Цель урока: познакомить учащихся со значением праздника, раскрыть экологические проблемы гор.
Задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся к географическим объектам;
- раскрыть важность охраны природы в горах;
- расширять кругозор учащихся;
- дать понятие о публицистическом тексте;
- формировать восприятие красоты окружающего мира;
- воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные.
Ход занятия
1. Введение в тему занятия
- Я хочу начать сегодняшнее занятие с музыки. Послушайте песню. О чем она? Может быть вы знаете кто ее исполняет? (ответы детей)
Звучит песня В.Высотского "Лучше гор могут быть только горы"
- Автор и исполнитель этой песни Владимир Высотский, известный советский бард, артист, киноактер. Он написал и исполнил эту песню для кинофильма "Вертикаль"(1966 г.). Это фильм об альпинистах.
2. Сообщение темы
- А вы знаете кто такие альпинисты? (ответы детей)
- Верно, это люди, которые покоряют горные вершины, без специальной техники, имея только свою силу, выносливость и альпинистское снаряжение.
- Я предлагаю сегодня отправиться в горы. Кто из вас был в горах? Давайте отправимся в горы как альпинисты. А они не сидят на стульях в комфортных условиях. Давайте переместимся на пол. У альпинистов есть специальные коврики, на которых они сидят, спят и любуются горными пейзажами.
3. Работа по теме
Дети перемещаются на коврики на пол.
- Понравилось вам в горах? А какие они? Что вы можете сказать о природе? Какие растения вы увидели? Какие животные обитают в горах? (выслушать ответы детей)
- Действительно, горы прекрасны в любое время суток и в любое время года. Кажется, что горы - это безжизненные камни. Но посмотрите, сколько там уникальных растений, деревьев, цветов. Одно из них - цветок эдельвейс. Он растет в скалах, на подступах к заснеженным вершинам гор, увидеть этот цветок могут лишь самые стойкие и выносливые путешественники. Поэтому о нем сложено множество легенд про любовь и верность, смелость и мужество. Сами цветы похожи на жемчужинки, отливающие перламутром, или на звёздочки с серебристыми лучами.
- А сколько уникальных животных обитает в горах. Горные козлы и бараны, как они прыгают на своих копытцах по скалам?!
- А какая звучала музыка, вы обратили внимание? Мелодия в музыке гор такая же извилистая, как горные узкие тропинки или виноградная лоза.
- Горные системы обеспечивают человечество важными ресурсами: водой, энергией, продовольствием. Все реки планеты берут свое начало в горах.
- Посмотрите на карту России. Вспомните, каким цветом обозначаются горы? Много ли гор в России?
- Да, гор на территории нашей страны много. Среди горных систем в России можно выделить Кавказ, Уральские горы, Алтай, Верхоянский хребет, Западный и Восточный Саяны, хребет Черского. В России более 2000 горных вершин, 54 вершины имеют высоту более 4000 м. Самая высокая точка России — гора Эльбрус в составе Кавказа (5642 м).
- Как вы думаете, почему я вас сегодня позвала в горы? Может это быть связано с нашим экологическим календарем?
- Верно. 11 декабря официально отмечают Международный день гор. Праздник был принят Генеральной Ассамблеей ООН в январе 2003 года. Цель праздника — обратить внимание на важность развития горных регионов, сохранения их природного рельефа и улучшения уровня и условий жизни жителей гор. В эти дни по всему миру проводятся тематические симпозиумы, семинары и лекции.
- И вам я сегодня предлагаю узнать что-то новое о горах. Предлагаю переместиться за парты. Работать будем в группах, так веселее и быстрее.
- Давайте обратимся к тексту на голубых листочках. Прочитайте его.
Текст № 1.
Уральские горы — это горная система между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Ее длина составляет более 2000 километров. Ширина системы колеблется от 40 до 200 километров. Высота Уральских гор не превышает 1895 метров. Территориально Уральские горы делятся на пять частей: Южный Урал, Средний или Центральный Урал, Северный Урал, Приполярный Урал и Полярный Урал.
- Скажите, пожалуйста, где мы с вами могли бы встретить подобный текст? (В энциклопедии).
- Действительно, эта словарная статья взята из энциклопедии. А какие слова, сочетания помогли вам найти ответ на этот вопрос? (Использование терминов, точных данных, отсутствие эмоционально окрашенных слов).
- Верно. А для кого стиля речи характерны названные вами признаки? (Для научного).
- Молодцы! Предлагаю познакомиться еще с одним текстом, рассказывающим о горах, и понаблюдать над его языковыми особенностями. Обратимся к желтым листам.
Текст № 2.
