Проект "Музей букв"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Учебный предмет: литературное чтение.

Участники: обучающиеся 1 класса.

Срок реализации: май года.

Предполагаемый продукт проекта: «Музей Букв».

Цели проекта:

  • Ознакомление с историей русского алфавита.
  • Создание музея букв.

Задачи проекта:

  • Собрать информацию об истории русского алфавита.
  • Изготовить модели букв и их визитные карточки.
  • Найти и выучить информацию (стихи, песни, загадки, сказки) про буквы, подготовить своё выступление.
  • Развивать умения анализировать собранный материал, речь, память, мышление.
  • Активизировать познавательные способности обучающихся, способствовать раскрытию их творческих возможностей с учётом персональных интересов и потребностей детей.

Формирование УУД:

  • Регулятивные: развивать способность организовывать свою учебно-познавательную, творческую деятельность, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Познавательные: развивать способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, способность учиться, получать новые знания, возможность усваивать новую, полезную для себя информацию.
  • Коммуникативные: развивать способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками, проявляя толерантность в общении.
  • Личностные: формировать способность к нравственной и этической оценке.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности проведения: средней продолжительности.

проекта: на открытом мероприятии.

Проект "Музей букв" является итоговой работой по предмету "Литературное чтение" и младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний.

Оборудование урока: плакат «Проект. Музей букв», выставка работ учащихся, плакаты о буквах (странички книги «Весёлые буквы»), презентация к проекту, кусочки бересты, писало (17), мультимедийная аппаратура, фотоаппарат, фотокамера.

План работы над проектом

Этап 1. Подготовительный. Подборка материала.

В ходе работы учащиеся сами выбрали буквы алфавита, с которыми они будут работать.

Подбор самого интересного, волшебного, удивительного о букве, которую выбрали:

- стихотворений, загадок, сказок, пословиц и поговорок, ребусов, шарад, крылатых слов и выражений, кроссвордов, перевертышей, анаграмм, потешек, скороговорок;

- придумать характер своей букве, на что она похожа:

- из какого материала будет изготовлена буква;

- как она выглядела в старину.

Этап 2. Практическая реализация проекта.

Совместная деятельность учителя, детей и родителей:

  • Учащиеся вместе с родителями создавали портрет своей буквы из материала, которого они выбрали: пенопласт, поролон, тесто, глина, ткань, мех, бумага, картон, дерево и т.д.;
  • Украшали букву, делала ее «праздничной».

Учитель выступал в роли консультанта и помощника.

Этап 3. Продукт проекта.

Создание «Музея Букв». Проведение экскурсии по музею.

Этап 4. Подведение итогов проекта.

КРИТЕРИИ УСПЕХА:

- достигнут конечный результат;

- была создана активная команда участников проекта;

- обучающиеся, родители и учитель получили удовольствие от своей деятельности.

Технологическая карта проекта

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Вместе с учителем учащиеся выбирают тему для исследования может. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку.

Интересующую информацию ребенок добывает при помощи взрослых из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников, Интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

На втором этапе (технологическом) учитель составляет технологическую карту с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки изделий, которые дети создали, проведения экскурсии по музею букв. Такая выставка обычно сопровождается небольшими

УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

Личностные

жизненное
самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

творческая самореализация

Регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(математика, русский язык, окружающий мир, технология , физическая культура и др.)

Познавательные
общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей

Познавательные логические.

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении [6].

1. Целеполагание.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

2. Планирование.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

4. Контроль.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов [6].

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.

2. Планирование. Работа с картой урока.

3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

4. Контроль.
а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А.Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.
а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.
а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А.Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:
а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

8. Домашнее задание.
а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по-новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. [3]

Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий [2].

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

  • определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;
  • отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
  • извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
  • сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений и событий;
  • делать выводы на основе обобщения знаний;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

  • самостоятельно формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий;
  • действовать по плану;
  • сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
  • проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

  • вычитывать информацию, данную в явном виде;
  • объяснять смысл слов и словосочетаний;
  • вычитывать информацию, данную в неявном виде;
  • понимать смысл текста в целом (главную мысль);
  • истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

  • оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
  • объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
  • определять важные для себя и окружающих правила поведения;
  • выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
  • отделять оценку поступка от оценки самого человека;
  • определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

В заключение необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения [1]. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <...>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
— представление результатов своей деятельности и хода работы;
— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Структура проектной деятельности состоит из следующих этапов:

  • Целеполагание (поставить цель, проблему учащимся);
  • Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
  • Создание проекта (разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
  • Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
  • Презентация проекта ( выступление с готовым продуктом);
  • Рефлексия (ученики проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили).