Брянщина через века

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 4

Ключевые слова: история и культура родного края


Форма мероприятия: Эстафета со станциями

Место проведения: Территория лагеря

Продолжительность: 40 минут

Инвентарь и оборудование: микрофон, колонки, музыкальное сопровождение, цветные мелки, рисунки предметов русского быта, мяч, маршрутные листы.

Цель воспитательного мероприятия: Расширить кругозор участников, актуализировать имеющиеся знания детей об истории Брянского края и сообщить им новые интересные факты.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения и навыка логично излагать свои мысли;
  • расширение знаний об истории Брянской области.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории родного края.

Развивающие:

  • способствовать развитию наблюдательности, памяти, умению следовать плану;
  • способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
  • развить у детей умение работать в группах, анализировать свои действия, принимать совместные решения, приходить на помощь товарищам.

План проведения:

  1. Вводное слово.
  2. Путешествие по станциям.
  3. Подведение итогов.
  4. Заключение.

Мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет).

Ведущий 1:

Прошло вот уже больше 75 лет с тех пор, когда 5 июля 1944 года была образована Брянская область. И сегодня мы хотим провести необычное мероприятие-путешествие в её историю. Вам предстоит пройти этапы испытаний, в которых понадобиться такие качества как ловкость, смекалка, взаимовыручка, умение прислушиваться к взрослым товарищам, знание истории родного края.

Ведущий 2:

Мы надеемся, что сегодня будет много интересного, и Вы не будете скучать. Сейчас мы поделимся на команды. Команды должны придумать себе названия, получают маршрутный лист – карту и отправляется в путь. Задания на станциях будут самые разнообразные. Посещать станции надо строго по предложенному маршруту. В вашем маршрутном листе будут проставляться баллы за выполнение заданий. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. На каждой станции вам будут озвучивать интересный факт о Брянской области. Слушайте внимательно и запоминайте, вам это очень пригодится. Не забывайте о лимите времени! Ровно через 30 минут работа станций прекратится, так что вам стоит поторопиться!

Ведущий 1: Итак, пришло время представить команды. Команда №1…..(команда выкрикивает свое название), Команда №2…….Команда №…

Ведущий 2: Отлично! Ну что, вы готовы? Тогда мы начинаем!

Станция 1: «Загадочная»

Организаторы загадывают участникам загадки, которые были придуманы на территории Брянского края. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл.

Бежит, бежит – не выбежит. Течёт, течёт – не вытечет (река)
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся (запах)
На болоте я сижу и во все глаза гляжу, по-французски говорю, комаров и мух ловлю (лягушка)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами (петух)
Под кусточком крошка в шапочке на ножке (гриб)
Сам пустой, а голос густой (барабан)
На сковородку наливают, потом вчетверо сгибают (блины)
Жидко, а не вода; бело, а не снег (молоко)
Всех кормит, а сама не ест (ложка)

ФАКТ: На самом деле нынешний Брянск – это по сути два разных города. С середины XIX века недалеко от Брянска существовал промышленный город-спутник Бежица (первоначально назывался Губонино, а затем некоторое время носил имя Орджоникидзеград). В середине 50-х годов прошлого века город, численность населения которого составляла примерно половину рядом расположенного Брянска, был присоединен к областному центру.

Станция 2: «Музыкальная»

Организаторы предлагают участникам вспомнить песни, которые посвящены Брянску, Брянской области, в которых есть упоминания нашего края. За каждую песню участники получают 1 балл.

ФАКТ: Известный полет под мостом знаменитого лётчика Валерия Чкалова впервые состоялся в Брянске, где он служил. Здесь же он решил пролететь под линиями электропередач, но рухнул на землю. За это, и другие проступки Чкалова исключили из армии и на один год посадили в брянскую тюрьму. Правда через месяц стараниями К. Е. Ворошилова он был из неё вызволен и направлен служить в Ленинград, где повторил свой знаменитый полет под мостом уже «на бис».

Станция 3: «Партизанская»

Организаторы предлагают участникам расшифровать фразу «Сторона брянская — слава партизанская», которая будет выглядеть следующим образом:

1

А а

2

Б б

3

В в

4

Г г

5

Д д

6

Е е

7

Ё ё

8

Ж ж

9

З з

10

И и

11

Й й

12

К к

13

Л л

14

М м

15

Н н

16

О о

17

П п

18

Р р

19

С с

20

Т т

21

У у

22

Ф ф

23

Х х

24

Ц ц

25

Ч ч

26

Ш ш

27

Щ щ

28

Ъ ъ

29

Ы ы

30

Ь ь

31

Э э

32

Ю ю

33

Я я

19.20.16.18.16.15.1. 2.18.33.15.19.12.1.33 – 19.13.1.3.1. 17.1.18.20.10.9.1.15.19.12.1.33!

