Форма проведения: организационно-деятельностная игра
Методическая цель: продемонстрировать инновационные приёмы и методы, способствующие нахождению путей решения по защите детей от употребления табака, курительных смесей, бездымного (жевательного) табака (СНЮСы).
Задачи:
- способствовать углублению знаний о причинах, признаках и последствиях употребления табака, курительных смесей, бездымного (жевательного) табака (СНЮСы);
- способствовать формированию понятия «Культура здоровья» как основа безопасного здорового образа жизни;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах.
Участники: обучающиеся 8 курса
Оборудование, оформление, реквизиты: компьютер, интерактивная доска, презентация, ручки, маркеры, школьная доска, листы А4, брошюра «Вредные привычки», маленькие листочки, информационная карта, табуляторы с названием групп, бейджи с ролями (маленькие листочки, бейджи, табуляторы разного цвета).
Ход мероприятия
I. Организационный момент
В классе расставлены столы для четырех групп. На столах лежат листы-опросники, информационные карты, буклеты, чистые листы бумаги, 16 цветных прямоугольных маленьких листиков, ручки, маркеры. Табуляторы с названием групп, бэйджи с названиями ролей. Обучающиеся заходят и садятся на любые места. Слайд 1-2
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Тема классного часа связана с Вашей безопасностью. Слайд 3
Воспитатель: Слово «здравствуй» происходит от праславянского «сдорв», что обозначает «хорошее дерево». То есть под «здоровьем» подразумевается крепость, твердость, выносливость, символом всего этого у наших предков было дерево. Дерево, имеющие крепкие корни и здоровые плоды. Крепкие корни – это опыт и мудрость ваших родителей, прародителей, предков. Именно в фольклоре передавались вековые знания. Здоровые плоды – это вы, дети, наше будущее. Слайд 4
Всем известна пословица: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Очень важно нам взрослым, успеть за быстроменяющимся миром и дать ту базу знаний и навыков, которые помогут вам, нашим детям твердо стоять на ногах, не подвергнуться искушениям и не совершить ошибок? Слайд 5
II. Основная часть
Воспитатель: В этом нам поможет формирование качественных представлений о культуре здоровья, которая основывается на воспитании базовой ценности – здоровье! Формирование культуры здоровья – как один из способов ценности здоровья - важнейшее определение личности – способность нести ответственность за свои поступки. Это один из навыков в формировании культуры здоровья: беречь свое здоровье, заботится о здоровье окружающих. Нести ответственность за свои поступки. Известный факт, что узнают подростки о вредоносных веществах прежде в своей социальной среде.
Сегодня наш классный час пройдет в форме деловой игры. Вы будете мыслить как родители, как администрация КПКУ, педагоги, эксперты, родители детей разных возрастных категорий.
Воспитанники делятся по группам.
Названия группы |
Роли |
1 группа «Администрация КПКУ» |
|
2 группа «Педагоги» |
|
3 группа «Родители» |
|
4 группа «Эксперты» |
|
Музыкальный ряд.
С помощью приема Микс-пэа-шеа (смешивание) и РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы) обучающиеся делятся друг с другом мнением по теме «Здоровый - это…». Смешение происходит 3 раза. Затем парам предлагается сесть за близко стоящие столы так, чтобы они оказались напротив друг друга.
Воспитатель: Давайте познакомимся поближе. Я – председатель Экспертного совета (далее Совет) «Безопасность детей». На столе стоит табулятор с названием группы. Распределите роли, которые написаны на бейджах. Оденьте бейджи, представьте себя в этой роли. Во время нашего мероприятия вы теперь должны и воспринимать информацию, и мыслить, и вносить предложение в соответствии с вашей ролью.
Ну, вот, все члены Совета в сборе. Разрешите начать экстренное заседание «Экспертного совета «Наша безопасность». В Совет поступило письмо от мамы ученика 7 курса.
Воспитанник: Зачитывает письмо родителей.
