Внеурочная деятельность как составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО с обучающимися с ОВЗ

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Мир «особого» ребенка. Какой он?

А «особый» ребенок …. Кто он?

Как впустить «особого» ребенка в мир безграничной радости, в среду, где ему комфортно? Трудные, но актуальные вопросы не только для родителей «особых» ребят, но и для нас, педагогов.

 «Особыми» называют детей инвалидов или детей с особыми потребностями. Этот термин предложили сами инвалиды, поскольку они чувствуют себя увереннее. Как же адаптироваться таким детям в новой обстановке среди других детей? Для того чтобы в дальнейшем их жизнь была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников.

Поэтому школа ответственна не только за их обучение, но самое главное за их воспитание. «Особых» детей необходимо направлять, поддерживать, давать им возможность проявлять свои лучшие качества, а это, на наш взгляд, возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Ведь, ребенок, выйдя из стен школы, должен легко и свободно стать полноправным членом общества, а это и есть цель деятельности всех педагогов нашей гимназии.

В нашем учреждении разработана адаптированная основная образовательная программа, которая реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в гимназии, основные направления которой спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Разработанные программы учителями начальных классов гимназии для организации внеурочной деятельности, объединяют все направления деятельности обучающихся и обеспечивают достижение воспитательных результатов для обучающихся 1–4 классов.

В МБОУ «Гимназия № 9» реализуются такие рабочие программы курса внеурочной деятельности, как:

  • Мастерская «Азбука общения» позволяетсформировать личностные, познавательные и коммуникативные УУД как основу умения учиться.
  • Мастерские: «Солнышко», «Речевое творчество» приобщают ребёнка к печатной информации (книга, журнал, справочник); формируют готовность и способность к усвоению обширно обновляющейся информации и использованию её в учебном процессе.
  • Мастерская «Сибирячок». В процессе изучения природы родного края ребята приобретают экологические знания, развивают навыки практической деятельности. Мастерская дает возможность ребёнку проявить себя самостоятельно и добиться успеха.
  • Мастерская «Волшебный мир искусства» предполагает создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать занятия-путешествия, занятия-праздники. На каждом занятии происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
  • Мастерская «Познание», на занятиях которой новое знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
  • «Проектная мастерская» позволяет педагогу направлять учащихся в познавательную деятельность, используя в обучении элементы проектной деятельности.

Хочется более подробно остановиться на данном курсе внеурочной деятельности, т.к работа над проектом позволяет «особому» ребенку (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать новое с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Тем самым, это помогает учащемуся принимать участие в научно-практических конференциях разного уровня (гимназический, муниципальный, региональный) и добиваться высоких результатов.

Наш первый проект «Возможности читательского дневника» начался в первом классе. Он появился у нас не случайно, так как по данным исследователей (М.И.Никитина, Н.Г.Морозова, Б.Д.Корсунская, Ж.И.Шиф и др.), дети с нарушением слуха мало читают художественную литературу и особенно поэзию. А происходит это, потому, что они «имеют ограниченный запас слов, не понимают связей слов в предложениях и, как следствие, не понимают смысла даже небольших по объему неадаптированных текстов». Наш проект был творческий. И продуктом явился на читательский дневник, над которым девочка работала с первых дней обучения в гимназии.

Во втором классе мы писали исследовательскую работу «Моя морская свинка». Эта тема тоже неслучайная, т.к. Таня ежегодно проходит реабилитацию в центре, где есть контактный зоопарк, в котором дети контактируют с морскими свинками. В своей работе мы рассказали о ЗООТЕРАПИИ – это лечение посредством общения с животными. Доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Они помогают людям с различными заболеваниями и детям-инвалидам. Ребёнок чувствует прилив сил, ухаживая за животными, еще более слабыми и беззащитными, чем он сам.

Тему исследовательской работы в третьем классе Татьяна определила сама – «Его величество – осанка», т.к. нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. С этой работой мы выступали на Региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!», где заняли 2 место и в научно-практической конференции «Ярмарка идей» для детей с ОВЗ на базе «Санаторной школа-интернат №4» и на научно-практической конференции «Первоцвет», где стали победителями.

В текущем учебном году мы работаем над проектом «Микрозелень», занимаемся опытной деятельностью, анализируем особенности этих необычных растений.

Внеурочная деятельность реализуется через такие формы, как: экскурсии и творческие события, классные часы, соревнования и фестивали, диспуты и конференции, конкурсы и олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Все эти формы непосредственно способствуют расширению культурно-речевой среды детей с ОВЗ, их взаимодействию и сотрудничеству со здоровыми сверстниками и взрослыми. Ведь ребята осваивают правила, законы социального поведения, а это, на наш взгляд, ведёт к более успешной их адаптации в обществе.

Список литературы

  1. НПК Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.1) [Электронный ресурс] / URL: http://g9-usolie.ru/obrazovanie/
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство: Просвещение, 2010г.
  3. [Электронный ресурс] / neurochnaja_dejatelnost_shkolnikov_metodicheskij_.pdf
  4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Приложение N 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/70862366/10ed0f917186039eb157d3ba4f962ee5/
  5. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. [Электронный ресурс] / URL:https://fgosreestr.ru/
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (для I-III (IV) классов). [Электронный ресурс] / – URL: https://base.garant.ru/197127/
  7. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / URL: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/