Нестандартные формы работы на уроках литературы в 6–9-х классах как средство формирования личностных качеств и мотивации к чтению у учащихся

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: мотивация к обучению


Современные дети представляют особое поколение, по-особенному воспринимающее и обрабатывающее информацию. Их личности формируют интернет, медиа сфера, социальные сети. Если в советское время дети хотели быть похожими на литературных героев, известных космонавтов, ученых, в первые постсоветские десятилетия – на персонажей из литературы и героев фильмов, то ученики 2010- и 2020-х выбирают для себя ориентирами лиц из медиа-пространства (блогеры, рэперы, звезды YouTube). То есть литература у современных детей ушла даже не на второй, а на очень далекий план. Поэтому все труднее выбрать формы работы на уроках литературы, которые были бы интересны ученикам и при этом позволяли бы учителю решать поставленные задачи. Ведь именно эти уроки объясняют и воспитывают в детях человечность, милосердие, сочувствие, бескорыстность, честность и другие основополагающие качества сильной личности.

К сожалению, в современной школе мы наблюдаем разобщенность учителей и учеников. Кажется, иногда мы говорим с детьми на разных языках, при этом испытывая невероятное желание поделиться с ними своими чувствами и понятиями.

В современных УМК, программах сохраняются методы и приемы работы в рамках традиционных уроков, которые существовали еще в советской школе, хотя поколения учеников сменились уже много раз. При этом каждому учителю понятно, что усвоение предмета, решение учебных, воспитательных и развивающих задач происходит только в том случае, когда ребенку интересно постигать новое и понятно, как это делать. Проблемы, о которых идет речь, были сформулированы в Концепции преподавания русского языка и литературы 2016 года и получили название «Проблема мотивационного характера» и «Проблема методического характера».

С какими же трудностями сталкивается учитель литературы в средней школе:

1) дети не читают произведения;

2) дети не пишут самостоятельно характеристики героев, домашние сочинения, ответы на вопросы, а скачивают их из интернета;

3) дети не понимают, для чего им необходимо изучать конкретные произведения и знать о проблеме того или иного героя.

Надо отметить, что эти трудности связаны с особенностями (психологическими, социокультурными) современного юного поколения. Они привыкли к динамике, фрагментарно воспринимают информацию, быстро ее анализируют и отвергают ненужное. Их внутренняя система ценностей предполагает критерии «интересно», «ярко», «занятно», «близко мне».

Старые формы работы (инсценировка, суд, письменная характеристика героя) редко могут заинтересовать обучающихся. Так, учителя сталкиваются с необходимостью выработать новые формы работы, которые станут результативными и получат отклик у учеников.

Хотелось бы предложить несколько новых форм работы, опробованных в 6-9 классах в рамках учебного предмета «Литература»:

1) ток-шоу. Это формат обобщающего урока. В роли ведущего выступает учитель, который заранее распределяет роли, обязательно должна быть группа экспертов, которая в конце подводит итог и помогает решить проблему, вынесенную учителем в качестве названия «передачи». Ток-шоу помогает поставить точку в анализе нравственной проблематики произведения.

2) флешмоб «Я тебя запомнил» - формат заключительного урока в полугодии или учебном году. Это своеобразная форма рефлексии, когда перед учащимся стоит задача перевоплотиться в героя, с которым они познакомились в школьной программе, и представить его перед классом. В монологе необходимо отразить значимость героя, качества персонажа, которые вызывают у читателя уважение или напротив неприятие или сатирический смех.

3) урок внеклассного чтения «Рекламный ролик». Подобные уроки проводятся мной несколько лет подряд 2-3 раза в год. Выступающий в течение 1-2 минут должен пробудить интерес у класса к книге, которая была им выбрана. Можно использовать собственные иллюстрации, плакаты и другое.  В конце каждого выступления класс голосует: хочется прочитать или нет. После подобных уроков дети активно обмениваются книгами. Важно отметить, что в конце каждого выступления ученику нужно задать вопросы: 1) как эта книга к тебе попала (почему выбрал сам/кто посоветовал) и 2) чему мы можем поучиться у героев, что почерпнуть из их опыта. Часто дети приносят книги о дружбе, трудностях подросткового возраста, но даже в развлекательном рассказе нужно попробовать разглядеть что-то полезное для ребят.

4) интервью литературного героя. Данная форма работы позволяет учащимся понять персонажа, который после прочтения может показаться далеким и незнакомым.

5) создание страницы литературного героя в социальной сети. Этот прием может быть использован как на уроке анализа образов главных персонажей, так и на уроке-обобщении. С помощью ведения странички героя можно проследить за эволюцией его характера, проиллюстрировать его размышления, проанализировать и сформулировать в виде текста-подписи под фото проблемы, сомнения и надежды, которые он испытывает.

Таким образом, предложенные формы работы на уроках литературы дают хороший результат. Отслеживается положительная динамика активности учащихся на уроках литературы, интерес к чтению – в том числе классических произведений – повышается. Классы глубже вникают в нравственную проблематику произведений, герои и их проблемы становятся для них более объемными и материальными.

В связи с широкой распространенностью социальных сетей, в которых учителя и ученики «дружат», появилась идея усовершенствовать формат читательского дневника. Традиционная форма работы по ведению дневника летом или в течение года (занесение сведений о названии произведения, авторе, героях и фабуле) устарела и не только не мотивирует современных школьников читать классику и детскую или подростковую литературу, но и отталкивает их от книг. Возможно реализовать пробный проект по читательским отзывам в популярной социальной сети (например, ВКонтакте или Инстаграм), результатом которого станут «живые» мнения и рекомендации детей. При этом в отличие от традиционного читательского дневника такая форма будет не просто боле привлекательной для школьников, она даст возможность учителю быстро отреагировать и проверить работу, а его ученикам обсудить отзыв.