Роль педагога в создании воспитывающей среды в условиях полиэтнической школы Крайнего Севера

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7


Усть-Янский улус (район) образован 5 января 1967 года. Расположен на севере республики за Северным полярным кругом. Площадь - 120,3 тыс. кв. км. Административный центр - посёлок Депутатский, который от столицы республики, города Якутск, находится на расстоянии: наземным путём — 2068 км, воздушным — 1025 км. Усть-Янский улус относится к промышленным районам. Минерально-сырьевая база представлена месторождениями благородных металлов (золото, серебро), олова (с попутными компонентами), ртути, угля, общераспространенных полезных ископаемых, мамонтовой кости. Административный центр улуса - посёлок Депутатский. Населённых пунктов — 11, в том числе 7 сельских населённых пунктов, 4 рабочих посёлка; 7 наслегов, 4 поселковых Совета. Общая численность населения, на 2016, составила 7242 тыс. человек, из них 2925 тыс. – жители пос. Депутатского.

В 2009 году месторождение окончательно прекратили разрабатывать в связи с банкротством компании ОАО «Сахаолово». Вследствие банкротства более 300 человек потеряли работу. Поселок Депутатский оказался под угрозой превращения в город-призрак. На сегодняшний день посёлок Депутатский остаётся многонациональным посёлком, люди общаются с друг другом, но несмотря на это в обществе существует проблема толерантности. Жители прошли через многие трудности, лишения, что отразилась на менталитете местных жителей.

Воспитанием подрастающего поколения и формированием толерантности занимается Депутатская «СОШ с УИОП». Отличительной особенностью образовательного учреждения является многонациональный состав учащихся. В новом образовательном стандарте в качестве главной задачи школы определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной полиэтнической среде, сохраняющего свою социокультурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

Роль педагога нашей школы, на мой взгляд, заключается в создании воспитывающей среды для детей, пришедших из разных микро-социумов, с разным жизненным опытом и с несформированными коммуникативными деятельностями. Дети, выросшие в разных семьях, на разных национальных традициях, на разных сказках, идеалах попадают в обычную школьную среду, где им необходимо выстраивать свою линию поведения относительно товарищей, на основе знаний о ценностях, культуре и религии, полученных от родителей в семье.

Основными элементами школы, влияющими на формирование тех или иных черт личности, являются:

  • Содержание образования;
  • Технологии организации учебной деятельности;
  • Образовательная среда, или уклад жизни школы;
  • Организация взаимодействия и совместной деятельности всех участников образовательного процесса;
  • Взаимодействие школы и семьи в решении задач воспитания детей;
  • Личностная позиция и профессиональное мастерство педагога.

Перспективные новые подходы в формировании поликультурности и толерантности в полиэтнической среде основываются не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т.д., но и реальном практическом действии и взаимодействии воспитуемых. Формированию толерантности и поликультурности способствует специальное проектирование воспитательной работы школы. Основные цели воспитательной системы связаны с созданием такой культурно-образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса школы чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим людям, обретал опыт жизненного и созидательного успеха.

Отличительной чертой полиэтнической школы МБОУ «Депутатской СОШ с УИОП», на мой взгляд, является также разный уровень владения учащимися русским языком, а также разный уровень общей культуры, который различает не только учащихся, но и их родителей.

Анализ национального состава учащихся школы МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП» показал восемь этнических групп: якуты, русские, украинцы, эвенки, эвены, юкагиры, лезгины, чеченцы (табл.1).

Мониторинг национального состава учащихся школы в 2015, 2016, 2017гг.

Национальность

2015 год

2016 год

2017 год

Численность
учащихся

%

Численность
учащихся

%

Численность
учащихся

%

Якуты

124

35,4

135

38,1

146

37,7

Русские

102

29,2

101

28,5

106

27,8

Украинцы

12

3,4

15

4,2

16

4,1

Эвенки

0

-

9

2,5

7

1,8

Эвены

92

26,2

77

21,7

89

23,0

Юкагиры

5

1,4

4

1,2

8

2,0

Лезгины

1

0,28

1

0,28

1

0,25

Чеченцы

4

1,1

5

1,4

7

1,8

Основные направления работы школы:

- в учебно-воспитательной деятельности учителей;

- работа с родительской общественностью;

- работа школьного самоуправления (президентский Совет и Совет детской общественной организации «Стремление»);

- деятельность школы по направлении дополнительного образования.

Учителя нашей школы контактируя с детьми различных национальностей, неизбежно приходят к пониманию того, что национально-особенное своеобразие, освоенное другой (русской) культурой, дает четкое представление о полиэтничности и лингвистическом многообразии даже на небольшом образовательном пространстве (в школе). На мой взгляд содержание культуроведческой компетенции учителя полиэтнической школы обогащается за счет использования в своей профессиональной деятельности, наряду с коммуникативным – социокультурный подход к обучению. Социокультурный подход к обучению заключается в том, что коммуникативно-ориентированное обучение языку как неродномутесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультурыстраны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания.

Я считаю, что обучение толерантности на основе этнокультурных традиций народа, его языка, отражающего определенную картину мира, сложившуюся исторически и прочно закрепленную в его языке, необходимо вести по трем основным направлениям:

  • Просвещение учеников. В этих целях предлагаю использовать следующие методы: диспуты, игры, лекции, этические беседы, рассказы, и проч. Благодаря им формируются взгляды и представления школьников и происходит обмен информацией между ними. При подготовке занятий по различным темам нужно стремиться точно показать обучаемым национальные традиции различных этносов, устанавливать связь между практикой и теорией;
  • Организация деятельности учащихся, способствующая развитию у них толерантных качеств личности. Это могут быть всевозможные путешествия, проекты, разработанные внеурочные курсы, построенные так, чтобы была возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством предметов естественного, гуманитарного, краеведческого цикла;
  • популяризация толерантных качеств личности среди родителей, приобщение их к нравственным ценностям.

Таким образом, важной предпосылкой успешности деятельности учителя полиэтнической школы является его уважение и бережное отношение к национальной ментальности, конкретным формам ее проявления, возникающим в процессе обучения детей, для которых русский язык является неродным.