Продолжительность мастер-класса: 45 минут.
Пояснительная записка
Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев.
Актуальность представленного опыта заключается в том, что новые концептуальные идеи призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры через реализацию учебных образовательных программ, учитывающих национально-региональный компонент.
Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое расшивка национальной одежды старообрядцев, но о том, как правильно ее выполнить с соблюдением всех технологических моментов невозможно найти информацию.
Практическая значимость данного мастер-класса выражается в результате, при котором:
- участники ознакомятся с техникой и овладеют приемами выполнения расшивки;
- у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию;
- будут раскрыты возможности применения в работе с детьми.
Цель: ретрансляция педагогического опыта – в течение занятия познакомить учителей с техникой выполнения расшивки, научить приёмам её выполнения на шаблоне закладки для книг и раскрыть возможности применения в работе с детьми.
Задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- познакомить педагогов с особенностями выполнения расшивки, показать возможности её применения при изготовлении сувениров;
- обучить технике выполнения расшивки и приёмам самоконтроля;
- развивать воображение, фантазию, интерес к культуре старообрядцев и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта;
- возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей практической работе;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
Участники мастер-класса
Мастер-класс адресован учителям технологии и педагогам дополнительного образования для использования на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Организуя мастер-класс, я учла мотивацию его участников: получение конкретных знаний о приёмах и последовательности выполнения расшивки национальной одежды старообрядцев, для дальнейшего использования при работе с детьми в процессе изготовления национальных сувениров и украшения одежды.
На занятии используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, инструктирование);
- наглядный;
- демонстрационный;
- практический (выполнение расшивки).
Ресурсное обеспечение:
- методическая разработка авторского мастер-класса;
- методические разработки «Расшивка. Этапы выполнения», для оказания поддержки педагогам;
- просторный светлый кабинет;
- компьютер, мультимедийная установка;
- презентация;
- демонстрационный материал: костюм старообрядцев на манекене украшенный расшивкой, образцы работ, выполненных в технике расшивки, иллюстрации работ;
- раздаточный материал: инструкционные карты, картонные шаблоны, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, простые карандаши, клей, лист-опросник.
План мастер-класса
1. Организационная часть
- Объявление темы мастер-класса.
- Подготовка рабочего места и рабочего материала.
- Размещение образца закладки для книг, декорированного расшивкой на демонстрационной доске.
2. Теоретическая часть
- Использование различных видов материалов и ниток для выполнения расшивки.
- Сообщение познавательных сведений (знакомство с историей возникновения расшивки).
- Основные этапы выполнения проекта:
- Составление, обдумывание, значение.
3. Практическая работа
- Поэтапное расшивание по образцу нитками «мулине» в три сложения, по технологической карте;
- Изготовление продукта, оформление и отделочные работы.
4. Заключительная часть (рефлексия)
- Мини-выставка работ.
- Обмен мнениями.
Ход мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный |
Вступительное слово. |
Обратить внимание аудитории на их мотивацию посещения мастер-класса. (получение конкретных знаний о приёмах и работы, для дальнейшего использования в своей практике). |
Основная часть |
Теоретическая часть. |
Слайд №3.
Слайд №4.
Слайд №5.
Слайд №7.
Слайд №8.
Слайд №9.
Слайд №10.
Предоставить пакет необходимых инструментов и материалов для каждого участника. Слайд №11. Раздать технологические карты с пошаговым изготовлением. На данном этапе я показываю приемы выполнения расшивки, наблюдаю за работой, консультирую. Если справились правильно, похвалить, если допустили ошибки, сказать, что работа на данном этапе нуждается в коррекции. Слайд №14. |
Афиширование - представление выполненных работ |
Коллеги, наш мастер-класс заканчивается. |
Рефлексия - Раздать анкеты для обратной связи. Приложение 4. |
Литература
- Кленова Н.В., Абдухакимова С.А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
- Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
- Русских Г.А. Структура мастер-класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.