«Очень страшно за сына. Учится в седьмом классе. На родительском собрании сказали, что сейчас среди подростков распространяют какие-то новые жевательные конфеты - снюсы. А на самом деле это то ли наркотик, то ли трава какая-то. Что это такое, как выглядит, как уберечь ребенка, как понять, что угощался уже? С уважением, Лариса»
Воспитатель: Прежде, чем перейти к разработке определенных путей решения данной проблемы, давайте сами скорректируем сведения по данному вопросу.
У вас на столах листы с утверждениями. Возьмите их. Выберите один однозначный ответ. (Прием «ЭЙ АР ГАЙД» - «До и после») У вас времени 30 секунд. Слайд 6
Да |
Утверждение |
нет |
|
Снюс в России под запретом. |
|
|
Снюс помогает бросить курить. |
|
|
«Бездымный табак» не вызывает привыкания: от его употребления в любой момент можно отказаться. |
|
|
Риск развития тяжелых форм коронавируса у курильщиков вырастает в 2,25 раза. |
|
Воспитатель: Отложите, пожалуйста, пока опросник в сторону.
Я предлагаю в течение 2 минут изучить материал по теме нашего классного часа, находящийся на столах. (Проработка материала – информационная карта, брошюра, информационные листы.)
Вернемся к опроснику. Слайд 7
Работа воспитанников с презентацией, просмотр видеоролика «Снюс под запретом»
Ответы воспитанников
- Снюс в России под запретом. Это является правдой лишь частично. Продажа снюса ограничивается, хотя его можно купить в специализированных магазинах. Приобрести его могут только люди, достигшие совершеннолетия. Слайд8
- Снюс помогает бросить курить. С одной стороны, это так. Употребление жевательного табака поможет справиться с тягой к сигарете, ведь он насыщает организм достаточным количеством никотина и снимает симптомы «ломки». Однако от никотиновой зависимости снюс не избавляет. Напротив, концентрация никотина в нем очень велика. И если человек решит отказаться от снюса, он снова будет испытывать желание закурить. Причем, как показывает практика, для того, чтобы избавиться от тяги, ему придется курить более крепкие сигареты, чем раньше. Ведь организм привык к большим дозам никотина и уже не может без них обойтись. Слайд 9
- «Бездымный табак» не вызывает привыкания: от его употребления в любой момент можно отказаться. Это неправда. Снюс содержит высокую концентрацию никотина, который через сосуды слизистой быстро проникает в кровь. Зависимость он вызывает быстрее, чем обычные сигареты. И избавиться от тяги к снюсу непросто, ведь организм привыкает получать огромные дозы никотина. Многие врачи даже говорят, что лучше курить, чем использовать «жевательный табак». Слайд 10
- Риск развития тяжелых форм коронавируса у курильщиков вырастает в 2,25 раза. (Просмотр видеоролика «Курильщик»)
Воспитатель: Посмотрите на опросник. Насколько ваши ответы были верны? Слайд 11- 12
Давайте резюмировать нашу осведомленность по данной проблеме. Начнем с курительных смесей, или ещё одно название «спайс». Исследований в общем доступе по использованию этого вида наркотического продукта нет. Но есть несколько рассказов тех, кто сам их употреблял и видел, что происходит с человеком под их воздействием.
Чтение письма воспитанником.
Кирилл, 27 лет: «Я подсел на спайсы, когда учился в универе. Первую неделю все было отлично, курил по несколько раз в день. Потом я стал психованным, а все вокруг хмурым. Подсел конкретно. Два месяца прошли в постоянной депрессии от затяжки до затяжки. Повезло, что лето закончилось, и надо было уезжать на учебу. Переламывался неделю, теперь ногой крещусь, когда слышу про миксы».
Сергей, 22 года: “За год двое моих знакомых умерли от этой дряни. Даже не от передоза, а от эффекта. Один сбросился с балкона седьмого этажа, а другой разбился за рулем автомобиля. Просто эффект спайса невозможно контролировать. Я видел, как люди жрут землю под этой дрянью». Слайд 13
Воспитатель: Распространение курительных смесей запрещено. Но на рынке нашим детям предлагают альтернативу курительным смесям и сигаретам – Джул – электронная сигарета, вейп, в виде флешки, (джулинг). У последнего продукта вред состоит в том, что никто не знает состав вещества, который дети с удовольствием втягивают внутрь, ощущая приятные вкусы и запахи. Еще нет исследований по изучению последствий воздействия данных смесей на организм, нет статистики употребления вейпов среди подростков. Но известно, что увеличился на них спрос и увеличено производство. Слайд 14
Табакоупотребление - это широко известная проблема.
