Урок по окружающему миру. Тема урока: «Кто такие птицы?»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, птицы


Класс: 1 Б

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир

Цели:
- познакомить детей с птицами
- показать их разнообразие и красоту;
- научить определять принадлежность животного к своей группе;
- познакомить с основным строением птицы;
- воспитывать бережное отношение к природе и птицам,
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация;

регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы
2. информационных:
- обучение работе с разными видами информации;
- поиск и выделение необходимой информации
3. логических:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
коммуникативных УУД:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

  • В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.
  • В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.
  • В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса леса», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом, плакат «Перелётные и зимующие птицы».

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Вновь звенит для нас звонок,
Начинаем наш урок.

2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с учебником.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

- На какие группы делятся рыбы? (речные и морские)

III. Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные.

Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах?

(Отвечают дети)

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

- Как можно отличить птиц от других животных? (Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?

Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья) (слайд 4)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Физкультминутка – игра на внимание

«Летает – не летает»
(хлопнуть в ладоши, если не птица)
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
аисты, вороны,
белки и коровы.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и лягушки.

V. Практическая работа

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

(Работа в парах. На столах лежат перья.)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

- Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. Для чего птице нужны разные перья?

- Сравните их.

- Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета.

- Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его.

- Самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу.

- Самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу.

- Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Например у павлина, у венценосного журавля.

- У колибри перья тоже служат для украшения.

- Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим)

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

Работа по рабочей тетради.

- Зарисуйте перья птиц, которые рассмотрели.

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером)

VI. Объяснение новой темы (продолжение)