Дальтон-технология представляет собой метод обучения используемый в школе. Современная педагогика, к сожалению, в условиях классно-урочной системы не дает возможности для реализации личностно-ориентированного образования. Американский педагог народного образования Хелен Паркерхерст, пришла к выводу, что в школах детей учат насильно, практически не учитывая их собственных желаний, дети не имеют возможности свободно высказать свои мысли, задать интересующие вопросы. С тех самых пор целью её работы стало найти метод, который позволит по-новому организовать жизнедеятельность детей в условиях учебного учреждения. Паркерхерст разработала план, которой помог бы ученикам жить в обществе, развивать ум, тело и дух. В основе ее разработки лежала идея о том, что учитель и ученик должны вместе ставить и достигать индивидуализированные цели обучения. К целям технологии Дальтон-плана относятся: создать план индивидуального развития ученика дать возможность приобретать ученику необходимый социальный опыт, навыки сотрудничества, ответственности, самостоятельности в учебной деятельности
Дальтон-технология имеет своей целью индивидуальное развитие личности, развитие у ученика опыта поведения в обществе с помощью приобщения к ценностям сотрудничества, самостоятельного овладения знаниями и ответственности в приобщении к новым знаниям.
Ученик может работать индивидуально, в группе или в паре с другим учеником, а также попросить помощи у учителей, родителей, товарищей по учебе. При этом ребенку незачем бояться, если он чего-либо не знает. При традиционном обучении всегда происходит обратное, т. е. ребенок может постоянно бояться своего незнания, что мешает ему развиваться. Принцип сотрудничества развивает в учениках умение уважать других людей, выслушивать и понимать их, вступать в контакты, разрабатывать вместе с другими решение проблем. Здесь ребенок учится помогать и доверять другим, нести ответственность за совместную работу.
Учебная работа реализуется с помощью Дальтон-плана, который заключает в себе задания. Индивидуальное развитие ученика происходит в первую очередь через выполнение системы заданий:
- обеспечить индивидуальное развитие ученика;
- обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Дальтон – технология основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма.
Принцип свободы — это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание оценка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
• задания носят уровневый характер;
• задания охватывают достаточный объем учебного материала,
• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;
• задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
• в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе); ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью;
• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.
«Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.
Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана — классное учебное занятие, лабораторное занятие, конференция.
Классное учебное занятие имеет своей целью главным образом усвоение теории и обработку умений и навыков, их закрепление.
Коллективный урок имеет следующие особенности:
• наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;
• учитель-организатор и участник процесса обсуждения;
• ученик-участник и субъект организационной деятельности;
• результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.
Лабораторное занятие. К признакам лабораторного занятия относятся:
• наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;
• длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;
• присутствие одного или нескольких консультантов.
Во время занятия ученик работает индивидуально (но в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятиях в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключаются в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.
Конференция.
Основные признаки конференции:
• необходимость подготовительного этапа;
• выступления в форме докладов, а не сообщений;
• обозначить собственную позицию.
Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии.
В ходе работы по данной технологии дети учатся
- планировать познавательную деятельность на протяжении урока, дня, недели;
- рационально распределять время на учебную деятельность;
- ставить цели своей познавательной деятельности;
- рационально организовывать рабочее место;
- выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке и т.д.;
- использовать разные источники информации;
- работать с учебной и справочной литературой;
- работать самостоятельно, в парах, в группах;
- анализировать задание, выявлять в них трудное, непонятное;
- сосредоточиваться на выполнении заданий, проявлять силу воли;
- выполнять задания разными способами, выбирать рациональный способ;
- выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать по разным приметам и критериям;
- ставить вопросы и находить на них ответы;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- составлять алгоритм выполнения задания;
- применять знания в нестандартной ситуации;
- выполнять задания творчески.
Задания составлены в соответствии с возможностями учеников и рассчитаны на их самостоятельное выполнение. Для достижения этих целей в задании даны указания к выполнению, требуемая литература, время на выполнение задания. Ученики имеют возможности выполнять свои задания разными способами и при этом сотрудничать с другими. Для развития у учеников самоконтроля задания предусматривают возможность самостоятельного контроля полученных знаний и достигнутых целей.
Главным аспектом Дальтон-технологии, таким образом, выступает активная позиция учеников в своей познавательной работе.
Дальтон-задание
Предмет: геометрия.
Тема: Обобщение. Смежные и вертикальные углы.
Класс: 7.
Место проведения: кабинет математики.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Смежные и вертикальные углы»;
- Закрепление изученного материала;
- Развитие:
- самостоятельности в выборе уровня сложности задания и партнеров;
- коммуникативных навыков в процессе обсуждения задания с одноклассниками и консультантами;
- умения ориентироваться в окружающей среде;
Литература
- Погорелов А.В. «Геометрия 7-9 класс»
- Т.Л.Рыбакова, И.В. Суслова «Школьный справочник. Математика».
Оборудование: мультимедийный проектор, наглядные пособия.
Для выполнения этого задания вы
- должны знать: определение смежных и вертикальных углов, свойства смежных и вертикальных углов,
выводы из теоремы смежных углов. - должны уметь: строить смежные и вертикальные углы, находить различия между смежными и вертикальными углами, решать задачи по теме, а также находить нужную для решения информацию в учебниках и дополнительной литературе.
Шкала оценок:
- 3–7 баллов – оценка «3;
- 8–11 баллов – оценка «4»;
- более – оценка «5».