Есть только одна подлинная ценность –
это связь человека с человеком
А.де Сент-Экзюпери
Школьная адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, обеспечивающая возрастное развитие обучающихся.
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в пятый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает так же с «кризисом» семи лет, изученным многими учеными «Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович и др.) По их мнению, этот возраст связан с наступлением переломного периода, во время которого происходит перестройка самосознания ребенка с изменением внутренней и внешней сторон личности. В начале учебного года у первоклассников и начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми и базовые учебные установки, которые в дальнейшем определяю его успешность школьного обучения, стиль общения, самореализацию в школьной среде.
Переход в пятый класс (среднее звено школы) предъявляет повышенные требования и интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к развитию коммуникативных навыков, к сформированности учебных умений и навыков, к саморегуляции. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее житейские понятия, а обучение в школе способствуют развитию мышления для данного возраста.
Подростковый, ранний юношеский возраст считается «противоречивым» возрастом, кризисом личностного развития ребенка. Я 14 – 16 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. Пытается найти свою нишу в обществе сверстников. Личность подростка в это время неустойчива и подвижна. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Проявляется, как правило, в негативизме, является началом поиска подростками собственной уникальной сущности. В этом возрасте подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость своего образа «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.
У старшеклассников в то время на первый план выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.
Семь–пятнадцать лет – это кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. От взрослого необходимо бережное отношение к растущим возможностям ребенка и подростка. В это время им требуется психологическая поддержка для укрепления веры в себя, в свои силы, принятия себя.
Знание особенностей протекания кризисных периодов, можно выстроить систему работы и осуществлять психолого – педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации обучающихся, которая приобретает особую значимость в данный период.
С 21 по 26 октября в ТМКОУ «НСШ – И» была проведена неделя психологии - «Неделя счастья», адаптационные психопрофилактические мероприятия с обучающимися первых – десятых классов.
Цели: создание условий для формирования психологической культуры среди обучающихся, педагогов и воспитателей; улучшение психологического климата в школе; презентация работы социально-психологической службы.
День недели |
Тема и форма мероприятия |
Контингент участников |
Понедельник |
Конкур творческих работ «Советы на каждый день». Психологическая акция «Следопыт». «Интеллект – это…» |
Учащиеся |
Вторник |
Рисунок счастья, выставка рисунков. Урок творчества. Изготовление открыток для первоклассников. Вручение открыток первоклассникам. |
Учащиеся
2 классов. |
Среда |
Изготовление психологических плакатов на конкурс «Советы на каждый день» |
Учащиеся |
Четверг |
Работа с плакатами:
Психологический час «Интеллектуальный марафон» |
Учащиеся
Учащиеся |
Пятница |
Подведение итогов «Недели психологии», награждение победителей конкурсов плакатов и творческих работ. |
Руководитель МС. |
Литература
- Амбросьева, Н.Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьноков: методическое пособие /Текст/.- М.:Планета, 2018.
- Груздьева, Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы: учеб. практ. пособие /Текст/. – М.:Планета, 2012.
- Коробкина, С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах // В помощь школьному психологу: учеб.практ. пособие /Текст/. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Меттус, Е.М., Литвина А.В. Программа профилактики трудностей в учебе: учеб. Практ. пособие /Текст/. – Волгоград: Учитель, 2007.