Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является их максимальная социальная адаптация.
В своей работе мы опираемся на основы АООП и реализуем индивидуально – дифференцированный подход с учетом особенностей и возможностей наших детей.
В проекте ФГОС для умственно-отсталых детей впервые четко прослеживается, как формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Обучающихся необходимо подготовить к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Данная программа реализуется через СИПР.
Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание (в соответствии с ФГОС) основывается на индивидуальном подходе, проводится систематически с поэтапным усложнением и учетом зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ и постепенным снижением помощи взрослого.
В коррекционно-развивающем обучении и воспитании с целью достижения положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ важно, чтобы весь процесс носил четкий организационный, структурированный характер. В этом помогает режим дня, который предусматривает разноплановые виды деятельности детей, реализация которых происходит в разных кабинетах и корпусах образовательного учреждения. Что способствует формированию у детей умению ориентироваться в пространстве в новой для них среде и реализовывать свои элементарные физиологически потребности. Режим дня помогает при формировании и других навыков, в частности навыков самообслуживания. Дети знают, где находится столовая, туалетные комнаты, умывальники, учебные кабинеты и медицинский кабинет. С этого начинается формирование социально-бытовой компетенции.
Подробнее остановимся на формировании социально-бытовых и коммуникативных компетенций.
Формирование навыков культурного поведения и приемов пищи происходит в помещении столовой во время завтрака, обеда и полдников. Учащиеся первых классов принимают пищу сидя за столами, закрепленными только за учащимися первых классов. Садятся строго в соответствии со своими местами. Соблюдается последовательность посадки, последовательность приема пищи (суп, второе и третье блюдо). А также последовательность уборки (уносят посуду, вытирают стол, а затем вытирают и поднимают скамейки). Данная система прослеживается от завтрака до второго полдника (16.30). Происходит постепенное накопление и закрепление навыков, вырабатывается стереотип поведения в столовой.
Дети ежедневно проговаривают режимные моменты. Четко отработаны стереотипы отдельных видов деятельности.
После обеда – идем спать.
Перед сном – посещение туалетной комнаты, мытье рук.
Подготовка ко сну – разборка кроватей, раздевание.
После тихого часа – кружки.
Формирование навыков подготовки и уборки рабочего места, а также учебного помещения происходит во время урочной и внеурочной деятельности.
Упор делается на четком распределении обязанностей.
Формирование навыков самообслуживания при уборке помещения и рабочей зоны на тематических занятиях.
Так же закреплению и формированию навыков способствует наличие межпредметных связей.
Навыки по самостоятельному одеванию и раздеванию сезонных и других видов одежды также отрабатывается во время урочной и внеурочной деятельности и закрепляются в процессе подготовки к динамическим паузам и прогулкам (в соответствии с режимом дня).
Задача максимальной социальной адаптации, в частности коммуникативных навыков осуществляется путем вовлечения и участия детей с ОВЗ в массовых общешкольных мероприятиях. Для детей, имеющих расстройство аутистического спектра – это имеет огромное значение. Путем постепенного, поэтапного приучения детей к массовой коллективной совместной деятельности удается решить поставленную задачу. Ярким примером является подготовка к празднику Новый год. Громкая музыка, костюмированные персонажи, другое помещение (непривычная обстановка), массовость вызывали у детей негативные эмоции и чувства страха. Путем дозированного приучения и вовлечения детей в течение месяца во время ежедневных репетиций удалось побороть у учащихся чувство страха, снять напряжение и негативизацию.
За текущий учебный период (год) удалось добиться у детей с ОВЗ положительной динамики при формировании выше перечисленных жизненных компетенций, благодаря четко-структурированной и системной работе при единстве требований.