ФАКТ: Брянск был полностью сожжён московскими войсками в Смутное время, так как находился на стороне Лжедмитрия.

Станция 4: «Изобразительная»

Организаторы предлагают участникам изобразить мелом на асфальте достопримечательности Брянска и области. За каждый рисунок команда получает балл.

ФАКТ: Из летописей можно достоверно узнать, что легендарный воин-монах Пересвет, участник Куликовской битвы, был родом из Брянска.

Станция 5: «Русская! Народная!»

Организаторы предлагают участникам вспомнить названия предметов русского быта и сферу их применения, которые будут им продемонстрированы (лапти, кокошник, ложки, рушник, ухват, кочерга, крынка). Затем, опираясь на картинки детям необходимо угадать те промыслы, которыми славилась Брянщина (лодочный, тележный, столярный, кровельный). За каждый верно названный предмет и отгаданный промысел участник получает один балл.

ФАКТ: Старинный Брянск, первое упоминание о котором относится к 1146 году на один год старше столицы России – Москвы.

Станция 6: «Я знаю… 5 улиц»

Организаторы предлагают участникам сыграть в игру «Я знаю 5 имён…» на новый лад. Дети должны набивать мяч, при этом называя брянские улицы, которые именованы в честь известных людей нашего края и нашей страны. За название каждой улицы участники получают по 1 баллу.

ФАКТ: Локотской конный завод был основан в 1842 году. Он один из старейших в стране. Стиль построек – ранний классицизм, хотя в дальнейшем их внешний облик немного изменился. Конезаводом непосредственно владела семья Романовых.

Станция 7: «Танцевальная»

Организаторы предлагают участникам всем вместе станцевать русский народный танец «Калинка-малинка». Если танцуют все – команда получает 3 балла. Если не танцуют 2-3 человека – 2 балла. Если не танцуют 4-5 человек – 1 балл. Более 5 человек – команда не получает баллов.

ФАКТ: Свенский монастырь по преданию был основан брянским князем Романом Михайловичем в 1288 году. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь (с XVII века — Свень), куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Станция 8: «Природная»

Организаторы предлагают участникам вспомнить и назвать заповедники, парки и рощи, озера и иные природные объекты Брянской области и города Брянска (Роща «Соловьи», заповедник «Брянский лес», дендрарий им. Васильева, парк-музей имени А. К. Толстого, озеро «Орлик»). За каждый названный объект начисляется один балл

ФАКТ: 80 миллионов лет назад на месте Брянска было море.

Станция 8: «Заключительная»

Организаторы предлагают участникам ответить на вопросы. Правильный ответ на вопрос даёт команде 1 балл:

  1. Из каких двух городов был образован современный Брянск? (Брянск и Бежица).
  2. Назовите имя летчика, который совершил в Брянске знаменитый полёт под мостом (Валерий Чкалов).
  3. Почему Брянск был полностью сожжён в Смутное время?
  4. На сколько лет Брянск старше Москвы?
  5. Какая известная семья владела раньше Локотским конезаводом?
  6. Как раньше именовался Свенский монастырь?
  7. Что было на месте Брянска 80 миллионов лет назад?

Ведущий 1: Ну, вот мы и дождались последнюю команду. Вам понравилось? Отлично! Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть (проводятся игры с залом).

Ведущий 2: Итак, итоги нашего сегодняшнего мероприятия подведены. Пришло время назвать победителя! Грамотой за 3 место награждается…. Грамотой за 2 место награждается… Грамотой за 3 место награждается…

Мы хотим сказать спасибо всем ребятам, кто сегодня был с нами, и мы уверены, что интересных мероприятий впереди будет ещё очень-очень много. До новых встреч!

Методические рекомендации и советы по подготовке и проведению дела:

  1. Необходимо заранее определиться с количеством участников, определить численность команд, обозначить членов жюри (не менее трёх).
  2. Заранее нужно подготовить призы.
  3. Желательно, чтобы организаторы были одеты ярко, выделялись из общей массы.
  4. Количество организаторов зависит от количества станций. В данном случае 2 ведущих и 8 организаторов.
  5. Если в эстафете участвуют маленькие дети, необходима группа организаторов, которая будет их контролировать (в данном случае не менее шести).

Список использованной литературы:

  1. http://dshi10-bryansk.ru/novosti/75-let-bryanskoj-oblasti/
  2. http://best-trip4you.ru/interesnye-fakty-o-tsentralnoj-rossii#bryansk
  3. https://www.ds32.ru/news/1534746/
  4. https://bryansk.livejournal.com/239990.html
  5. http://geo-storm.ru/dosug-i-otdykh/turizm/brjansk-interesnye-fakty/
  6. https://trip32.ru/10-faktov-o-brjanske/