Конспект мастер-класса на тему «Расшивка в одежде старообрядцев: возможности современного применения»

Разделы: Технология, Мастер-класс

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: особенности одежды старообрядцев


Продолжительность мастер-класса: 45 минут.

Пояснительная записка

Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев.

Актуальность представленного опыта заключается в том, что новые концептуальные идеи призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры через реализацию учебных образовательных программ, учитывающих национально-региональный компонент.

Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое расшивка национальной одежды старообрядцев, но о том, как правильно ее выполнить с соблюдением всех технологических моментов невозможно найти информацию.

Практическая значимость данного мастер-класса выражается в результате, при котором:

  • участники ознакомятся с техникой и овладеют приемами выполнения расшивки;
  • у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию;
  • будут раскрыты возможности применения в работе с детьми.

Цель: ретрансляция педагогического опыта – в течение занятия познакомить учителей с техникой выполнения расшивки, научить приёмам её выполнения на шаблоне закладки для книг и раскрыть возможности применения в работе с детьми.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • познакомить педагогов с особенностями выполнения расшивки, показать возможности её применения при изготовлении сувениров;
  • обучить технике выполнения расшивки и приёмам самоконтроля;
  • развивать воображение, фантазию, интерес к культуре старообрядцев и творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта;
  • возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей практической работе;
  • активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
  • повышение уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

Участники мастер-класса

Мастер-класс адресован учителям технологии и педагогам дополнительного образования для использования на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Организуя мастер-класс,  я учла мотивацию его участников: получение конкретных знаний о приёмах и последовательности выполнения расшивки национальной одежды старообрядцев, для дальнейшего использования при работе с детьми в процессе изготовления национальных сувениров и украшения одежды.

На занятии используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, инструктирование);
  • наглядный;
  • демонстрационный;
  • практический (выполнение расшивки).

Ресурсное обеспечение:

  • методическая разработка авторского мастер-класса;
  • методические разработки «Расшивка. Этапы выполнения», для оказания поддержки педагогам;
  • просторный светлый кабинет;
  • компьютер, мультимедийная установка;
  • презентация;
  • демонстрационный материал: костюм старообрядцев на манекене украшенный расшивкой, образцы работ, выполненных в технике расшивки, иллюстрации работ;
  • раздаточный материал: инструкционные карты, картонные шаблоны, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, простые карандаши, клей, лист-опросник.

План мастер-класса

1. Организационная часть

  • Объявление темы мастер-класса.
  • Подготовка рабочего места и рабочего материала.
  • Размещение образца закладки для книг, декорированного расшивкой на демонстрационной доске.

2. Теоретическая часть

  • Использование различных видов материалов и ниток для выполнения расшивки.
  • Сообщение познавательных сведений (знакомство с историей возникновения расшивки).
  • Основные этапы выполнения проекта:
  • Составление, обдумывание, значение.

3. Практическая работа

  • Поэтапное расшивание по образцу нитками «мулине» в три сложения, по технологической карте;
  • Изготовление продукта, оформление и отделочные работы.

4. Заключительная часть (рефлексия)

  • Мини-выставка работ.
  • Обмен мнениями.

Ход мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный

Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Расшивка: возможности применения».
Данный мастер класс будет проходить в течение одного часа, за это время вы познакомитесь с методикой расшивки, с исторической справкой «Из истории рукоделия», выполните расшивку на шаблоне закладки для книг. А также ознакомитесь с методическими рекомендациями при проведении мастер-класса с детьми.

Обратить внимание аудитории на их мотивацию посещения мастер-класса. (получение конкретных знаний о приёмах и работы, для дальнейшего использования в своей практике).
Размещение образца закладки для книг, декорированного расшивкой на демонстрационной доске.
Слайд №1.
Слайд №2.

