План:
1. Презентация по теме.
2. Обсуждение. Ответы на вопросы.
Программа:
Основные проблемы у детей с ТНР, ЗПР, РАС при обучении на групповом занятии.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерны:
- понимание речи – не в полном объёме;
- связная речь малопонятная, представлена простой фразой с аграмматизмами (отсутствие предлогов, трудности в словоизменительной деятельности);
- словарный запас- ниже возрастной нормы;
- слоговая структура слова – грубо нарушена; фонематический слух- не сформирован или снижен;
- звукопроизношение – нарушено; подвижность органов артикуляции – снижена;
- при продуцировании текста на основе визуальной информации не соблюдает временную, логическую последовательность событий;
- познавательный интерес снижен;
- затруднения при передаче формы и величины предмета, его характерных признаков;
- испытывает сложности в преобразовании построек по заданию воспитателя; не соблюдает пропорции;
- не ориентируется на листе;
- не может вовремя закончить работу;
- уровень восприятия ниже возрастной нормы;
- уровень пространственно-временных представлений ниже возрастной нормы.
- эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны те же перечисленные особенности, а также
- более низкий уровень элементарных математических представлений, который соответствуют более младшей возрастной группе,
- уровень обучаемости снижен,
- объём слухоречевой и зрительной памяти снижен,
- преобладает непроизвольное внимание.
Для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) характерны особенности
- признаки расстройства и избирательности внимания, памяти;
- в поведении наблюдаются повторяющиеся движения (раскачивания, взмахи руками);
- склонность к длительному переживанию эмоциональных реакций, резкая смена настроения;
- страхи новых людей и ситуаций;
- адаптивное поведение не сформировано;
- алгоритм продуктивного взаимодействия не сформирован;
- произвольная регуляция деятельности не сформирована;
- нарушения речи.
Эффективные приемы активизации познавательной деятельности и достижения конкретной задачи на занятиях по ИЗО, аппликации, ознакомлению с окружающим.
Группа детей ОВЗ |
Приемы активизации познавательной деятельности |
Для детей с ТНР, ЗПР, РАС |
|
Для детей с ЗПР |
|
Для детей с РАС |
|
Примеры разноуровневых заданий для детей с ЗПР, РАС на занятии по аппликации.
Все дети выполняют аппликацию по инструкции и показу воспитателя.
Ребенок с РАС получает пошаговую визуальную схему последовательности аппликации, получает подкрепление правильного действия фишкой.
Ребенок с ЗПР получает устную пошаговую инструкцию более простой грамматической конструкции. Ребенок комментирует весь процесс выполнения аппликации, получает похвалу.