной, уксусной, азотной, серной. Во все пробирки добавляется нитрат серебра или ацетат свинца(или нитрат свинца).

Вопрос: В какой пробирке с какой кислотой произошла химическая реакция?

По какому признаку определили? (В результате образовался белый творожный осадок).

А можно ли нитратом серебра обнаружить соли соляной кислоты?

2) Даны 4 пробирки растворов солей: хлорид натрия, сульфат натрия, сульфат меди. Во все пробирки добавить нитрат серебра.

Вопрос: В какой пробирке произошла реакция? Что образовалось?

Запись уравнений реакций:

HCl + AgNO3 —> AgCl + HNO3

NaCl +AgNO3 —> AgCl +NaNO3

Дополнение: HCl – сильная кислота. Смесь концентрированной азотной и соляной кислот в соотношении 1V:3V назвали «царской водкой»,т.к.она растворяет такой металл как золото,который является так называемым «царём всех металлов».

3.6. Применение соляной кислоты и её солей

Учитель: В 18в. в России соляная кислота вовсе не ценилась, поэтому на заводах по производству глауберовой соли хлороводород выпускали с дымом на воздух. А это вредило атмосфере, растительности.

Теперь никому не придёт в голову выпускать хлороводород в воздух, и не только оттого, что это вредно для окружающей среды, но и потому, что хлороводород и соляная кислота – чрезвычайно нужные химические продукты.

Доклад №3 ученика о применении соляной кислоты.

Доклад №4 ученика о применении солей соляной.

3.7.Биологическая роль хлора и соляной кислоты

Учитель: Соляная кислота играет большую роль в жизнедеятельности организмов. Начнём с того, что HCl – вещество, присутствующее (хотя и в небольших количествах) в человеческом организме.

Доклад №5 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.153,207).

3.8.Полезные советы

Учитель: Какая соль соляной кислоты самая распространённая?

Послушайте, какие чудеса может совершить обычная поваренная соль!

Доклад №6 ученика (из мет. «Поурочные разработки» с.208-209).

4. Итог урока

Учитель:

  • С каким веществом познакомились?
  • Что интересного узнали?
  • Какая реакция является качественной реакцией на соляную кислоту и её соли?