Основная часть

Теоретическая часть.
Историческая справка.
Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем сложилось само понятие об искусстве. Наши далекие предки еще не понимали, да и не задумывались о его значении и пользе. Уже в эпоху палеолита возник орнамент в виде параллельных линий, зубчиков и спиралей, которыми покрывались орудие труда. Возможно, что эти рисунки – условное изображение предмета. Возможно, но никто еще не может с достаточной убедительностью их объединить. Первоначально орнамент самым тесным образом был связан с культовыми и религиозно-магическими представлениями человека о мире в далеко прошлом. Его первоначальное назначение – уберечь человека от злых сил природы, от чар, болезней. Слабый, незащищенный человек искал все возможные формы защиты, и именно орнамент должен был его защитить: для этого его помещали на стенах пещеры, где жил человек, на предметах быта, или на одежде. Развиваясь, эти орнаментальные образы у многих народов дошли и до наших дней, утратив уже свою магическую силу. Чисто декоративный украшающий орнамент, лишенный смысловой нагрузки появляется только в 16-18 вв.
Одним из самых древних видов орнаментации тканей является вышивка.
Искусство художественного вышивания известно человеку с незапамятных времен, так же как и ткачество.
С развитием вышивки развилась и особая отрасль древнерусского искусства – «живопись иглой». Когда вышивались целые художественные полотна в основном для церкви. Существовало много разных приемов и швов, которыми пользовались мастерицы. Так, в летописи 1147 г. Указывалось, что при разграблении Путивля были уничтожены предметы шитья золотом. Следовательно, уже в первой половине 12 в. Существовал на Руси вид вышивки, именовавшийся золотым шитьем.
Постепенно исторически сложилось, что отдельным областям и народностям присущ свой определенный шов при выполнении вышивок или определенное сочетание швов.
Например, в начале 19 в. В Костромской и Ярославской губерниях полушубки украшались особым вышитым орнаментом. В Московской губернии использовались тамбурные вышивки. В Костромской и Нижегородской губерниях развился строчевой и гладьевой промысел. В Торжке развилось золотошвейное производство.
С конца 19 – начала 20 вв. развился промысел гладьевой вышивки. Зародился он во Владимирской области в селе Мстера и известен под названием «мастерской вышивки» - тонкой и романтической. Этот промысел существует и сейчас.
Одним из крупных очагов художественных промыслов была Вологда, где процветало кружевоплетение, получившее всемирную известность, а также вышивание. Широкие размеры приняло производство ручной вышивки строчной и тамбуром.
В Советское время вышивки стали выполнять на специальных машинах. Это было связано с развитием текстильной промышленности. На швейных фабриках стали производить изделия украшенные машинной вышивкой. В ателье мод вышивку выполняют по индивидуальным заказам. В моду вошли такие виды вышивки, как ришелье, вышивка гладью, вышивка тамбурным швом, вышивание люрексом, выполнение ручной вышивки гладью, шерстяными нитками, мулине.
В костюме старообрядцев юга Бурятии женская праздничная рубаха украшалась расшивкой.
Расшивка – это плетение из ниток определенным способом, традиционный вид декоративного народного искусства. Она выполнялась как украшение на праздничной одежде в форме прямоугольников разного цвета. Нитки для расшивки подбирали контрастного цвета относительно цвета сорочки.
Расшивка подчеркивала конструкцию рубахи. Практическое назначение расшивки – соединение рукава с чехликом.
Расшивка - это художественное оформление или украшение изделия, выполненное иголкой и ниткой.
Чтобы сохранить определенный вид рукоделия, его необходимо использовать, поэтому предлагаю Вам несколько вариантов применения расшивки: это отделка блуз в этническом стиле, изменение (увеличение размера изделия), украшение сувенирной продукции.
Немного разноцветных ниток, чуть-чуть терпения – и вот уже декорированы нарядные сувениры или элементы современной одежды.
Предлагаем Вам попробовать этот вид искусства! Добро пожаловать в мир расшивки!
Прежде чем перейти к выполнению практической работы, я хочу обратить Ваше внимание на некоторые особенности при проведении мастер-класса по выполнению расшивки с детьми.
Методические рекомендации при работе с детьми.
Нитки для работы необходимо подбирать в зависимости от ткани. Оттенки ниток используют самые яркие.
Использование слайдовой презентации поможет сделать мастер-класс ярким, запоминающимся.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно усваивать новую информацию, оторванную от изображения.
Для наглядности рекомендуется использовать расшитые образцы, выполненные в представленной технике.
Четко излагайте порядок действий для изготовления образца. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.
Рекомендуется проводить 1-2-минутный перерыв в середине занятия с использованием игровых моментов.
Практическая часть
А теперь я предлагаю Вам мастер-класс по выполнению расшивки. У Вас на столе находятся необходимые инструменты и материалы: шаблон закладки, нитки мулине, острые ножницы, игла, игольница, клей, карандаши.
Уважаемые коллеги, вспомним правила безопасной работы с иглой и ножницами.
Заправляем нитки мулине в иглу в четыре сложения и следуя инструкции в технологической карте, начинаем выполнять расшивку на шаблоне.
Уважаемые коллеги, закончив выполнять расшивку, необходимо подклеить конец нити с изнаночной стороны закладки.

 

 

 

 

Слайд №3.

 

 

 

Слайд №4.

 

 

 

 

 

 

Слайд №5.


 


Слайд №6.

 

 

Слайд №7.

 

 

 

 

 

Слайд №8.
Обратить внимание на костюм старообрядцев. На манекене.

 

Слайд №9.
Демонстрация разных видов материалов, ниток, которые могут использоваться при работе в данной технике.

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

Слайд №10.

 

 

Предоставить пакет необходимых инструментов и материалов для каждого участника.

Слайд №11.
Слайд №12, 13.
Приложение 2.

Раздать технологические карты с пошаговым изготовлением.

На данном этапе я показываю приемы выполнения расшивки, наблюдаю за работой, консультирую.

Если справились правильно, похвалить, если допустили ошибки, сказать, что работа на данном этапе нуждается в коррекции.

Слайд №14.

Афиширование - представление выполненных работ

Коллеги, наш мастер-класс заканчивается.
Поделитесь своими впечатлениями: что вы ожидали от мастер-класса, оправдались ли ваши ожидания?
Заполните, пожалуйста, анкеты опроса.
В заключении нашего мастер-класса давайте вместе с вами посмотрим наши работы.
Хочу предложить вам методическую разработку по данной теме «Расшивка. Этапы выполнения», которая была представлена на Ярмарке педагогических инноваций, а так же порекомендовать некоторые педагогические сайты для размещения своих материалов. Это способствует не только накоплению, но и тиражированию своего опыта.
http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет; http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей; http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы; http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы; http://urok.1septru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»; http:// numi.ru/ - методический центр NUMI.RU.
Интернет ресурсы:
https://urok.1sept.ru/authors/104-600-651
http://vestnik.osu.ru/2011_11/30.pdf
http://www.informio.ru/publications/id656/Tehnologija-provedenija-master-klassa

Рефлексия -
Анализируют, дискутируют, обмениваются мнениями по поводу совместной деятельности.

Раздать анкеты для обратной связи.
Приложение 3.
Заполняют анкеты.
Подводят итоги.

Приложение 4.
Знакомятся с содержанием методических рекомендаций.

Литература

  1. Кленова Н.В., Абдухакимова С.А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
  2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
  3. Русских Г.А. Структура мастер-класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.