Каждый, кто оказывается в горах, не может оставаться равнодушным. Изумление и восторг охватывают человека при виде грозной красоты горных пейзажей. Мир гор настолько необычен и своеобразен, что его можно сравнить разве что с пейзажами другой планеты. Этот мир часто наполнен полной тишиной. Но в горах не царит полное безмолвие: звуки журчащих родников и ручьев, шум рек и водопадов, свист ветра и крики горных птиц рождают прекрасную, гармоничную музыку дикой природы. Грохот камнепадов или лавин — это тоже реальность гор, заставляющая помнить об осторожности и наглядно осознавать слабость человека перед стихией.
Олег Раевский
- Понравился вам текст, ребята? (Да)
- Какие картины природы вы увидели? (Высокие горы, водопады, горных птиц, лавины).
- Благодаря каким частям речи этот текст стал более ярким, живым? (Благодаря именам прилагательным).Вспомните, как называется средство выразительности, заключающееся в образном определении. (Эпитет).
- А для какого стиля речи характерно использование самых разнообразных средств выразительности? (Для художественного).
- Молодцы! Предлагаю прочитать еще один текст и познакомиться на его примере с новым, пока не известным нам стилем речи.
Текст № 3.
Одни из самых древних гор на нашей планете - Уральские горы.
Их возраст насчитывает более 600 миллионов лет и за это долгое время горы успели основательно разрушиться под воздействием ветров, дождей и оползней.
Уральские горы очень богаты полезными ископаемыми: медью, магнием, углем, нефтью и другими. Именно поэтому здесь очень развита горнодобывающая промышленность, а вследствие этого и остро стоят вопросы экологии.
Сегодня из наиболее острых проблем можно назвать вырубку лесов, последствия от добычи подземных ископаемых, плотины на реках (ГЭС), работу вредных химических, целлюлозных и металлургических производств.
Однако работа по улучшению экологии на Урале ведется. Уже сейчас на территории очень большое количество заповедников, парков и заказников. Кроме того, на Урале все чаще появляются особые зоны с экологическими маршрутами и тропами.
Все это позволяет надеяться, что экология Урала не будет нарушена.
- Скажите, пожалуйста, могли бы мы прочитать такую статью в газете или журнале? (Конечно). А услышать в одной из передач на телевидении, радио? (Да).
- Как вы думаете, с какой целью автор создал этот текст? (Обратить внимание на проблемы экологии Уральских гор, связанные с вмешательством человека).
- Какую мысль хотел донести до нас автор этого текста? (Горы нуждаются в защите, охране).
- Молодцы! А теперь давайте запомним: стиль речи, цель которого воздействовать на читателя, привлечь его внимание к определенной проблеме, называется публицистическим. От слова «публика», то есть те, кто и является читателем газет, журналов, кто смотрит телепередачи.
- Рациональное использование горных ресурсов и бережное отношение к горным экосистемам долгое время оставались лишь на бумаге. Горы – это горы, что им будет? Примерно так размышляли большинство добывающих полезные ископаемые концерны. К началу третьего тысячелетия стало ясно, что если не заняться вопросом сохранения горных богатств, растений и животных, то планета может потерять огромную часть своей уникальности.
- Конечно, глобальными вопросами сохранения гор должны заниматься взрослые люди: экономисты, предприниматели (ведь без полезных ископаемых человек на сегодня обойтись уже не может), экологи. Может быть, и вам в будущем удастся решить эти проблемы.
- А что можем сделать мы, дети, чтобы сохранить горы? (Не мусорить, не наносить вред растениям и животным, не кричать в горах)
4. Игры
- Вы очень хорошо поработали, предлагаю отдохнуть. Давайте разобьемся на две команды и поиграем в альпинистов.
Собрать палатку и забраться туда всем вместе.
Подхвати эхо.
"Кто забрался под диван?"
Эхо мне в ответ: "..."
"Не боится кто мороза?"
Эхо отвечает: "..."
"Кто съел плитку шоколада?"
Эхо (с укоризной): "..."
"Кто гуляет до рассвета?"
Эхо мне ответит: "..."
"Кто глядит из-за сарая?"
Знает эхо: это ...
"Кто потерял сандалик?"
Промолвит эхо: "..."
"Назови мне кавалера!"
Эхо прокричит: "...!"
3) Пройди по горной тропе.
5. Рефлексия
- Вы успешно прошли все испытания. Я хочу вручить вам знак отличия - значок альпиниста.
- Я хочу, чтобы вы вместе со своим альпинистом поднялись на свою вершину.
На доске вершины разной вышины:
- было неинтересно, я ничего не запомнил;
- было интересно, но я ничего не понял;
- было интересно, я все понял и запомнил.
- Здорово! Все альпинисты на самой верхней точке! Ну, тогда мы проверим, что же вы запомнили?
- С какими текстами вы сегодня работали?
- Какие экологические проблемы обнаружили люди в горах?