Технология дидактического цикла направлена на организацию активного усвоения нового учебного материала. В основе данной технологии лежит теория Л.Я.Зориной о дидактическом цикле процесса обучения. Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Урок в данной технологии должен содержать в себе все структурные элементы процесса обучения.
В чем специфика урока, выполненного в технологии дидактического цикла? Урок должен обладать внутренним единством элементов. Каждая фаза занятия наполняется в зависимости от типа учебного предмета, характера его содержания, конкретных образовательных целей, но при этом сохраняется строгая последовательность цикла. Урок может быть воспроизведен с применением любых учебно-методических комплексов, содержание изменяется в зависимости от уровня подготовленности класса. В итоге учащиеся должны получить определенный продукт или понимать, как использовать полученные на уроке знания в современной жизненной ситуации.
Модель дидактического цикла можно представить в следующем виде:
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Обнаружение |
Освоение |
Осознание |
Применение |
Присвоение |
Осуществление обратной связи, самоконтроль |
Рассмотрим урок по истории отечества, выполненный в технологии дидактического цикла.
Тема урока: «СССР в середине 1960-х начале 1980-х гг. Период правления Л.И.Брежнева».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: комплекты документов.
Цель урока: формирование самостоятельных представлений учащихся об историческом периоде правления Л.И.Брежнева
Задачи урока:
- формирование умений анализировать явления и сопоставлять факты;
- формирование умения презентовать приобретенные знания;
- закрепление навыка работы в группе;
- формирование умения налаживать коммуникацию с родными и близкими людьми.
Ход урока
1. Фаза обнаружения незнания направлена на получение учителем информации о состоянии субъективного опыта учащихся в конкретный момент и раскрытие потенциальных возможностей учеников быть субъектом познания.
Учитель начинает урок с какого-либо анекдота 1970-х начала 1980-х гг. и предлагает учащимся вступить в беседу. Вопросы для полилога могут быть следующие: что смешного в анекдоте, понятен ли его смысл, кто придумывает анекдоты и с какой целью это делается. Так как вопросы не требуют специальной подготовки и знаний, то в работу включаются ученики разного уровня. Учитель обращает внимание на афоризм, написанный на доске «Шутка часто удачнее и лучше определяет даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение» (Гораций). Учитель предлагает опровергнуть или подтвердить мысль, содержащуюся в этом афоризме.
Для начала ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом «застой» (цвет, запах, тактильные ощущения, природная среда и т.д.). Все образы фиксируются на доске в форме кластера. Практика проведения урока показывает, что дети обычно рисуют образ болота.
2. Фаза освоения нового учебного материала направлена на приобретение учащимися собственно исторических знаний. Непременным условием является самостоятельная работа учащихся.
Учитель делит класс на группы и определяет функции членов группы (выступающий у доски, работающий с кластером, работающий со словарем, координатор работы и др.). Эта деятельность осуществляется учителем только в случае несформированности у детей навыка организации групповой работы. Каждая группа получает пакет материалов, состоящий из исторических документов и подборки анекдотов (не более трех). Материалы скомпонованы по принципу:
1) сельское хозяйство;
2) свобода слова в Советском Союзе;
3) политическая система (партийный аппарат);
4) формирование культа личности Брежнева;
5) потребительский рынок. В подборке только один анекдот соответствует тематике документов, остальные носят случайный характер.
Перед учащимися ставятся задачи изучить документы, ознакомиться с подборкой анекдотов и подготовить небольшой доклад от группы, в котором объяснить, почему возник анекдот и какие исторические события и явления скрываются за ним.
3. Фаза ликвидации незнания. На этом этапе урока у учащихся происходит структурирование полученной информации.
Учитель организует работу представителей групп у доски. Учащиеся выходят к доске и дополняют созданный на первом этапе урока кластер, но дописываются уже не ассоциации, а факты, характеризующие период застоя. При этом ученики имеют право стереть написанные ранее слова-ассоциации, если считают, что они не соответствуют приобретенной на уроке информации.
4. Фаза применения нового учебного материала определяет «работоспособность» новой структуры знания.
Представители групп объясняют одноклассникам, что происходило в СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг., и иллюстрируют эти явления при помощи анекдотов. Учитель предлагает сделать вывод, подтвердился ли афоризм Горация или нет.
5. Фаза присвоения нового знания имеет практико-ориентированную направленность. Учащиеся должны осознать значение полученных знаний и возможность их применения. В связи с этим пятый этап дидактического цикла может быть реализован за рамками классно-урочной системы. Данная стадия проходит в виде организации домашнего задания. Учитель предлагает в группах составить небольшой опросник по периоду застоя для очевидцев той эпохи (под очевидцами подразумеваются родители, дедушки, бабушки и другие взрослые люди).
6. Фаза осуществления обратной связи и самоконтроля направлена на совершенствование взаимодействия учителя и ученика. Во-первых, исходя из полученных результатов, педагог корректирует свою деятельность. Во-вторых, этот этап способствует развитию самоанализа т рефлексии ученика. И наконец, завершающая фаза дидактического цикла служит для организации мотивации к следующему уроку. В данном конкретном случае взрослые всегда вспоминают войну в Афганистане. Ученики понимают недостаточность полученного знания и сами приходят к проблеме внешней политики в период правления Л.И.Брежнева.
Рефлексия на этой стадии осуществляется в форме обсуждения результатов домашней работы. Учитель обсуждает с учениками, какие возникли проблемы при опросе взрослых; в чем совпали, а в чем не совпали представления учащихся с представлениями родителей; чем можно объяснить причину несовпадения; повлияло ли мнение родителей на представление учащихся.