Цель урока: деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- обучающие: рассмотрение основных понятий по теме (глубина цвета, цветовая модель, палитра, пиксель, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор); формирование умения рассчитывать объем памяти, требуемый для хранения растрового изображения; расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера; формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
- развивающие: развитие универсальных учебных действий, внимания, наблюдательности, умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы.
- воспитательные: воспитание навыков работы в группах, ответственности за совместную работу; воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Планируемые результаты:
- предметные: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора, умение оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения растрового изображения);
- метапредметные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
- личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Оборудование: проектор, файлы «Презентация к уроку», «Практическая работа», «Задачник», «Зачет», видеоролик «Почемучка Изображения на экране монитора».
План урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднений.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление во внешней речи. Физкультминутка.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний.
- Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Деятельность учителя: приветствие учащихся.
Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 2.
- Один из пользователей сети Интернет обратился с вопросом: «Почему принтер epson l 800 при отправке в печать из фотошопа долго думает перед тем как напечатать?
Поставили последний лицензионный фотошоп, работает все, а отправка на печать и свойства печати очень долго открываются. Система чистая, новый комп с windows 8.1, конечно загружал какие то обновления по началу сам из интернета, отключила. Чистила ccleaner, не помогает.... в чем может быть причина?»
Подумайте, а позже мы вернемся к этому вопросу.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
Деятельность учителя: Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 3
- Сережа в текстовом редакторе напечатал предложение из 140 символов: «Растровое изображение представляет собой сетку пикселей (цветных точек) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах.» (ВикипедиЯ).
Какой минимальный объем памяти компьютера требуется для хранения этого предложения?
Для ввода текста используется 256 символьный алфавит.
Составьте формулы, с помощью которых вы рассчитали объем сообщения. Что обозначает каждая буква?
Деятельность учащихся: Выполняют задание: 140 байт. Записывают на доске формулы, поясняют назначение букв.
Деятельность учителя: Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 4
- Сережа нарисовал смайлик в программе Paint и вставил его в документ. Какой минимальный объем памяти требуется для хранения такого документа?
Деятельность учащихся: Затрудняются в выполнении задания.
3. Выявление места и причины затруднений.
Деятельность учителя: - Какое задание вы должны выполнить?
Деятельность учащихся: - Определить минимальный объем памяти, требуемый для хранения документа?
Деятельность учителя: - В каком месте у вас возникло затруднение?
Деятельность учащихся: - Не можем определить объем памяти для хранения рисунка.
Деятельность учителя: - Почему не справились с заданием?
Деятельность учащихся: - Не знаем формул для расчета
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя: − Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности?
Деятельность учащихся: − Научиться вычислять объем памяти, необходимый для хранения изображения, познакомиться с необходимыми формулами.
Деятельность учителя: − Сформулируйте тему урока.
Деятельность учащихся: − Информационный объем изображения.
Деятельность учителя: − Что вам может помочь в достижении цели?
Деятельность учащихся: − Известные факты, знания предыдущих уроков, практическая работа и т.п.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя: − Для решения проблемы проведем эксперимент, выполните практическую работу (файл «Приложение 2», презентация «Приложение 1» слайд 5).
Деятельность учащихся: Работают в группах. Выполняют практическую работу за компьютерами, записывают результаты в специальный бланк. Затем заносят в таблицу на доске.
Практическая работа «Информационный объем изображения».
Файл |
Размер рисунка |
Тип файла/ |
Информационный объем файла |
Выводы |
Рис 1 |
200*200 |
Монохромный |
|
Информационный объем изображения зависит от |
Рис 2 |
400*400 |
Монохромный |
|
|
Рис 3 |
400*400 |
256-цветный рисунок |
|
Информационный объем изображения зависит от |
Рис 4 |
400*400 |
16-цветный рисунок |
|
Деятельность учителя: − От чего зависит информационный объем изображения?
− От количества точек в изображении, от количества цветов.
Деятельность учителя: − Зависит ли объем файла от того, что именно нарисовано? У всех были одинаковые рисунки?
Деятельность учащихся: − Не зависит.
Деятельность учителя: − На слайде записаны величины. Введите обозначения и составьте формулы для определения объема рисунка (Приложение 1, слайд 6).
Деятельность учащихся: Вводят обозначения. Составляют формулы. Записывают в тетрадь.
6. Первичное закрепление во внешней речи. Физкультминутка. Изучение дополнительного материала.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
− Проверьте, работают ли эти формулы. Рассчитайте объем последнего рисунка, сверьте со значением в таблице, полученным практическим путем. Физкультминутка − На одном из форумов был задан такой вопрос: «При запуске игры нет изображения, т. е. просто черный экран. Почему?».
− Монитор и видеокарта образуют видеосистему компьютера… (Приложение 1, слайд 9). Далее демонстрируется фрагмент мультфильма «Почемучка». (3 сезон, 26 серия «Как работает монитор»). |
Один учащийся выполняет расчеты у доски с проговариванием, остальные работают в тетрадях. (78,2 Кб на практике, 78,125 Кб по расчетам)
− Рассчитать объем памяти, необходимый для хранения рисунка, и сложить с объемом памяти, необходимым для хранения текста.
Изучают информацию на слайде.
Изучают информацию в видеоролике: |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно работают с электронным задачником (файл «Приложение 3»).
В тетрадях на печатной основе решают задачу, затем проверяют решение по образцу.
№ 134, №136 (изменено количество цветов, так как решали у доски с 16 цветным рисунком), № 146, № 150 в режиме зачета
Учащиеся, быстро справившиеся с заданиями задачника, работают в режиме зачета (файл «Приложение 4»).
8. Включение в систему знаний.
Деятельность учителя: − Вернемся к вопросу, заданному пользователем сети: «Почему принтер при отправке в печать из Photoshop долго думает, перед тем как напечатать?» Как вы ответите на этот вопрос.
− Где вы сможете применить полученные знания?
− Какие задания вы теперь сможете выполнять?
9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.
Домашнее задание:
- п. 3.1, рабочая тетрадь № 128, 129, 131, 132
- по выбору № 143, № 144 в рабочей тетради
- или рассчитать объем видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора вашего компьютера, определив разрешение монитора, глубину цвета, рассчитать используемое количество цветов.
Рефлексия
Зачеркни ненужное
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
7. На уроке было интересно узнать __________________
8. Было трудно выполнять_________________________
9. Я научился…_________________________________
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Информатика: учебник для 7 класса ФГОС/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса ФГОС/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Мультфильм «Почемучка», 3 сезон, 26 серия «Как работает монитор».