Распространенность потребления табака среди взрослого населения России:
- У мужчин – 53-80 %
- У женщин – 13-47 %
- У юношей 28-67 %
- У девушек 15-55 %
- Подвергаются пассивному курению - 80 %
- Курящих женщин. Продолжают курить во время беременности - 40 %
Снюс — вид табачного изделия. Представляет собой измельчённый увлажнённый табак, который помещают между верхней (реже — нижней) губой и десной на длительное время — от 30 до 60-70 минут. Слайд 15
Вред снюса оценивается как более сильный, чем от курения табака.
В нашей стране запрет на эту форму сосательного табака был введен в 2015 году. Однако его до сих пор продолжают ввозить в страну под видом жевательного табака и свободно продают в интернете и других торговых точках в разных городах страны.
Снюс, ВЕЙП как и табак для курения, неминуемо вызывает никотиновую зависимость. Многие специалисты уверенны, что физическая и психическая зависимость от снюса намного сильнее и избавиться от нее крайне трудно.
Для привлечения внимания детей, снюсы продаются в виде конфет, жвачек, зубочисток. Вейп – как обычная флешка.
Воспитатель: Как же обезопасить нас? Давайте от теории перейдем к практике, разберем ситуацию. Вы должны разработать пути решения проблемы: «Как уберечь детей от искушения «попробовать»?
Работа в группах.
Прием ДЖОТ ТОТС (JotThoughts) - «запишите мысли».
На столе лежит 16 маленьких листиков, возьмите каждый по 4. На одном листике пишите слово или словосочетание, напрямую относящиеся к сегодняшней проблеме. По очереди кладете листик в центр стола и произносите слово (словосочетание), которое на нем написано, так, чтобы его услышали члены команды. Повторяться нельзя. И так каждый из команды. Не забывайте, в какой роли вы сегодня. Старайтесь мыслить в соответствии с вашей ролью. Ваша задача в течение 3 минут выполнить задание. Пожалуйста, начинайте.
По окончании времени. Обсудите слова, которые вы написали и оставьте только 9 слов наиболее значимых для решения проблемы. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в форме 3х3.
Воспитатель: Следующее задание. Используя слова (по вертикали, горизонтали, диагонали – всего 3), каждый составляет по 2 распространенных предложения – пути решения нашей проблемы классного часа «Как уберечь детей от искушения «попробовать»?». На выполнение задания дается 3 минуты. Если будут вопросы, поднимите руку вверх, я подойду. (Прием ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic- Tac-Toe) - «крестики-нолики».)
Воспитатель: По окончании времени, обсудите предложения, которые у вас получились. Выберите 3 лучших предложения, на ваш взгляд, которые действительно помогут решить злободневную проблему. Представление и защиту предложений осуществляет тот человек, который ближе сидит к окну и ко мне.
Защита воспитанниками предложений.
Воспитатель: Пути для решения данной проблемы определены.
Ваши предложения обязательно будут переданы в администрацию КПКУ.
Ваше мнение для нас очень важно.
III. Заключение. Рефлексия
Воспитатель: Итак подведём итоги классного часа. Мне бы хотелось узнать, насколько важно было для вас то, о чем мы сегодня говорили.
Прошу сказать по одному слову или словосочетанию, которое сейчас находится на поверхности вашего ума по проблеме и теме нашего разговора. Слайд 15.
Ответы воспитанников
Воспитатель: Хочу вам пожелать: Берегите своё здоровье смолоду! Слайд 16.
Благодарю вас за внимание, работу и сотрудничество. До свидания!
В качестве бонуса, хочу вам преподнести памятку «Это важно знать ради сохранения здоровья».